Решение по иску о защите прав собственника



Дело № 2-197/2012

                   РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2012 года                              г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего        Омелько Л.В.,

при секретаре                          Миляевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к РЭО ГИБДД МО МВД России «Белокурихинский» о возложении обязанности по восстановлению регистрационного учета автомобиля

УСТАНОВИЛ:

Митрахов В.Я. обратился в суд с иском об обязании РЭО ГИБДД МО МВД России «Белокурихинский» поставить на учет автомобиль марки Тойота Ленд Круйзер, 1992 года выпуска, двигатель № , шасси № , кузов № , с выдачей регистрационных документов и регистрационных знаков, паспорта транспортного средства на этот автомобиль, ссылался на то, что он является собственником данного автомобиля. Автомобиль он приобрел в 2005 году и пользовался им открыто и добросовестно, однако 12.02.2009г. начальником отделения розыска МОГТО и РАМТС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю были признаны недействительными и аннулированы регистрационные действия этого автомобиля, в связи с несоответствием автомобиля модельному ряду, а именно сведения внесенные в паспорт транспортного средства не соответствовали маркировочным данным установленным заводом изготовителем на автомобиль, поскольку автомобиль Тойота Ленд Круйзер 80 в 1987 году не выпускался, а начал выпускаться с 1991 года.

В судебном заседании истец Митрахов В.Я., его представитель Сухов В.В. настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. Суду пояснили, что Митрахов В.Я. в 2005 году приобрел спорный автомобиль в собственности. Автомобиль был поставлен на учет, однако в последствии было установлено, что на автомобиль выдана ПТС с указанием даты выпуска автомобиля 1987 год, однако фактически это автомобиль 1992 года выпуска, о чем свидетельствуют агрегаты автомобиля. Он не производил замены агрегатов, автомобиль фактически является заводской сборкой, однако согласно ПТС он указан как конструктор.

В судебном заседании представитель РЭО ГИБДД МО МВД России Редькин В.В. требования Митрахова В.Я. признал частично. Суду пояснил, что он не оспаривает право собственности Митрахова В.Я. на автомобиль марки Тойота Ленд Круйзер, 1992 года выпуска, двигатель , шасси № , кузов № , и считает обоснованным его требование о постановке этого автомобиля на учет, однако полагает, что автомобиль должен быть поставлен на учет как автомобиль 1987 года выпуска, а не 1992 как требует Митрахов В.Я., поскольку в ранее выданном ПТС указан год выпуска как 1987. При осмотре автомобиля установлено, что фактически автомобиль выпущен в 1992 году, что подтверждается отметками на агрегаты, автомобиль не был видоизменен. Автомобиль имеющийся в наличии у Митрахова В.Я. который по документам значиться как автомобиль 1987 года выпуска, является автомобилем 1992 года.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что требования Митрахова В.Я. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с ч 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (приложение № 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств») не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Пунктом 51 указанных Правил предусмотрено, что при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Из материалов дела усматривается, что Митрахов В.Я. является собственником автомобиля марки Тойота Ленд Круйзер, 1987 года выпуска, двигатель , шасси № , кузов № .

В судебном заседании установлено, что 12.02.2009г. начальником отделения розыска МОГТО и РАМТС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю были признаны недействительными и аннулированы регистрационные действия этого автомобиля, в связи с несоответствием автомобиля модельному ряду, а именно сведения внесенные в паспорт транспортного средства не соответствовали маркировочным данным установленным заводом изготовителем на автомобиль, поскольку автомобиль Тойота Ленд Круйзер 80 в 1987 году не выпускался, а начал выпускаться с 1991 года.

В ходе служебной проверки установлено, что предыдущие регистрационные действия, от апреля месяца и августа месяца 2005 года аннулированы на основании заключения МОГТО и РАМТС г.Барнаула, от 12.02.2009г., в связи с чем, Корчагин П.В., как собственник автомобиля лишен права пользования и распоряжения им по своему усмотрению. Основанием для аннулирования предыдущих регистрационных действий автомобиля Тойота Ленд Крузер, 1987 года выпуска, двигатель , шасси № , послужило заключение по материалам проверки по факту регистрации автомобиля Тойота Ленд Крузер, 1987 года выпуска, ПТС <адрес>, от 12.02.2009г., согласно которому установлена замена основных агрегатов автотранспортного средства на автомобилях не имеющих единого модельного ряда Тойота Ленд Крузер и Тойота Мастер Айс Сурф, а именно зарегистрирован автомобиль Тойота Мастер, 1987 года выпуска, двигатель , кузов , по ПТС <адрес>, с одновременной заменой двигателя Тойота и шасси Тойота Ленд Крузер , с выдачей дубликата ПТС <адрес>, который в последствии заменен на ПТС <адрес>.

Вместе с тем, согласно справки выданной РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Белокурихинский» автомобиль марки Тойота Ленд Круйзер, 1987 года выпуска, двигатель , шасси № , кузов № и автомобиль марки марки Тойота Ленд Круйзер, 1992 года выпуска, двигатель , шасси № , кузов № , согласно фактических данных, это единое транспортное средство.

В судебном заседании установлено, что спорный автомобиль не видоизменялся, агрегаты сборки завода изготовителя, идентификационный номер и номера агрегатов соответствуют номерам указанным в паспорте транспортного средства, без повреждений.

Согласно диагностической карте транспортного средства № 2281 данный автомобиль соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Актом технического осмотра установлено, что технические неисправности на автомобиле не обнаружены (л.д. 12).

Ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и правила, закрепленные в ст. 8 п. 2, п. 2 ст. 164, п. 2 ст. 223, п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируют отношения по возникновению и осуществлению прав собственности на соответствующее имущество, полученное гражданином либо организацией по сделке и по иным основаниям.

Между тем законом не установлено, что сделки, совершенные в отношении транспортных средств (движимое имущество), подлежат обязательной государственной регистрации, и не устанавливается правило о том, что право собственности на это имущество возникает лишь после регистрации в органах внутренних дел.

Право собственности на транспортное средство возникает из сделок, дарения, купли - продажи и т.п. сделок, после их заключения и передачи имущества, а не после их регистрации органом внутренних дел. Регистрация транспортных средств не является государственной регистрацией в том смысле, который в силу закона порождает права собственности.

Указанный вывод, в частности, вытекает из содержания указанных Правил, которые предусматривают нормы о возможности совершения регистрационных действий лишь при наличии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль.

Правила регистрации не регулируют отношений по возникновению прав собственности и имеют целью упорядочение контроля по пользованию транспортными средствами.

Такого рода контроль необходим, поскольку эксплуатация транспортного средства является источником повышенной опасности, и его регистрация позволяет обеспечить безопасность дорожного движения.

Так, в силу ст.ст. 1, 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортного средства введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении.

Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 51 Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Поскольку в судебном заседании установлено, что спорный автомобиль фактически имеет установленные агрегаты имеющие идентификационные номера двигатель , шасси № , кузов № , которые с номерами агрегатов указанных в паспорте транспортного средства явившемся основанием для регистрации такого транспортного средства, а фактический год выпуска автомобиля определен РЭО ГИБДД МО МВД России «Белокурихинский» как 1992 год, изменение номеров агрегатов отсутствует, автомобиль марки Тойота Ленд Круйзер 80 начал выпускаться с 1991 года, то суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияФИО2 удовлетворить.

Обязать РЭО ГИБДД МО МВД России «Белокурихинский» поставить на учет автомобиль марки Тойота Ленд Круйзер, 1992 года выпуска, двигатель , шасси № , кузов № , с выдачей регистрационных документов и регистрационных знаков, паспорта транспортного средства на этот автомобиль.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2012 года.

Судья Белокурихинского

городского суда                                           Л.В. Омелько