Решение о признании действий незаконными



Дело № 2- 129 /11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего Черниковой И.А.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

с участием помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Белокурихи в интересах Сученковой Людмилы Александровны к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», Филиалу «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО « Алтайкрайэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Белокурихи в интересах Сученковой Л.А. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (далее по тексту- ОАО «Алтайкрайэнерго»), филиалу «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго»( далее по тексту- Филиал), просил признать незаконными действия ответчиков в части начисления платы за потребленную электроэнергию мест общего пользования за период с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. в размере 354.915 квт, обязать исключить расходы электрической энергии на места общего пользования, начисленные Сученковой Л.А. как собственнику помещения в многоквартирном жилом доме по <адрес>86 <адрес>, за период с 01.07.2010 по 01.02.2011 г в размере 354.915 квт/ч., запретить ответчикам производить начисления Сученковой Л.А. платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования до установки общедомового прибора учета электроэнергии.

В обоснование требований ссылается на то, что Сученкова Л.А.., собственник <адрес> в <адрес>, в феврале 2011 г. получила карту начислений и оплаты услуг за потребленную электроэнергию- за расход энергии в местах общего пользования, с указанием образовавшейся задолженности за освещение мест общего пользования в размере 1709 рублей 83 копейки, за 952.277квт за период с 01.01.2010 по 01.02.2011 г., в том числе за период с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. Белокурихинским отделом ОАО «Алтайкрайэнерго» начислен расход энергии в местах общего пользования в размере 354.915 квт/ч на сумму 639.35 рублей. Указанный расчет произведен ответчиками исходя из п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, подп. 1 п.3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9, применяемой при наличии показаний коллективного прибора учета, за который ответчиком приняты приборы учета отпуска электроэнергии, расположенный в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-14, но которая не принадлежит собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов и не включена в состав общего имущества.

Прокурор, ссылаясь на ст. 36, 154 ЖК РФ, Правила № 307, в частности п. 16, предусматривающий, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих(квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных(общедомовых)приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих(квартирных) приборов учета, а так же на Правила № 491,п. 1, 2-9, предусматривающих право собственников определять состав общего имущества в многоквартирном доме, считает, что приборы учета электроэнергии, установленные в трансформаторной подстанции, не являются коллективными( общедомовыми) приборами учета, не включены в состав общего имущества многоквартирного дома, отсутствует решение о его использовании в качестве коллективного(общедомового) прибора, считает, что использование показаний при расчете платы за электроэнергию недопустимо.

Кроме того, обращает внимание на то, что решением Белокурихинского городского суда от 15.12.2010 г., вступившее в законную силу 9.02.2011г., действия ответчиков по начислению платы за потребленную электроэнергию мест общего пользования за период с января по июнь 2010 г. в <адрес>, исходя из показаний прибора учета расположенного в трансформаторной подстанции признаны незаконными с возложением обязанности исключить расходы электроэнергии на места общего пользования, начисленные за этот период.

В судебном заседании помощник прокурора г.Белокурихи Абашев С.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, обратив внимание на то, что решением Белокурихинского городского суда от 15.12.2010 г., вступившее в законную силу 9.02.2011г., действия ответчиков по начислению платы за потребленную электроэнергию мест общего пользования за период с января по июнь 2010 г. в <адрес>, исходя из показаний прибора учета расположенного в трансформаторной подстанции признаны незаконными с возложением обязанности исключить расходы электроэнергии на места общего пользования, начисленные за этот период. С этого времени ничего нового не произошло, прибор учета опломбирован пломбой ОАО «Алтайкрайэнерго», ключи от подстанции находятся у ответчика, прибор учета находится на балансе, в эксплуатации и собственности ответчиков, решения о признании данного счетчика коллективным имуществом не принималось, так же как и решения собственников жилых помещений многоквартирного дома об использовании счетчика в качестве коллективного(общедомового) прибора учета. Сученкова Л.А. получила карту расчета по лицевому счету о начислении ей как абоненту 1709 рублей 83 копейки за места общего пользования, за 952.277 квт/ч, в том числе 639 рублей 35 копеек за период с 01.07.2010 г. по 1.02.2011 г. Указанное обстоятельство подтверждено начальником Белокурихинского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго», который 11.03.2011 г. в прокуратуру г.Белокурихи по запросу прокурора направил сведения о начислении Сученковой Л.А. платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.

Сученкова Л.А. в судебном заседании пояснила, что осенью 2010 г. и в феврале 2011 г. получала от ответчика карты начислений за места общего пользования. Для получения субсидий она была вынуждена обратиться в Белокурихинский МЭС для получения справки об отсутствия задолженности по оплате за электроэнергию. Задолженности по индивидуальному учету прибора она не имеет, но справку об отсутствии задолженности ей не дали, потому что числится задолженность за расход энергии в местах общего пользования.

Представитель ОАО « Алтайкрайэнерго», Дорохова А.А. с исковыми требованиями не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление, считая, что ответчик не производил начисления сумм за потребленную электроэнергию мест общего пользования. Представленная карта расчетов на имя Сученковой Л.А. является документом для внутреннего пользования работников ОАО «Алтайкрайэнерго» и не предъявлялось Сученковой Л.А. для оплаты задолженности за места общего пользования.

В судебном заседании директор ООО «ЖКХ» ФИО5 пояснил, что общедомовой прибор учета потребления электрической энергии в <адрес>, в <адрес> не установлен, ООО «ЖКХ» не начисляет расход энергии в местах общего пользования, не направляет счета жителям. В отношении счетчиков, расположенных в ТП ничего не изменилось, приборы учета опломбированы ответчиком, доступа к подстанции и счетчикам не имеют, на балансе и в собственности ООО «ЖКХ» и жильцов прибор учета, трансформаторная подстанция не состоят.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно ст. 55ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. В силу ст. 56 ГК РФ, юридические лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По смыслу ст. 154 ЖК РФ:

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что размер платы за коммунальные услуги, в состав которой согласно включается плата за элетроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации, а с 1 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение названных положений ЖК РФ Правительством РФ 23.05.2006г утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, № 307, пунктом 1 которых определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 2 названных Правил их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

На основании п. 3 указанных Правил № 307 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

В силу пп. "а" пункта 23 Правил № 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам № 307, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Действующее законодательство, регулирующие порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг, определило зависимость расчетов по коммунальным платежам от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, которым может быть оборудован многоквартирный дом.

В соответствии с п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В силу ч. 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся вмногоквартирном доме запределами жилых помещений иобслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений вуказанном доме.

Коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения и отнесены к общему имуществу многоквартирного дома, что вытекает из содержания п. п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491).

Так, согласно раздела 1 п. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 5).

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 6)

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 7)

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом ( п. 8 Правил)

Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ч.1 ст.247 ГК РФ).

Аналогичные положения содержатся и в ч. 2-3 ст. 36 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются в установленных ЖК и гражданским законодательством пределах по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, право определять состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 названных Правил принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что Сученкова Л.А. является собственником <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, где отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии.

Управляющей организацией данного многоквартирного дома является ООО «ЖКХ», что не оспаривалось сторонами.

Решением Белокурихинского городского суда от 15.12.2010 г., вступившего в законную силу 9.02.2011 г., действия ОАО «Алтайкрайэнерго», Филиала «Белокурихинские межрайонные электрические сети» ОАО « Алтайкрайэнерго» в части начисления собственникам квартир в многоквартирных жилых домах в том числе по <адрес> №, в <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования за период с января по июнь 2010 г. признаны незаконными.

На ОАО «Алтайкрайэнерго», возложена обязанность исключить расходы электрической энергии на места общего пользования, начисленные собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, в том числе по <адрес> №, в <адрес> за период с января по июнь 2010г.

За период с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. ООО «ЖКХ» взимание платы за электроэнергию в местах общего пользования не производили, что не отрицалось ответчиком. Сученкова Л.А. оплачивает услуги электроснабжения по показаниям счетчика индивидуального прибора учета.

В судебном заседании установлено, что осенью 2010 г. Сученкова Л.А. получала счет –квитанцию об оплате расходов начисленных из показаний общедомового прибора учета за период с января 2010 г. по июнь 2010 г. в размере 1070 рублей 48 копеек. Данный счет Сученкова Л.А. не оплатила. А в 2011 г. получила новую карту расчетов по лицевому счету, из которой следует, что ей начислено с января 2010 г. по 1.02.2011 г. 1709 рублей 83 копейки за 952.277 Квт/ч. Данные счет –квитанцию от 25.08.2010 г., а так же карту расчетов предоставила суду.

Из карты расчетов, представленной начальником Белокурихинского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго», так же следует, что с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. Сученковой Л.А. начислено 639 рублей 35 копеек, за расход энергии в местах общего пользования в размере 354.915 Квт/ч ( л.д. 17, 21)

Прибор учета (счетчик), на основании которого произведено начисление платы Сученковой Л.А. за потребленную электрическую энергию мест общего пользования, находится в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-14 ( акты осмотра л.д. 14, 20)

Данный счетчик установлен ОАО «Алтайкрайэнерго» совместно с ООО «ЖКХ» 18.02.2009 г., что подтверждается актом сдачи-приемки расчетного учета электрической энергии, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.02.2009 г.( л. д. 22)

В судебном заседании установлено, что Сученкова Л.А. регулярно оплачивает услуги за электроэнергию, исходя из индивидуального прибора учета, не имеет задолженности, что не оспаривалось ответчиком.

Между тем, из карты расчетов по ОПУ по лицевому счету следует, что Сученковой Л.А. произведены начисления на места общего пользования, которые ей не оплачены.

Довод представителя Дороховой А.А. о том, что карта расчетов не является документом, предъявляемого Сученковой Л.А. для оплаты, суд не может признать обоснованным, потому что из пояснений Сученковой Л.С. следует, что она получила эту карту, обратилась в Белокурихинское отделение ОАО «Алтайкрайэнрго», где ей подтвердили о том, что имеется задолженность за расход энергии в местах общего пользования с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. в размере 952.277Квт/ч.

Пояснения представителя ответчика Дороховой А.А. о том, что счет- извещение об оплате расходов в местах общего пользования на сумму 639 рублей 35 копеек за 354.915 квт/ч, истцу не выставлялось и не направлялось, так как карта начислений была сформирована для внутреннего пользования работников ОАО «Алтайкрайэнерго», не опровергает довод прокурора о необоснованности произведенного начисления Сученковой Л.А. расходов на места общего пользование в отсутствие общедомового прибора учета.

Довод Дороховой А.А. о том, что данный документ подготовлен ошибочно, сформирован для внутреннего пользования и не предъявлялся Сученковой Л.А. в качестве требования для оплаты суд не признает еще и потому, что начальником Белокурихинского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго» было подтверждено, что именно указанная сумма- 639 рублей 35 копеек ( за 354.915 квт/ч) были начислены Сученковой Л.А. в качестве платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, о чем он письменно подтвердил ( л.д. 21) и направил в подтверждение копию карты расчетов по ОПУ за период с 31.07.2010 г. по 31.01.201 г. ( л.д. 17), подлинник данной карты расчетов обозревался в судебном заседании, представитель ответчика Дорохова А.А. подтвердила, что карта расчетов заверена печатью филиала и подписью сотрудника Белокурихинского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго».

Между ОАО « Алтайкрайэнерго» и ООО «ЖКХ» 01.01.2008 г. заключен договор энергоснабжения № 334004. В соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжения его предметом является поставка электрической энергии гарантирующим поставщиком – ОАО «Алтайкрайэнерго» исполнителю ООО «ЖКХ». В силу п. 1.3 поставка электроэнергии осуществляется по точкам поставки. ООО «ЖКХ» приобретает электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды. При этом количество приобретаемой ООО «ЖКХ» коммунальных услуг у гарантирующего поставщика( энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Потери электроэнергии во внутри домовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения( п. 1.3 договора). Объекты, куда поставляется электрическая энергия указаны в актах разграничения балансовой принадлежности.

1.07.2010 г. заключен агентский договор № 102/2010-10 по которым ООО «ЖКХ» поручает, а ОАО «Алтайкрайэнерго» берет на себя обязательства совершать от имени и за счет ООО «ЖКХ» действия по взысканию дебиторской задолженности с потребителей ООО «ЖКХ». В п. 2.1 указано, что ОАО «Алтайкрайэнерго» обязан осуществлять работу по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию. Согласно п. 2.5 при осуществлении оплаты за потребленную электроэнергию гражданам, проживающих в домах обслуживаемых ООО «ЖКХ» засчитываются произведенные гражданами платежи в счет исполнения обязательств по договору энергоснабжения на счет ОАО «Алтайкрайэнерго», минуя счета ООО «ЖКХ».

ООО «ЖКХ» в силу указанных выше договоров, правовых норм, осуществляет начисление и сбор платежей за предоставленные коммунальные услуги, является исполнителем предоставления коммунальных услуг. Между тем, ООО «ЖКХ» не оказывает услуги по начислению и сбору платежей за места общего пользования в связи с отсутствием общедомовых приборов учета электроэнергии.

Ответчик осуществляет необходимые действия по реализации электрической энергии гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКХ», в том числе Сученковой Л.А., с возложением обязанности производить начисление оплаты за потребленную электрическую энергию на основании показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, производить расчет отпущенной электроэнергии гражданам потребителям в соответствии с Правилами № 307.

Согласно пояснениям, данных в судебном заседании директором ООО «ЖКХ» ФИО5, представителем ответчика Дороховой А.А., счетчик, установленный в трансформаторной подстанции ТП-37-7/19-14, является собственностью ОАО «Алтайкрайэнерго», отвечает техническим параметрам и является средством измерения, которое определяет объем (количество) коммунального ресурса – электрической энергии, поданной именно в дом.

Как следует из материалов дела, начисление и предъявление к оплате за содержание мест общего пользования, произведен истцу, так же как и до 01.07.2010 г., в соответствии с п. 23 Правил № 307, подп. 1 п. 3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9, применяемой при наличии показаний коллективного прибора учета, за который ответчиком приняты приборы учета отпуска электроэнергии, расположенные в трансформаторных подстанциях, но не принадлежащие собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома, где они проживают, а так же не включенные в состав общего имущества.

Судом установлено, что в <адрес>, в <адрес>, отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика Дороховой А.А., подтверждено в судебном заседании представителем ООО «ЖКХ», а так же в письменной форме (л.д. 18). Так же отсутствует решение собственников <адрес> об использовании в качестве коллективного прибора учета счетчика, принадлежащего ОАО «Алтайкрайэнерго». Прибор учета установлен в трансформаторной подстанции за счет средств ОАО «Алтайкрайэнерго», указанный счетчик находится на балансе и в эксплуатации ОАО «Алтайкрайэнерго», последние опломбируют счетчик, имеют к ним доступ, снимают показания, производят расчет за места общего пользования на основании полученных показаний, Филиал «Белокурихинские МЭС», а после реорганизации - Белокурихинское отделение, является получателем денежных средств за места общего пользования, последние производят начисления к оплате по лицевому счету, предъявляют собственникам, что следует из карты расчетов, печати Филиала, подписи сотрудника ФИО7

В судебном заседании установлено, что ООО «ЖКХ» не предъявляло требований к собственнику Сученковой Л.А. об оплате за потребленную электрическую энергию мест общего пользования, исходя из показаний счетчиков, расположенных в трансформаторных подстанциях, принимая во внимание, что платежи по договору в ООО «ЖКХ» должны предоставляться только за те услуги, которые фактически предоставляются, суд соглашается об обоснованности заявленных требований к ОАО «Алтайкрайэнерго», а не к ООО «ЖКХ».

Сученкова Л.А., прокурор настаивают на том, что расчет расхода энергии за места общего пользования не должен предъявляться пока не будут установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, в соответствии с требованиями закона.

Суд с этим соглашается, поскольку прибор учета электроэнергии, установленный в трансформаторной подстанции, не является коллективным (общедомовым) прибором учета, в установленном порядке не включен в состав общего имущества многоквартирного дома, решения о его использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками указанного многоквартирного жилого дома не принималось, в силу чего использование его показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил № 307 и № 491.

Так же суд считает, что акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.02.2009 г., акт сдачи – приемки расчетного учета электрической энергии от 18.02.2009 г. не могут подтверждать то обстоятельство, что счетчики являются коллективными (общедомовыми) приборами, поскольку данными документами не подтверждается их отнесение к составу общего имущества, а так же к прибору, который собственниками, управляющей организацией признан к использованию в качестве коллективного прибора учета собственниками.

Учет потребленной энергии, по условиям договора, осуществляется средствами измерений и учета электрической энергии и или расчетным способом в установленном договором порядке.

Расчетный учет электроэнергии располагается на границе балансовой принадлежности(4.10)( л.д. 25). В отдельных случаях, по дополнительному соглашению, допускается установка расчетного учета не на границе балансовой принадлежности, при этом объем принятой из сети электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки расчетного учета электроэнергии, если соглашением сторон не установлен иной способ корректировки. Контрольный учет электроэнергии может быть расположен на сетях ЭСО в точке, электрически наиболее близкой к границе балансовой принадлежности. При использовании контрольного учета электроэнергии для определения количества электроэнергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границ балансовой принадлежности до места установки контрольного учета электроэнергии ( п. 4.10)

Как было указано выше, исходя из п. 8 Правил содержания общего имущества, в многоквартирных домах, внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п. 88 и п. 89 Правил № 530 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Пунктом 143 Правил № 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

По смыслу договора № 334004, акта разграничений, там где граница балансовой принадлежности сетей определена сторонами договора на вводе в жилые дома( на контактах присоединения кабеля ответчика к зданию объекта), приборы учета отпускаемой электрической энергии установлены не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, а в трансформаторных подстанциях.

Таким образом, приборы учета электрической энергии, установленные в трансформаторной подстанции с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, показывают объем электрической энергии, принятой исполнителем коммунальных услуг – ООО « ЖКХ» от ОАО « Алтайкрайэнерго» в электрическую сеть и подлежащий оплате покупателем ООО « ЖКХ», а не расходы мест общего пользования собственниками многоквартирного дома.

Кроме этого, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. Между тем, сторона ответчика не представила в судебное заседание убедительных доказательств бесспорно указывающих на количество потребленной истцом электроэнергии, поскольку наличие убытков ООО « ЖКХ», связанные с отпуском приобретенной у ответчика электроэнергии, не свидетельствует о потреблении этих потерь собственниками многоквартирных домов в г.Белокурихе, в том числе Сученковой Л.И., а возложение на получателей коммунальных услуг бремени расходов связанных с потерями электроэнергии не указывает на то, что они образовались во внутридомовых сетях и связаны с содержанием общего имущества дома.

В силу закона, фактический расход электрической энергии по многоквартирному дому должен быть распределен между всеми жильцами дома пропорционально объему индивидуального электропотребления в каждой квартире и включен в счет за электроэнергию собственнику жилого помещения.

Ненадлежащая организация работы по учету электроэнергии, наличие долгов у ООО « ЖКХ», не может служить основанием для возложения на получателей услуги дополнительной обязанности по её оплате. Это следует из того, что не может количество предоставляемой потребителю электроэнергии, соответствовать количеству её потерь.

Таким образом, счетчик установленный для общего учета активной и реактивной энергии ( п. 5 акта разграничения балансовой принадлежности), на трансформаторной подстанции, принадлежащей ОАО «Алтайкрайэнерго», не указывает на объем (количество) коммунального ресурса, поданного в дом, не определяет объем коммунального ресурса – электрической энергии, потребленного домом, Сученковой Л.А., данный прибор учета не включен в состав общего имущества дома, решение о его использовании в качестве коллективного прибора учета собственниками не принималось, в связи с чем, указанный прибор учета электрической энергии, в данном случае, нельзя признать и использовать как коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии.

Жилищный кодекс РФ вч. 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и,если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений всоответствующем многоквартирном доме, если иное непредусмотрено Федеральным законом илидоговором.

Поэтому, суд признает, что обязанность пооплате электроэнергии, израсходованной вместах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике, но оплата энергии должна производиться зафактически принятое абонентом количество энергии всоответствии с учетом энергии.

23 ноября 2009 года принят Федеральный Закон N261-ФЗ «Обэнергосбережении иоповышении энергетической эффективности иовнесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно части 9 статьи 11 Закона собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Статья 13 данного закона предусматривает, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету сприменением приборов учета.

До1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений вмногоквартирных домах, введенных вэксплуатацию надень вступления всилу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, атакже ввод установленных приборов учета вэксплуатацию. При этом многоквартирные дома вуказанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, атакже индивидуальными иобщими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

С1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или ихпередачу исети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение ксетям, входящим всостав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих всоответствии стребованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность поустановке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации невправе отказать обратившимся кним лицам взаключении договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии федеральным законом № 261 «Об энергосбережении» возложена на собственников жилья.

В судебном заседании прокурор, истец, директор ООО «ЖКХ» ФИО9 утверждали, что собственники многоквартирного <адрес>, в <адрес>, не приобретали общедомовой ( коллективный) счетчик. ООО «ЖКХ», как управляющая организация, не осуществляло мероприятия поустановке, эксплуатации коллективных счетчиков, принадлежащих и находящихся на балансе и в эксплуатации у ОАО «Алтайкрайэнерго» в качестве приборов коллективного учета.

Таким образом, суд считает, что действия ответчика по начислению Сученковой Л.А. как собственнику жилого помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, платы за потребленную электроэнергию на основании п. 23 Правил № 307 в соответствии с подп. 1 п. 3 Приложения № 2 к названным Правилам по формуле № 9 являются незаконными, а требования прокурора о признании действий ОАО «Алтайкрайэнерго», в части увеличения отпущенной электроэнергии на 354.915 Квт/ч (расходы мест общего пользования) - незаконными, с возложением обязанности на юридическое лицо, в силу ст. 49,55 ГК РФ - ОАО «Алтайкрайэнерго», не смотря на то, что спор возник в связи с деятельностью его филиала, исключить расходы электрической энергии на места общего пользования, начисленные как собственнику помещения в многоквартирном жилом доме за период с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. в размере 354.915 Квт/ч.

Что касается требований о возложении запрета производить начисление Сученковой Л.А. платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования до установки общедомового прибора учета электроэнергии.

В судебном заседании было установлено, что не смотря на имеющееся решение Белокурихинского городского суда от 15.12. 2010 г., которым были признаны действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в части начисления( в том числе по дому № по <адрес>) за потребленную электрическую энергию мест общего пользования за период с января по июнь 2010 г. незаконным, с возложением обязанности исключить данные расходы, ответчик, продолжает производить начисления, исходя из показаний счетчика, установленного в трансформаторной подстанции. Поэтому, суд соглашается с доводом прокурора о необходимости возложения на ответчика запрета производить начисления Сученковой Л.А. платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования до установки общедомового прибора учета электроэнергии в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. ст. 30, 36, 154, 155 ЖК РФ, ст. 49,55 ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г.Белокурихи удовлетворить частично.

Признать действия Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго», в части начисления Сученковой Людмиле Александровне, являющейся собственником <адрес>, в <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования за период с 01.07.2010 г. по 01.02.2011 г. в размере 354.915 Квт/ч незаконными.

Обязать Открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго», исключить расходы электрической энергии на места общего пользования, начисленные Сученковой Людмиле Александровне как собственнику <адрес>, в <адрес>, за период с 01.07.2010 по 01.02.2011 г. в размере 354.915 Квт/ч.

Запретить Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» производить начисление Сученковой Людмиле Александровне, являющейся собственником <адрес> в <адрес>, платы за потребленную электрическую энергию мест общего пользования до установки общедомового прибора учета электроэнергии, в установленном законом порядке.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» в доход муниципального образования город Белокуриха, Алтайского края, государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней со дня оглашения.

Судья Белокурихинского горсуда И.А.Черникова