Решение по иску об устранении нарушенного права



Дело 2-91/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края в составе,

председательствующего, судьи, Омелько Л.В.,

с участием помощника прокурора города Белокурихи, Абашева С.Н.,

при секретаре Третинниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Белокурихи в интересах Тырышкина Павла Юрьевича к администрации города Белокурихи Алтайского края о признании действий незаконными

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском в интересах Тырышкина П.Ю. к администрации города Белокурихи Алтайского края о признании распоряжения главы администрации города Белокурихи № 154 от 17.02.2011г. «Об исключении семьи Тырышкина П.Ю. из общего списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшении жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» незаконным, о признании незаконными действий ответчика об исключении семьи Тырышкина П.Ю. в качестве участника программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2011 годы», обязании ответчика включить семью Тырышкина П.Ю. в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городу Белокурихи с 17.02.2011г.

В обоснование исковых требований прокурор города Белокурихи ссылался на то, что в октябре месяце 2007 года семья Тырышкина П.Ю. в составе трех человекбыла включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», однако 17.02.2011г. на основании постановления № 154 исключена из этого списка по тем основаниям, что семья Тырышкина П.Ю. на безвозмездной основе получила земельный участок под строительство жилого дома.

Вместе с тем, прокурор города Белокурихи полагает, что жилищные условия Тырышкина П.Ю. не изменились, он продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям, уточнил исковые требования, заявил отказ от иска в части признания незаконным действия администрации города Белокурихи, просил суд обязать ответчика восстановить Тырышкина в числе участников целевой программы в составе пяти членов семьи с даты первоначальной постановки на учет.

С учетом заявленного отказа от иска истца Тырышкина П.Ю. в части требований о признании действий ответчика незаконными, отказ от иска в части, судом принят о чем вынесено определение.

В судебном заседании истец Тырышкин П.Ю., его представитель Ким Т.В. просили суд исковые требования прокурора города Белокурихи удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Суду дополнительно пояснили, что земельный участок по <адрес> он приобрел на аукционе и воспользовался правом на его приватизацию как молодая семья. На этом земельном участке им возведен нулевой цикл и конструкция дома представляющая собой стены оконные и дверные проемы, обрешетки для крыши. Строение на данный момент является недостроем и его степень готовности менее половины. Супруга находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособий 5 000 рублей, его доход составляет 7 000 - 8 000 рублей в месяц, семья несет расходы по оплате налогов, коммунальные платежи за свет, воду, приобретение дров, угля. У семьи отсутствуют счета в банке или иные сбережения на строительство. Семьей в 2010 году был получен материнский капитал который направлен на гашение ипотечного кредита взятого для строительства этого дома. Строительство дома в настоящее время заморожено. Достройка дома планируется лишь за счет заемных средств в будущем. В собственности он имеет по договору дарения жилой дом по пер.Ключевому, 10 в г.Белокурихе, общей площадью 45,9 кв.м., вместе с тем его семья является многодетной, поскольку у них трое детей 2007, 2008 и 2010 года рождения. Имеющийся дом старый и мал по площади.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Белокурихи Алтайского края Мусина Е.Р. исковые требования прокурора г.Белокурихи не признала, суду пояснила, что исходя из смысла п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законом предоставлено право на улучшение жилищных условий посредством получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления либо бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, либо земельного участка для строительства жилого дома.

Представитель Мусина Е.Р. полагает, что поскольку Тырышкину П.Ю. в собственность был передан земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, то он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не может быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает исковые требования прокурора г.Белокурихи обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Как следует из материалов дела, 28.09.2007г. истец Тырышкин П.Ю. имеющий состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь Ксения 2008 года рождения), на основании решения жилищной комиссии города Белокурихи был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в число участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшении жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» (л.д. 20-21).

17.02.2011г. постановлением администрации города Белокурихи № 154 от 17.02.2011г., на основании решения жилищной комиссии от 16.02.2011г. семья Тырышкина П.Ю. исключена из общего списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае», как получившая в установленном законом порядке земельный участок для строительства жилого дома.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (в ред. от 30.12.2006) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", которая с целью государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяет участника подпрограммы - молодую семью, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий; для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Согласно п. 5 Правил «Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006г., участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям выплат в рамках реализации федеральной программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Тырышкин П.Ю. имеет состав семьи 5 человек - он, супруга ФИО5, дочь ФИО6 ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 32), ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 22), ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 53).

Истец Тырышкин П.Ю. на основании договора дарения, имеет в собственности жилой <адрес>, по пер.Ключевому, в <адрес>, общей площадью 45,9 кв.м. (л.д. 56), что не соответствует обеспеченности жильем на одного члена семьи 12 кв.м.

На основании договора приватизации Тырышкин П.Ю. получил в собственность земельный участок площадью 1439 кв.м. по <адрес>, в <адрес> (л.д. 55).

Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Само по себе предоставление гражданину земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления для целевого использования - строительства жилого дома может служить основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Однако, по смыслу закона при применении этого положения должно быть обращено внимание:

а) соблюдены ли требования земельного, гражданского законодательства (ст. 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 263Гражданского кодекса Российской Федерации) по отводу земельного участка?

б) осуществлен ли реальный отвод земельного участка под строительство?

в) намерен ли гражданин заниматься строительством? Располагает ли он при этом финансами, материально-техническими средствами (строительными материалами)?

Только после выявления этих обстоятельств гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В судебном заседании установлено, что право аренды на земельный участок по <адрес> в <адрес> Тырышкин П.Ю. выиграл на аукционе на общих основаниях и в 2008г. на основании договора приватизации получил этот земельный участок в собственность.

В период времени с 2007 года по 2010 год, на названном земельном участке возведен незавершенный строительством дом общей площадью 89,2 кв.м., процент его готовности составляет 43%.

В судебном заседании истец Тырышкин П.Ю. суду пояснил, что у него отсутствует финансовая возможность достроить дом, заработная плата маленькая, трое детей, супруга находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет, сбережения отсутствуют, достроить дом планировали на социальную выплату, материнский капитал потратили на погашение займа полученного для приобретение строительных материалов на дом.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9 являющиеся собственниками соседних земельных участков, суду пояснили, что на земельном участке № по <адрес>, в <адрес>, Тырышкин П.Ю. возвел незавершенный строительством дом, который представляет собой фундамент, коробку под дом, на месте будущей крыши установлены стропила и обрешетка. В доме отсутствуют двери окна, полы, крыша, потолок, внутренняя отделка, отсутствуют все линии коммуникаций (свет, вода, отопление). В финансовом выражении, по их мнению Тырышкиным П.Ю. выполнено менее половины работ до завершения строительства. Свидетели пояснили, что поскольку они сами своими силами строят свои дома, то им достоверно известно, что строительство дома требует больших финансовых вложений.

Согласно материалам дела, семья Тырышкина П.Ю. является многодетной семьей (л.д. 19), средний размер заработной платы Тырышкина П.Ю. составляет 6 865 рублей 74 копейки, его супруга ФИО5 ежемесячно получает пособие в размере 5 046 рублей 97 копеек, со слов Тырышкина П.Ю. бабушка пенсионерка регулярно оказывает им финансовую поддержку в размере 1 000 рублей. Средний доход семьи в месяц составляет 12 912 рублей 71 копейки, т.е. по 2 582 рубля 54 копейки на одного члена семьи ежемесячно, что ниже прожиточного минимума на человека.

Кроме того, семья Тырышкина П.Ю. несет расходы по оплате электроэнергии, водоснабжения, на приобретение угля, дров.

При таких обстоятельствах, суд считает, что на день рассмотрения дела судом, жилищные условия семьи Тырышкина П.Ю. не улучшены.

Суду не представлено доказательств того, что Тырышкин П.Ю. располагает необходимыми денежными средствами, или строительными материалами для строительства дома на земельной участке № по <адрес>, в <адрес>, до степени готовности позволяющей вселиться семье с тремя малолетними детьми в дом и проживать в нем.

Основной целью федеральной целевой программы «Жилище» является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Исходя из изложено, на день рассмотрения дела судом, основная цель программы «Жилище» в обеспечении безопасными и комфортными условиями проживания семьи Тырышкина П.Ю. не достигнуты.

Кроме того, согласно п. 8 Правил, участие в подпрограмме является добровольным.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Статьи 2, 2.1. Закона АК от 16.12.2002 № 88-ЗС (ред. от 06.01.2011) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» регламентируют право на бесплатное предоставление и получение земельного участка молодой семье состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Как видно из материалов дела, право собственности у Тырышкина П.Ю. на земельный участок № по <адрес>, в <адрес> возникло в порядке приватизации, однако приобрел он этот земельный участок на условиях аренды по итогам аукциона проводимого на общих основаниях, не из числа земель выделенных администрацией города Белокурихи для молодых семей.

При изложенных обстоятельствах суд признает незаконными действия администрации города Белокурихи по исключению семьи Тырышкина П.Ю. из общего списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшении жилищных условий молодых семей в Алтайском крае и признает обоснованным требования истца о восстановлении семьи Тырышкина П.Ю. в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по городу Белокурихе с даты первоначального включения его в число участников названной подпрограммы, с 28 сентября 2007 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Белокурихи удовлетворить.

Признать распоряжение главы администрации города Белокурихи № 154 от 17.02.2011г. «Об исключении семьи Тырышкина П.Ю. из общего списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшении жилищных условий молодых семей в Алтайском крае», незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию города Белокурихи восстановить Тырышкина Павла Юрьевича 25.09.1985 года рождения с составом семьи пять человек в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по городу Белокурихе с даты первоначального включения его в число участников названной подпрограммы, с 28 сентября 2007 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2011 года.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В.Омелько