Решение по иску о признании сделки недействительной



Дело 2- 158 /12

                                                РЕШЕНИЕ

                              Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года                                                            г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи          Черниковой И.А.

с участием помощника прокурора г.Белокурихи Лихторовича А.А.,

при секретаре                              Зарубиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску       прокурора г.Белокурихи в интересах Российской Федерации, муниципального образования «город Белокуриха» и неопределенного круга лиц к администрации города Белокурихи, ФИО1, ФИО5, ФИО18 ФИО19 ФИО8, ФИО2, ФИО6, ФИО3 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, о признании недействительным постановления администрации г.Белокурихи от 13.10.2011 г. , истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Белокурихи обратился в суд с иском к администрации города Белокурихи, Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л., просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка ф от 19.10.2011, заключенного между администрацией города Белокурихи (продавцом) и ответчиками (покупателем) Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г. Применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать Коваленко С.И., Сучатову О.Н., Меркулову З.И., Омелько С.Г., Агафонову Г.Л., возвратить в администрацию города Белокурихи земельный участок общей площадью 948 кв.м., (кадастровый номер расположенный по адресу: <адрес> ; обязать администрацию г.Белокуриха возвратить Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л.( далее по тексту- Коваленко С.И. и другие покупатели) <данные изъяты> копеек. В обоснование требований указал, что по условиям договора купли-продажи ф от 19.10.2011 г., администрация (продавец) передала в собственность Коваленко С.И. и других покупателей земельный участок с кадастровым номером : площадью 948 кв. метров, расположенный по адресу <адрес> в целях эксплуатации магазина»<данные изъяты>». За полученный земельный участок Коваленко С.И. и другие покупатели заплатили <данные изъяты> копеек. Согласно, кадастрового плана земельного участка от 17.06.2008 г. указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов. Прокурор считает, что согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. В пункте 2 статьи 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно, пункта 3 статьи 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки, в пункте 6 статьи 2 устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Далее в пункте 7 указанной статьи определено, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Постановлением Правительства РФ.

В пункте 2 статьи 3 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" также установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации. В пункте 2 статьи 3 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" также установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации. Курорт Белокуриха признан курортом федерального значения и отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения Постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1204 "Об утверждении Положения о курорте Белокуриха". В пункте 2 "Положения о курорте федерального значения Белокуриха", утвержденного Постановлением Правительства от 31.10.99 N 1204 установлено, что курорт Белокуриха относится к особо охраняемой природной территории. Таким образом, по мнению прокурора, земли курорта Белокуриха являются землями особо охраняемых природных территорий федерального значения и в силу вышеуказанных законов ограничены в обороте. Согласно, Постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1988 г. N282 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае" были установлены границы и режимы округа санитарной охраны курорта Белокуриха. На схеме границ курорта г.Белокуриха выделено 3 санитарных зоны курорта и границы курорта Белокуриха. Из этой схемы следует, что спорный земельный участок расположен во второй санитарной зоне курорта, в зоне жилой застройки. Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Поскольку спорный земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, то на основании статьи 27 ЗК РФ он ограничен в обороте. Администрация, как орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, не имела право на отчуждение земельного участка, поскольку он ограничен в обороте. Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. При этом выкуп осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. В пункте 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых территорий не подлежат приватизации. В связи с этим действующим законодательством не предусмотрен выкуп земельных участков расположенных в пределах особо охраняемых территорий. Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка нарушены статья 209 ГК РФ, статья 27 Земельного кодекса РФ и статья 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка несоответствующая требованиям закона ничтожна, а поэтому договор купли-продажи земельного участка является недействительной сделкой. Согласно, статье 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

При таких обстоятельствах, участники договора купли-продажи должны быть приведены в первоначальное положение ( л.д. 4-8).

          Позднее, прокурор исковые требования дополнил новыми, просил признать недействительным постановление администрации г.Белокурихи от 19.10.2011 г «О предоставлении в собственность Некрасовой Г.В. земельного участка по адресу г<адрес>», считая, что постановление вынесено в нарушение вышеуказанного законодательства, поскольку администрация города Белокурихи в превышение своих полномочий приняла решение по отчуждению земельного участка Коваленко С.И. и другим покупателям, находящегося в пределах особо охраняемых природных территорий. Кроме того, учитывая, что Омелько С.Г. передал в общую долевую собственность Коваленко С.И. 1/6 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение -магазин «<данные изъяты>» и 1/6 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу <адрес>, а также Сучатова О.Н., Меркулова З.И., Агафонова Г.Л. продали принадлежащие им доли в размере 7/12 в праве общей долевой собственности на нежилое помещение -магазин «<данные изъяты>» и 7/12 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу <адрес>, с учетом того, что собственником спорного земельного участка является Коваленко С.И. в размере 5/12 долей и Коваленко Т.С.- в размере 7/12 долей, просит обязать Коваленко С.И., Коваленко Т.С. возвратить в администрацию г.Белокурихи земельный участок, в соответствии с требованиями ст. 301, 302 ГК РФ                     (л.д. 122-127).

В судебном заседании помощник прокурора г.Белокурихи Лихторович А.А. исковые требования уточнил, указав, что просит признать недействительным постановление администрации города Белокурихи от 13.10.2011 г., согласно которому спорный земельный участок был предоставлен в собственность Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л., остальные требования поддержал по основаниям, изложенным в исках.

Коваленко С.И., представитель Коваленко Т.С., Сухов В.В., действующий на основании доверенности от 12.05.2012 г.( л.д. 107)     с иском не согласны, указав, что на момент заключения договора не были определены точки санитарных зон, в том числе не определено фактическое место нахождение спорного земельного участка во второй санитарной зоне.          Муниципальное образование вправе распоряжаться земельным участком, являлось надлежащим продавцом. В кадастровом паспорте на земельный участок отсутствовали сведения об ограничении земельного участка, поэтому      спорный участок не находился в особо охраняемой зоне. В декабре 2011 г., после письма и.о. руководителя ТУ Росимущества, администрации города Белокурихи     стало известно, что земельный участок по <адрес> находится во второй санитарной зоне, поэтому покупатели являются добросовестными приобретателями, отсутствуют основания для признания сделки ничтожной с применением последствий ничтожной сделки.      Кроме того, считают, что земельный участок предоставлен для эксплуатации здания магазина, находящегося в собственности ответчиков, тем самым не нарушаются права иных лиц.

В судебное заседание Сучатова О.Н., Меркулова З.И., Омелько С.Г., Агафонова Г.Л., Коваленко Т.С. надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных отзывах на исковые заявления указали, что с требованиями не согласны, поскольку являются добросовестными приобретателями.

Представитель администрации города Белокурихи Мусина Е.Р. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, подала письменное возражение на иск, указав, что администрация распорядилась земельным участком в пределах ее компетенции, поскольку с требованиями ФЗ № 244-ФЗ земельные участки находящиеся в границах курортов федерального значения, на которые не было зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре относится к муниципальной собственности. Кроме того, в Постановлении Правительства от 31.10.1999 г. № 1204 не указано какие номера кадастровых районов, кадастровых кварталов следует относить к курорту Белокуриха, также не указана категория земельных участков. Кроме того, не установлены границы округа горно-санитарной охраны(территории, земель) курорта Белокуриха, и их соотнесение со спорным земельным участком. Постановлением Правительства не утверждены     границы округа горно-санитарной охраны курорта.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля ФИО14, изучив материалы дела считает, что исковые требования прокурора г.Белокурихи подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 30.12.1994 года, между Белокурихинским ГОРПО и гражданами Коваленко С.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И. заключен договор купли-продажи     здания магазина «<данные изъяты>», 1961 года постройки, расположенное на земельном участке площадью 0,09479 га( л.д. 9).

06.06.2011 г. Сучатова О.Н. ( л.д. 19), Агафонова Г.Л.( л.д. 20), Омелько С.Г.( л.д. 21), Меркулова З.И.( л.д. 22), Коваленко С.И. ( л.д. 23) зарегистрировали право собственности на магазин «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, с этого времени Сучатова О.Н., Агафонова Г.Л., Омелько С.Г. являются собственниками по 1/6 доли каждый, а Меркулова З.И., Коваленко С.И.- по 1/4 доли, каждый.

Земельный участок, площадью 948 кв м, по адресу <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копий выписок из кадастрового паспорта на земельный участок( л.д. 24-27).

Постановлением администрации города Белокурихи № 675 от 12.08.2008 г., земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу <адрес>, общей площадью 948 кв м, был предоставлен в аренду Коваленко С.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И. на срок 3 года для использования в целях под магазин «Кулинария»( л.д. 10-11).

17.09.2008г. между администрацией г.Белокурихи и Коваленко С.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И.      заключен договор аренды земельного участка № 488- ф от 17.09.2008 г.( л.д. 12-18), сроком с 12.08.2008 г. по 11.08.2011 г.

09.09.2011 г. Коваленко С.И. и др. обращаются в администрацию города Белокурихи о передачи им земельного участка на котором расположено здание магазина «<данные изъяты>», в собственность, пропорционально долям в праве собственности на помещение ( л.д. 29-30).

Постановлением администрации города Белокурихи № 1209 от 13.10.2011 г., в общую долевую собственность Коваленко С.И.( 1/4 доли), Омелько С.Г.( 1/6 доли), Агафоновой Г.Л.( 1/6 доли), Сучатовой О.Н.( 1/6 доли), Меркуловой З.И.( 1/4 доли) предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте, общей площадью 948 кв м, для эксплуатации магазина «<данные изъяты>»( л.д. 33-34).

19.10.2011 г. заключен договор купли продажи земельного участка № 56 ф расположенный по адресу <адрес>     между администрацией города Белокурихи и Коваленко С.И.( 1/4 доли), Омелько С.Г.( 1/6 доли), Агафоновой Г.Л.( 1/6 доли), Сучатовой О.Н.( 1/6 доли), Меркуловой З.И.( 1/4 доли). Цена отчуждаемого участка определена <данные изъяты> рублей ( л.д. 32- 34).

По сведениям комитета по управлению имуществом оплата произведена     Коваленко С.И. и др. в полном объеме ( л.д. 47).

22.02.2012 г. Омелько С.Г. продал в общую долевую собственность Коваленко С.И. 1/6 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение-магазин»<данные изъяты>» и 1/6 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящиеся в <адрес> ( л.д. 70-71).

24.02.2012 г., Сучатова О.Н., Меркулова З.И., Агафонова Г.Л. продали Коваленко Т.С. принадлежащие им доли в праве собственности в нежилом помещении и земельном участке, в связи с чем Коваленко Т.С. приняла в общую долевую собственность 7/12 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение -магазин «<данные изъяты>» и 7/12 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок по <адрес> в <адрес> ( л.д. 72-74).

Собственником земельного участка по <адрес> и магазина «<данные изъяты>» в размере 5/12 долей с 13.03.2012 г. является Коваленко С.И., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права( л.д. 75,76), а собственником     земельного участка по <адрес> и магазина «<данные изъяты>» в размере 7/12 долей является Коваленко Т.С. ( л.д. 77,78).

Согласно ст. 17 ФЗ от 21 июля 1997 г. « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» способ возникновения прав граждан на земельные участки связывают с документами административно-правового характера

Поэтому, правоустанавливающими документами на землю (помимо договоров, решений судов и свидетельств о праве на наследство) являются решения (постановления, распоряжения) о предоставлении земельных участков, являющееся составной частью договора.

В силу ст. 421 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть обжалован в порядке ст. 254 ГПК РФ, в том числе прокурором.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьей 15 и 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 17 Земельного кодекса РФ предусматривает нахождение земельных участков в федеральной собственности не только после разграничения государственной собственности на землю, но и в случаях установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Кодекса). Согласно, пункта 3 статьи 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ     "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

В соответствии со статьями 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В пунктах 2, 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"). В пункте 6 статьи 2 устанавливается, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами федерального значения", разработанным в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", урегулированы отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.

Частью 9 Постановления установлено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта федерального значения определяются положением о данном курорте, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 4 ФЗ «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указывает, что к полномочиям Правительства РФ относится установление границ и режима округов санитарной охраны курортов федерального значения

Таким образом, город РФ признается курортом федерального значения, в случае, если, во-первых, имеется постановление Правительства РФ о признании его таковым и, во-вторых, таким Постановлением утверждено Положение об этом курорте

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.99г. № 1204 «Об утверждении Положения о курорте Белокуриха» определено, что курорт Белокуриха относится к особо охраняемой природной территории. Курорт Белокуриха относится к особо охраняемым территориям федерального значения.

В 1995 году было принято Постановление Правительства РФ от 29.08.95г. №851 «О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае», в котором принято предложение Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, согласованное с администрацией Алтайского края о признании курортом федерального значения курорта Белокуриха в Алтайском крае, в границах определенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.08.83г. №282.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1983г. №282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае» были установлены границы и режимы округа санитарной охраны курорта Белокуриха.

Таким образом, земли курорта Белокуриха являются землями особо охраняемых природных территорий федерального значения и в силу вышеуказанных законов являются федеральной собственностью.

Право федеральной собственности на земли курорта Белокуриха, подтверждается также Приложением №1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» от 27.12.91г. № 3020-1, поскольку на момент его принятия курорт Белокуриха имел общереспубликанское значение.

Согласно, пункта 3 Положения о курорте федерального значения Белокуриха, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.99г. №1204 общая площадь территории курорта Белокуриха, в границах округа горно-санитарной охраны составляет 23 651,1 га. Из представленных документов, топосъемок, следует, что, отчужденный по оспариваемому договору земельный участок находится на территории курорта Белокуриха.

Из справки администрации города Белокурихи следует, что земельный участок, с кадастровым номером 22:64:010501:6 находится во второй санитарной охраны курорта согласно письму и.о.руководителя ТУ Росимущества от 23.12.2011 г. № АА-13619. Аналогичная информация предоставлена отделом архитектуры.

В судебном заседании свидетель ФИО14, специалист комитета по управлению имуществом, показала суду расположение спорного земельного участка на топосъемке территории ( л.д. 27) и на топосъемке границ санитарно-охранной зоны курорта( л.д. 28). Суду пояснила, что Постановлением СМ № 282 от 31.05.282 установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Белокуриха. Спорный участок находится во второй санитарной зоне. При наличии письма руководителя ТУ Росимущества от 23.12.2011 г., на период заключения договора купли-продажи земельного участка Коваленко С.И. и др., спорный участок не мог быть предоставлен в собственность по договору купли- продажи.

Из текста Постановления СМ № 282 от 31.05.1983 г., постановления Правительства РФ №1204 от 31.10.1999 г., материалов дела, показаний ФИО14, письма и.о. руководителя ТУ Росимущества от 23.12.2011 г. № АА-13619 о координатах точек 1, 2, 3 санитарной зон,     следует, что вопрос определения границ и режима округов горно-охранных зон курорта решался, именно эти границы округов санитарной охраны были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.83г., Постановлением Правительства РФ от 29.08.95г. №851

На основании ПостановленияСМ № 282, составлена соответствующая схема зон санитарных округов курорта Белокуриха, где выделены их границы на основании точек границ округа санитарной охраны курорта, границы 1 зоны округа( зона строгого режима), границы 11 зоны округа (зона ограничений), границы 111 зоны округа(зона наблюдения).

Согласно представленной топосъемки границ курорт Белокуриха - курорт Белокуриха округ горно-санитарной охраны курорта включает в себя 3 зоны. В соответствии с действующими нормативными актами земли, входящие во все три санитарные зоны относятся к землям курорта.

          Земельный участок, который был приобретен Коваленко С.И. и др. находится в пределах территории указанных зон, во второй санитарной, о чем так же подтвердила свидетель ФИО14

Таким образом, спорный земельный участок, по <адрес>, он является объектом особо охраняемых природных территорий федерального значения. А доводы ответчиков, о том, что на момент заключения договора не были определены точки санитарных зон, в том числе не определено фактическое место нахождение спорного земельного участка во второй санитарной зоне, в связи с чем договор купли-продажи осуществлен в отношении объекта не расположенного в особо охраняемой территорий, суд находит несостоятельным.

Доводы представителя администрации, что до настоящего времени не определены и не утверждены границы горно-охранных санитарных зон курорта, в связи с этим невозможно отнести земли курорта Белокуриха к особо охраняемым территориям, суд также признает необоснованными.

Суд соглашается с доводом представителя администрации, что суду не представлен проект округов горно-санитарной охраны курорта Белокуриха, который был бы согласован в порядке, установленном Постановлением Правительства №1425 от 07.12.96г. Однако, данные обстоятельства, с учетом выше приведенных правовых норм и доказательств, не лишают курорта Белокуриха его статуса федерального курорта и земли особо охраняемой территории.

На момент заключения договора земли, занимаемые федеральным курортом, не могут быть признаны землями, собственность на которые не разграничена. Поэтому, в данной части суд не соглашается с доводом представителя администрации г.Белокурихи Мусиной Е.Р., в своем отзыве ( л.д. 79-81), считавшей, что      исходя из установленных ст. 6 ФЗ « О введении в действие ЗК РФ» процедур разграничения собственности он будет считаться не разграниченным, а распоряжаться им до государственной регистрации на него право собственности РФ вправе только орган местного самоуправления. 6.12.2008 вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьями 10-11, с момента вступления в силу указанного закона спорный земельный участок является объектом муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Согласно, пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемых территорий. Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка, администрацией города Белокурихи, хоть и действовавшей в пределах своих полномочий, нарушены статьи 209 ГК РФ, 27 Земельного кодекса РФ и статья 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Поскольку как было указано выше, земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. При этом выкуп осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В п.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых территорий не подлежат приватизации. В связи с этим действующим законодательством не допускается выкуп земельных участков расположенных в пределах особо охраняемых территорий. Вместе с тем, ЗК РФ не лишает собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, расположенном в пределах особо охраняемых территорий, владеть и пользоваться указанным земельным участком на праве аренды. При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы представителя Сухова В.В. о том, что у ответчиков, имеется исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, что в принципе не лишает их права пользования указанным земельным участком на основании договора аренды.

Как было указано выше, сделка несоответствующая требованиям закона ничтожна.

Требования прокурора о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с признанием недействительной сделки договора купли-продажи у Коваленко С.Н., Омелько С.Г., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Агафоновой Г.Л. отсутствует право по владению и распоряжению указанным земельным участком.     Суд считает, что последствиями признания сделки несоответствующей требования закона будет являться возврат денежных средств и передача администрации города Белокуриха прав по распоряжению земельным участком по адресу <адрес>.

Доводы Сухова В.В. о том, что     покупатели Коваленко С.И. и др по договору № 488 ф от 17.09.2008 г. являются добросовестными приобретателями, также не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку в случае, когда разрешаются требования в порядке ст. 167 ГК РФ о применении последствий недействительности сделки, то применение последствий недействительности сделки не ставится в зависимость от добросовестности сторон такой сделки. (Данная позиция отражена в п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008г. № 126 «Обзор практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения».)

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что права и обязанности сторон по оспариваемому договору купли-продажи возникли на основании сложного юридического состава - Постановление и договора.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Постановление Администрации г. Белокуриха от № 1209 от 13.10.2011 г. не соответствует требованиям земельного законодательства, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое запрещает отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий, а потому на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, данное постановление является незаконным.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно ч.1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части истребования имущества из незаконного владения в форме передачи администрации г. Белокуриха права по распоряжению спорным земельным участком, поскольку прокурором заявлен виндикационный иск, согласно которому собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.

По смыслу ст.302 ГК РФ, истолкованному Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 года №6-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 ст.167 ГК РФ, добросовестное приобретение возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация).

Суд считает, что иск прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования - обоснованно, в пределах его компетенции в порядкест.45 ГПК РФ, поскольку передача в частную собственность земельного участка в пределах особо охраняемой территории-курорта федерального значения нарушает права неопределенного круга лиц на получение санаторно-курортного лечения, противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает права и полномочия РФ по контролю и надзору за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, граждан проживающих в муниципальном образовании в связи с несоблюдением норм действующего федерального законодательства, в защиту конституционного принципа верховенства закона. При этом для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования город Белокуриха прокурором избраны способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст.12 ГК РФ - признание недействительным акта органа местного самоуправления, признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Настоящий иск является средством защиты права собственности, и в первую очередь собственник должен доказать свое право собственности на имущество, которое истребует. Таким образом, прокурор вправе требовать возврата земельного участка, в том числе путем возврата прав по распоряжению им. В виду установления судом обстоятельств о признании договора купли-продажи земельного участка № 56 ф от 19.10.2011 г. недействительным в силу ничтожности,      сохранить      запись о государственной регистрации права собственности Коваленко С.И. и Коваленко Т.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не возможно.

Требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата земельного участка ответчиками Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.А. суд считает необоснованными. Из представленных материалов следует, что они не владеют земельным участком, ввиду его отчуждения. А требования      о возврате земельного участка Коваленко С.И., Коваленко Т.С. не могут быть удовлетворены, поскольку они являются собственниками недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, а удовлетворение требований о возврате земельного участка влечет освобождение его от имеющегося строения. Согласно, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ лица, имеющиеся в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Следовательно, у Коваленко С.И., Коваленко Т.С. имеются законные права по пользованию спорным участком, в порядке установленном законом, и поэтому у них не возникают обязательства по возврату в натуре земельного участка надлежащему собственнику. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования о возврате земельного участка возможен в форме признании отсутствующим зарегистрированного за Коваленко С.И., Коваленко Т.С. права собственности на земельный участок.

На основании ст. 209, 168, 301, 302 ГК РФ, ст. 15, 27 95, 95 ЗК РФ, Федерального закона      "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального Закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального Закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426, Постановлением Правительства РФ от 31.08.83г. №282, руководствуясь ст.ст. 98, 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                    P Е Ш И Л :

         Исковые требования прокурора г.Белокурихи     удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление администрации г.Белокурихи от 13.10.2011 г. № 1209 « О предоставлении в общую долевую собственность Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л. земельного участка по адресу <адрес>».

Признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи земельного участка № 55 ф от 19.10.2011 г., заключенный между администрацией города Белокурихи ( продавцом) и Коваленко С.И., Сучатовой О.Н., Меркуловой З.И., Омелько С.Г., Агафоновой Г.Л.( покупателем)

Применить последствия недействительности сделки: обязать администрацию г.Белокурихи возвратить ФИО1, ФИО5, ФИО18 ФИО20 ФИО8, ФИО2, ФИО6     денежные средства в сумме <данные изъяты> копеек.

Признать отсутствующим зарегистрированное за ФИО1, ФИО3 право собственности на земельный участок кадастровый номер 6, площадью 948 кв.м, расположенный в <адрес> под магазин « <данные изъяты>».

        Передать администрации г. Белокуриха права по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , площадью 948 кв.м, расположенный в <адрес> под магазин « <данные изъяты>».

    В остальной части исковых требований отказать.

    Взыскать с ФИО1, ФИО3       в доход муниципального образования <адрес>, государственную пошлину в размере по <данные изъяты> рублей, с каждого.

Обеспечительные меры в виде запрещения Коваленко С.И., Коваленко Т.С. осуществлять передачу прав на земельный участок, расположенный     в <адрес> под магазин « Кулинария», с кадастровым номером сохранить, до исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белокурихинского горсуда                                                                И.А.Черникова

Мотивированное решение изготовлено: 26.06.2012 г.