Решение по иску о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение



Дело № 2-209/12      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2012 года                                                                                          г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края,

в составе:

председательствующего, судьи Черниковой И.А.,

при секретаре Ворожцовой О.И.,

с участием помощника прокурора г. Белокурихи, Эммерих Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белокурихи, в интересах ФИО1, к Государственному учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 6 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании бездействий по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Белокурихи, в интересах Титанаковой В.А., обратился в суд с иском к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту ГУ АРО ФСС РФ), филиалу № 6 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее по тексту - Филиал № 6 ГУ АРО ФСС РФ) о признании бездействий по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 год незаконными, возложении обязанности предоставить путевку в 2012 году за счет средств федерального бюджета, мотивируя свои исковые требования тем, что Титанакова В.А. является инвалидом второй группы, в соответствии со ст. 10 Закона РФ, от 24.11.1995 года, N 181-ФЗ (в ред. от 30.11.2011года, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом, № 178-ФЗ, от 17.07.1999 года, «О государственной социальной помощи», имеет право на проведение реабилитационных мероприятий, в том числе право на получение санаторно-курортного лечения за счет средств федерального бюджета.

16.03.2011 года Титанакова В.А. обратилась в Филиал № 6 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2011 год, однако, путевка ей не была предоставлена со ссылкой на недостаточность денежных средств.

В судебном заседании помощник прокурора г. Белокурихи, Эммерих Д.И. истец Титанакова В.А. просили исковые требования удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям, указав, что Титанакова В.А.предоставляла в филиал 26.09.2011 г. справку для получения путевки № 2086, которая подтверждала наличие медицинских      показаний       для санаторно-курортного лечения. Между тем, путевка не была предоставлена в 2011 году, а так же до настоящего времени, несмотря на отсутствие противопоказаний, о чем свидетельствуют справки для получения путевку № 394 от 15.02.2012 г., № 70 от 09.07.2012 г.

Представитель ГУ АРО ФСС РФ, Мальцева Н.Л., в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, в письменном отзыве указала, что администрация Государственного учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с иском не согласна по причине отсутствия надлежащего финансирования на указанные цели. По мнению ответчика, со ссылкой на Закон РФ, от 17.07.1999 года, «О государственной социальной помощи», и Закон РФ, от 08.12.2010 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации», предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение в пределах межбюджетных трансфертов, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Кроме того, представитель ответчика, ссылается на п. 3 ст. 17 Конституции РФ, и считает, что запрещается осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, полагая, что при предоставлении путевки Титанаковой В.А. будут нарушены права других граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, подавших заявления раньше Титанаковой В.А. Указывает, что обеспечить истца в период действия медицинской справки, не представилось возможным, так как выделялись путевки гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Не предоставление Титанаковой В.А. новой справки, срок действия которой истек 15.09.2011 г. взамен приложенной к заявлению от 16.03.2011 г., затруднило обеспечение ее санаторно-курортным лечением в 2011 г. Обновленную справку Титанакова В.А. предоставила 15.02.2012 г. согласно которой ей рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю заболевания «болезни костно-мышечной системы». Возможность переноса неполученного гражданином за истекший год санаторно-курортного лечения на последующие периоды законом не предусмотрена. В связи с изложенным, просит суд отказать прокурору г. Белокуриха в удовлетворении требований к ГУ АРО ФСС РФ в полном объеме.

Представитель Филиала № 6 ГУ АРО ФСС РФ о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В порядке ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения помощника прокурора г. Белокурихи, Эммерих Д.И., истца Титанакову В.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно ст. 55 ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. В силу ст. 56 ГК РФ, юридические лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с требованиями п. 1.1 ст. 6.1, ст. 6.2 Закона РФ, от 17.07.1999 г., № 178-ФЗ, «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в том числе предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Согласно ст. 10 Закона РФ, от 24.11.1995 года, N 181-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 года, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, от 30 декабря 2005 года, N 2347-р, (в редакции от 12.11.2010 года, № 1980-р), в качестве одного из реабилитационных мероприятий также предусмотрено санаторно-курортное лечение.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что вытекает из положений ч. 2 ст.6.3 Закона РФ, от 17.07.1999 года.

Согласно пункту 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, от 29.12.2004 года, № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам, при наличии медицинских показаний, санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации до 1 декабря текущего года.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п.3. 3. Порядка).

Пунктом 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ, от 29.12.2004 года, № 864, предусмотрено, что средства Фонда социального страхования РФ на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение распределяются по исполнительным органам Фонда на основании представляемых ими бюджетных заявок.

          Как следует из справки МСЕ 021 № 952327 Титанакова В.А. является инвалидом второй группы (л.д. 9-10).

Судом установлено, что 16.03.2011г. Титанакова В.А. обратилась в филиал № 6 ГУ АРО ФСС РФ, с заявлением, о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинские справки о его нуждаемости в санаторно-курортном лечении от 15.03.2011 года, от 26.09.2011 г.

При этом ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось, поскольку,     в ответе на запрос прокурора г. Белокуриха, исх. № 16/1-15/05/4054 от 25.05.2012 г. директор Филиала № 6 ГУ АРО ФСС РФ поясняет, что обновленная справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении предоставлена Титанаковой В.А. 26.09.2011 г. со сроком действия до 26.03.2012 г., аналогичная справка предоставлена Титанаковой В.А. 15.02.2012 г. со сроком действия справки до 15.08.2012 г. (л.д. 11-12).

В судебном заседании Титанаковой В.А. предоставлена справка № 70 МУЗ БЦГБ от 09.07.2012 г., подтверждающая рекомендацию     санаторно-курортного лечения болезни опорно-двигательного аппарата.

Данные справки, подтверждают     нуждаемость Титанаковой В.А. в санаторно-курортном лечении и отсутствия противопоказаний на момент                       рассмотрения дела. Об этом же свидетельствует справка краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница, г.Белокуриха», согласно которой медицинских противопоказаний к санаторно-курортному лечению нет.

Из ответа Филиала № 6, письменного отзыва на иск, следует, что путевка на санаторно-курортное лечение в 2011 году, Титанаковой В.А. не предоставлена, в связи с недостаточностью денежных средств, выделенных ГУ.

Однако, доводы ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он (ответчик) реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги, суд признает несостоятельными, поскольку в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поэтому доводы ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация прав граждан, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренных ст. 6.2 указанного Закона, а в ст. 10 Закона РФ, от 24.11.1995 года, N 181-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 года, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо указано, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Как установлено в судебном заседании, Титанакова В.А. своевременно обратилась с заявлением о предоставлении путевки, так же своевременно предоставила соответствующие справки для получения путевки, в которых было указано как рекомендуемое лечение так и профиль заболевания, в последствии обновляла, однако, путевка Титанаковой В.А. не была предоставлена.

Справками формы 070/у-04, от 15.02.2012 года, от 09.07.2012 г. подтверждена нуждаемость Титанаковой В.А. в санаторно-курортном лечении, отсутствие противопоказаний в 2012 году, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ, Титанакова В.А. имеет право на судебную защиту своего нарушенного права, а бездействие администрации ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, по предоставлению Титанаковой В.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г., является незаконным.

Закон не ограничивает право на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли Титанакова В.А. воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.

Таким образом, Титанакова В.А. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, но, в нарушение требований действующего законодательства путевка ей не была предоставлена из-за бездействия работников государственного учреждения.         

Доводы представителя ответчика, высказанные в письменном возражении, о нарушении прав других лиц, подавших заявление ранее, при своевременном удовлетворении требования Титанаковой В.А., суд признает несостоятельными, поскольку права истца в данном случае были нарушены и подлежат восстановлению независимо от соблюдения прав других граждан.

По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является именно ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, поэтому     суд признает незаконным бездействие юридического лица- ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, с возложением на него обязанности, в силу ст. 49,55 ГК РФ.

На основании Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ,      руководствуясь       194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Белокурихи удовлетворить частично.

Признать бездействие Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не предоставлению ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году незаконным.

           Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ФИО1 в 2012 году путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год, за счет средств федерального бюджета,      выделяемых на эти цели.

           В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ государственную пошлину в доход муниципального образования Город Белокуриха государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном в Алтайский краевой суд через городской суд в течение месяца со дня оглашения.

Судья Белокурихинского горсуда                                                                 И.А.Черникова