Решение о признании бездействий незаконными



Дело 2-80/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края в составе,

председательствующего, судьи, Омелько Л.В.,

с участием помощника прокурора г. Белокурихи, Абашева С.Н.,

при секретаре Третинниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Белокурихи в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Риалт» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществе с ограниченной ответственностью «Риалт» (далее по тексту - ООО «Риалт»), Обществу с ограниченной ответственностью санаторий «Здравница» (далее по тексту - ООО «Здравница») о признании незаконными бездействия руководства ООО «Риалт» выразившиеся в уклонении от принятия мер по содержанию и использованию здания радонолечебницы № 1 расположенной по <адрес> в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, обязания ООО «Риалт» провести ремонтно-реставрационные работы фасада здания радонолечебницы № 1, устранив следы нарушения стен, карниза, цоколя здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязания ООО «Здравница» обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязания ООО «Риалт» привести электрическую проводку в комнате отдыха здания радонолечебницы в соответствии с требованиями ППБ в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу, обязания ООО «Риалт» обеспечить помещения раздевалки сауны и кафе «Все в шоколаде» дымовыми пожарными извещателями в течении 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска, прокурор города Белокурихи ссылался на то, что здание радонолечебницы № 1, расположенное в <адрес> является объектом культурного наследия краевого (регионального) значения, которое состоит на государственном учете. Собственником этого здания является ООО «Риалт», преимущественную часть здания радонолечебницы № 1 арендует ООО «Здравница». Однако ООО «Риалт» не исполняет требования охранного обязательства и не осуществляет надлежащего содержания здания радонолечебницы № 1.

В судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н. заявил отказ от иска в части требований об обязании ООО «Риалт» привести электрическую проводку в комнате отдыха здания радонолечебницы в соответствии с требованиями ППБ в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу, обязании ООО «Риалт» обеспечить помещения раздевалки сауны и кафе «Все в шоколаде» дымовыми пожарными извещателями в течении 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с добровольным устранением нарушений ответчиком до судебного разбирательства.

Отказ от иска помощника прокурора города Белокурихи Абашева С.Н. судом принят, о чем в настоящем судебном заседании вынесено определение.

Кроме того, помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н. выступающий в качестве истца по настоящему делу и пользующийся всеми правами истца, уточнил исковые требования в части возложения обязания по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания радонолечебницы № 1, просил суд данную обязанность возложить на ООО «Риалт» и отказался от данных требований к ООО «Здравница», при этом уточнил срок исполнения работ, с учетом погодных условий с 3 месяцев до 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Абашев С.Н., с учетом уточненных исковых требований, настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика по делу ООО «Риалт» ФИО3, ФИО4 исковые требования прокурора города Белокурихи в части обязания провести ремонтно-реставрационные работы фасада здания радонолечебницы № 1, устранив следы нарушения стен, карниза, цоколя здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязания обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда признали, в части признания бездействий ответчика незаконными требования не признали, суду пояснили, что ООО «Риалт» не допускал бездействий в отношении здания радонолечебницы № 1. Начиная с 2005 года был изготовлен эскизный проект здания, проведено обследование грунта основания и фундамента ванного и лечебного корпусов радонолечебницы, изготовлен проект реконструкции здания проведены инженерно-геологические изыскания, произведен монтаж пожаро-охранной сигнализации, часть здания сдана в аренду, с возложением обязанности на арендатора по техническому обслуживанию и ремонту здания.

Представитель третьего лица ООО «Здравница» ФИО5 исковые требования прокурора города признала в части обязания по совершению действий указанных в иске и не признала в части признания бездействий ООО «Риалт» незаконными.

Представители третьих лиц Комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму ФИО6, КГУ культуры «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» НПЦ «Наследие» ФИО7 исковые требования прокурора города поддержали в полном объеме, суду пояснили, что здание радонолечебницы № 1 находится в плохом состоянии, ООО «Риалт» разрешения на реконструкцию в специальных органах отвечающих за охрану объектов культурного наследия не истребовались, в связи с чем условия охранного обязательства не исполняются.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает исковые требования прокурора города Белокурихи обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположено здание радонолечебницы № 1.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания № 169 от 28.12.1994г. указанное здание признано объектом культурного наследия краевого (регионального) значения (л.д. 57) и на него изготовлен паспорт памятника истории и культуры РФ (л.д. 70-73).

Собственником здания радонолечебницы № 1 в <адрес> является ООО «Риалт» на основании договора купли-продажи от 19.12.2003г. (л.д. 68-69).

27.01.2006г. комитетом администрации Алтайского края по культуре и туризму с ООО «Риалт» заключено охранное обязательство в отношении названного здания.

Согласно п. 2 Охранного обязательства ООО «Риалт» обязуется обеспечивать за свой счет режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные, реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовые предписания «Госоргана» и подписанными указаниями НПЦ «Наследие» (л.д. 59).

Содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке (п. 4 Охранного свидетельства).

Производить любые виды работ по ремонту, побелке, покраске стен, покрытых живописью, лепки и предметом внутреннего оборудования, являющихся произведением искусства с разрешения органа охраны памятников (п. 6 Охранного обязательства).

Своевременно производить поддерживающий текущий ремонт, капитальный ремонт памятника, реставрационные, благоустроительные и др. работы в сроки, предусмотренные в прилагаемом акте за счет собственных средств по предварительному разрешению «Госоргана».

В соответствии с разделом II акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 27.01.2006г. в целях сохранения памятника и созданию нормальных условий для его использования «Собственник» обязан провести следующие работы, выполнить комплексную реставрацию по проекту 2007-2008гг, восстановить «Змеиный источник» по первоначальному облику 2006-2007гг, производить текущий ремонт помещений 1 раз в 2 года (л.д. 64).

Согласно ст. 45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В силу ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно пояснений представителя комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму ФИО6 ООО «Риалт» за истекший период времени начиная с 2006 года разрешений на реставрационные работы в компетентных органах не получали.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Согласно акту обследования здания радонолечебницы № 1 от 31.01.2011г., установлено, что цоколь здания отделан гранитной плиткой, состояние неудовлетворительное, плитка местами отошла от цоколя, есть места солов, имеются многочисленные трещины. Стены кирпичные оштукатуренные, декорированные рустом, наблюдаются следы замоканий, отслоение красочного слоя, обрушение частей штукатурного слоя, в отдельных местах поверхности фронтонных стен не окрашены, по периметру здания в стенах имеются многочисленные трещины, на отдельных частях стен вбиты крепления для растяжки рекламных баннеров, три рекламных конструкции размещены со стороны ул.Еф.Славского при отсутствии разрешения на размещение рекламных конструкций Администрации города. Внешнее декоративное убранство - наблюдается отслоения штукатурного и окрасочного слоев, следы замокания, трещины, обрушена часть штукатурного слоя над фигурным аттиком в центральной части здания над входом. Карниз большого вылета по периметру всего здания подшит деревянной рейкой, наблюдается замокание и отслоение окрасочного слоя. По результатам визуального обследования выявлена необходимость проведения ремонта и реставрации здания памятника (л.д. 8-45).

Согласно акту обследования здания радонолечебницы № 1 от 03.02.2011г., установлено в нарушение п. 36 ППБ 01-03 деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы не обработаны огнезащитным составом (л.д. 47).

Из материалов дела усматривается, что собственником здания радонолечебницы № 1 ООО «Риалт» в 2005 году ОАО «СИАСК» изготовлен эскизный проект надстройки здания радонолечебницы, который согласован с НПЦ «Наследие» в феврале месяце 2006 года, в 2006 году проведено обследование здания радонолечебницы и изготовлен технический отчет по результатам обследования грунтов и фундаментов, техническое заключение по обследованию строительных конструкций здания ванного корпуса радонолечебницы, о чем технический отчет передан в НПЦ «Наследие». В 2007г. изготовлен проект реконструкции радонолечебницы, изготовлением проекта занималось ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация», имеющее лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия и 10.05.2007г. получено разрешение № 3 на производство работ по сохранению объектов культурного наследия - на право проведения комплексных научно-исследовательских работ по зданию радонолечеюницы № 1. В 2007 году ОАО «АлтайТИСИз» проведены инженерно-геологические изыскания.

Вместе с тем, как следует из актов обследования здания радонолечебницы № 1, здание находится в технически неудовлетворительном состоянии. Пункты 2, 13 Охранного обязательства ООО «Риалт» не исполняются.

Так до дня рассмотрения дела судом не выполнена комплексная реставрация здания радонолечебницы № 1, что подтверждается и внешним видом фасада здания радонолечебницы № 1 в виде отслоения штукатурного и окрасочного слоев, следы замокания на стенах и корнизе, трещины, обрушения части штукатурного слоя над фигурным аттиком в центральной части здания.

По заключению комиссии проводившей обследование здания 31.01.2011г. в составе главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом, представителя комитета по культуре и делам молодежи, начальника отдела капитального строительства, главного архитектора для восстановления внешнего вида здания необходимо проведение ремонта и реставрации здания радонолечебницы № 1 (л.д. 8).

При таких обстоятельствах, требования прокурора города Белокурихи и признании бездействия руководства ООО «Риалт» выразившиеся в уклонении от принятия мер по содержанию и использованию здания радонолечебницы № 1, расположенной по <адрес> в надлежащем противопожарном и техническом состоянии и обязнии ООО «Риалт» провести ремонтно-реставрационные работы фасада здания радонолечебницы № 1, устранив следы нарушения стен, карниза, цоколя здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

Истец просил суд признать незаконными бездействия ответчика выразившиеся в уклонении от принятия мер по содержанию и использованию здания радонолечебницы № 1 в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии.

Как отмечено выше, в судебном заседании нашло свое подтверждение бездействие ответчика по ненадлежащему содержанию здания радонолечебницы в технически неудовлетворительном состоянии.

По смыслу закона под санитарным состоянием понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999).

Вместе с тем, суду не представлено доказательств ненадлежащего санитарного состояния здания радонолечебницы.

В части ненадлежащего противопожарного состояния, в судебном заседании установлено, что актом обследования от 03 февраля 2011 года установлено наличие прокладки электрической проводки по деревянным горючим конструкциям, однако ответчиком в судебное заседание представлен акт о приемки выполненных работ по укладки проводки в кабель канал, ревизии питающего кабеля ВРУ демонтаже и монтаже, со сроком выполнения работ с 01.02.2011г. по 28.02.2011г., из чего следует, что на момент предъявления иска в суд (15.02.2011г.) ответчиком уже выполнялись работы по устранению нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется.

В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности.

Согласно ст. 5 Закона Алтайского края от 10.02.2005 № 4-ЗС «О пожарной безопасности в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Алтайского края в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и городских округов Алтайского края.

Пунктом 1 Правил Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 Правил установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с требованиями п.п. 4, 36 Правил, п. 7.1 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», деревянные конструкции крыши здания подлежат обработке огнезащитным составом.

Согласно акту обследования здания радонолечебницы № 1 от 03.02.2011г., установлено в нарушение п. 36 ППБ 01-03 деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы не обработаны огнезащитным составом.

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика ООО «Риалт» обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя ответчика ООО «Риалт» ФИО3 о том, что обследование здания радонолечебницы № 1 производилось без уведомления собственника ООО «Риалт», о том, что ООО «Риалт» имеет финансовые затруднения ввиду финансового кризиса, суд не принимает во внимание, поскольку данный довод не имеет существенного значения и присутствие представителя собственника здания не могло повлиять на заключение комиссии обнаружившей недостатки в техническом обслуживания объекта культурного наследия.

В части доводов представителей ООО «Риалт» о том, что во исполнение обязанности по надлежащему содержанию объекта культурного наследия - здания радонолечебницы № 1, ответчиком по договору часть здания передана в аренду ООО «Здравница» с возложением обязанности по текущему ремонту здания на арендатора, суд отмечает, что данный довод не свидетельствует о надлежащем противопожарном и техническом состоянии здания радонолечебницы № 1 собственником ООО «Риалт».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования Города Белокуриха Алтайского края государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Белокурихи удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия руководства Общества с ограниченной ответственностью «Риалт» выразившиеся в уклонении от принятия мер по содержанию и использованию здания радонолечебницы № 1, расположенной по <адрес> в надлежащем противопожарном и техническом состоянии.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Риалт» провести ремонтно-реставрационные работы фасада здания радонолечебницы № 1, устранив следы нарушения стен, карниза, цоколя здания в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Риалт» обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания радонолечебницы в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика Общества с ограниченной ответственность «Риалт» в пользу муниципального образования Город Белокуриха Алтайского края государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2011 года.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В.Омелько