Решение по иску о признании договора недействительным



Дело 2- 305 /12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                       г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд, Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи          Черниковой И.А.

секретаря                                               Ворожцовой О.И.,

сторон:       помощника прокурора г.Белокурихи Лихторовича А.А.,

ответчика - представителя администрации города Белокурихи Фроловой И.Ю., действующей на основании доверенности, выданной 20.07.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску       прокурора г.Белокурихи в интересах Российской Федерации, муниципального образования «город Белокуриха» и неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО2 о признании постановления администрации города Белокурихи № 1317 от 18.12.2009 г. недействительным, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Белокурихи обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № 262 ф от 18.12.2009г., заключенного между администрацией города Белокурихи (продавцом) и Павшинкиным Е.Б. (покупателем). Применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать Павшинкина Е.Б. возвратить в администрацию города Белокурихи земельный участок общей площадью 3200 кв.м., (кадастровый номер ), расположенный по адресу: <адрес>; обязать администрацию г.Белокуриха возвратить Павшинкину Е.Б. <данные изъяты> рублей. В обоснование требований указал, что по условиям договора купли-продажи № 262 ф от 18.12.2009 г., администрация (продавец) передала в собственность Павшинкина Е.Б. (покупателю) земельный участок с кадастровым номером , площадью 3200 кв. метров, расположенный по адресу <адрес> в целях строительства предприятия автосервиса. За полученный земельный участок Павшинкин Е.Б. уплатил <данные изъяты> рублей. Согласно, кадастрового плана земельного участка от 19.12.06 указанный земельный участок относится к землям поселений. Прокурор считает, что согласно пункту 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ (далее по тексту- ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. В пункте 2 статьи 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно, пункта 3 статьи 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки, в пункте 6 статьи 2 устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Далее в пункте 7 указанной статьи определено, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Постановлением Правительства РФ.

В пункте 2 статьи 3 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» также установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации. Курорт Белокуриха признан курортом федерального значения и отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения Постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1204 «Об утверждении Положения о курорте Белокуриха». В пункте 2 «Положения о курорте федерального значения Белокуриха», утвержденного Постановлением Правительства от 31.10.99 N 1204 установлено, что курорт Белокуриха относится к особо охраняемой природной территории. Таким образом, по мнению прокурора, земли курорта Белокуриха являются землями особо охраняемых природных территорий федерального значения и в силу вышеуказанных законов ограничены в обороте. Согласно, Постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1988 г. N282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае» были установлены границы и режимы округа санитарной охраны курорта Белокуриха. На схеме границ курорта г.Белокуриха выделено 3 санитарных зоны курорта и границы курорта Белокуриха. Из этой схемы следует, что спорный земельный участок расположен во второй санитарной зоне курорта, в зоне жилой застройки. Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Поскольку спорный земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, то на основании статьи 27 ЗК РФ он ограничен в обороте. Администрация, как орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, не имела право на отчуждение земельного участка, поскольку он ограничен в обороте. Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. При этом выкуп осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. В пункте 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых территорий не подлежат приватизации. В связи с этим действующим законодательством не предусмотрен выкуп земельных участков расположенных в пределах особо охраняемых территорий. Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка нарушены статья 209 Гражданского Кодекса РФ (далее по тексту-ГК РФ), статья 27 ЗК РФ и статья 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка несоответствующая требованиям закона ничтожна, а поэтому договор купли-продажи земельного участка является недействительной сделкой. Согласно, статье 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. При таких обстоятельствах, участники договора купли-продажи должны быть приведены в первоначальное положение. Считает, что при вынесении постановления № 1317 от 18.12.2009 г. эти обстоятельства были не учтены. Постановление вынесено в нарушение вышеуказанного законодательства, поскольку администрация города Белокурихи      приняла решение по отчуждению земельного участка находящегося в пределах особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании помощник прокурора г.Белокурихи Лихторович А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации города Белокурихи Фролова И.Ю. с иском не согласна, указав, что спорный земельный участок хотя и находится во второй санитарной зоне курорта, в настоящее время отсутствует Постановление Правительства РФ, устанавливающее границы и режим округов санитарной(горно-санитарной)охраны курорта. Согласно утвержденного Генерального плана застройки, кадастрового плана     указанный земельный участок относится к землям поселениям. В кадастровом паспорте земельного участка по <адрес> отсутствует отметка о принадлежности данного земельного участка к категории особо охраняемых территорий. Курортная зона располагается в черте муниципального образования. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием. Так как       отсутствую топографический и генеральные планы курорта с вынесением на местность границ округа горно-санитарной охраны курорта, а данным отчуждением земельного участка не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, исковые требования не могут быть удовлетворены.      

В судебное заседание Павшинкин Е.Б. не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, поскольку имеются сведения о вручении судебной повестки Кожуховской, проживающей по адресу <адрес>, получившей судебную корреспонденцию по доверенности.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля ФИО6, изучив материалы дела считает, что исковые требования прокурора г.Белокурихи подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Павшинкин Е.Б. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.08.2007 г., 07.06.2011 г. прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 44- 51).

Постановлением администрации города Белокурихи № 750 от 23.10.2006 г.      земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу <адрес>, общей площадью 3200 кв м, был предоставлен Павшинкину Е.Б. в аренду, на срок 3 год.( л.д. 9).

24.10.2006 г. заключен договор аренды земельного участка № 95 ф от 24.10.2006 г., сроком по 22.10.2009 г. для использования в целях строительства предприятия автосервиса( л.д. 10- 16).

25.06.2008 г. выдано разрешение на строительство предприятия автосервиса, которое продлено до 05.05.2013 г. ( л.д. 17).

Постановлением администрации города Белокурихи № 912 от 06.10.2009 г. продлен договор аренды на срок 11 месяцев ( л.д. 18). После чего, 06.10.2009 г., соглашением сторон внесены изменения в договор аренды земельного участка от 24.10.2006 г № 95 ф, договор аренды продлен до 05.09.2010 г., определен размер арендной платы ( л.д. 19- 20).

До окончания срока договоры аренды, постановлением администрации города Белокурихи № 1317 от 18.12.2009 г., указанный земельный участок, предоставлен Павшинкину Е.Б. в собственность ( л.д. 21-22).

18.12.2009 г. заключен договор купли-продажи земельного участка № 262 ф, цена отчуждаемого земельного участка, согласно п. 3.1 договора составляет <данные изъяты> рублей ( л.д. 23- 25).

24.12.2009 г. в счет покупки участка Павшинкин Е.Б. перечислил <данные изъяты> рублей в УФК по Алтайскому краю, на счет комитета по управлению имуществом г.Белокурихи ( л.д. 26). По сведениям комитета по управлению имуществом города Белокурихи от 27.09.2012 г., оплата по договору купли-продажи № 262 ф от 18.12.2009 г. произведена     Павшинкиным Е.Б. в полном объеме ( л.д. 66).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем земельного участка по <адрес> в <адрес>, является Павшинкин Е.Б. ( л.д. 54). Согласно данных выписки, указанный земельный участок является землями населенных пунктов-под общественную застройку.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Павшинкин Е.Б. является правообладателем незавершенного строительством объекта(здание, жилой дом), расположенного по адресу <адрес> ( л.д. 55).     

Согласно ст. 17 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» способ возникновения прав граждан на земельные участки связывают с документами административно-правового характера.

Поэтому, правоустанавливающими документами на землю (помимо договоров, решений судов и свидетельств о праве на наследство) являются решения (постановления, распоряжения) о предоставлении земельных участков, являющееся составной частью договора.

В силу ст. 421 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть обжалован в порядке ст. 254 ГПК РФ, в том числе прокурором.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьей 15 и 27 ЗК Российской Федерации к ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 17 ЗК РФ предусматривает нахождение земельных участков в федеральной собственности не только после разграничения государственной собственности на землю, но и в случаях установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Кодекса). Согласно, пункта 3 статьи 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Согласно пункту 5 статьи 31 и статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

В соответствии со статьями 95 и 96 ЗК Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.

В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В пунктах 2, 3 статьи 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 2 статьи 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). В пункте 6 статьи 2 устанавливается, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в редакции от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011г.

Такой же запрет установлен и статьей 58 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами федерального значения», разработанным в соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», урегулированы отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.

Частью 9 Постановления установлено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта федерального значения определяются положением о данном курорте, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Таким образом, город РФ признается курортом федерального значения, в случае, если, во-первых, имеется постановление Правительства РФ о признании его таковым и, во-вторых, таким Постановлением утверждено Положение об этом курорте.

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.99г. № 1204 «Об утверждении Положения о курорте Белокуриха» определено, что курорт Белокуриха относится к особо охраняемой природной территории. Курорт Белокуриха относится к особо охраняемым территориям федерального значения.

В 1995 году было принято Постановление Правительства РФ от 29.08.95г. №851 «О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае», в котором принято предложение Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, согласованное с администрацией Алтайского края о признании курортом федерального значения курорта Белокуриха в Алтайском крае, в границах определенных Постановлением Правительства РФ от 31.0883г. №282. Таким образом, субъект РФ еще в 1995 году согласовал создание федерального курорта Белокуриха.

Статья 4 ФЗ «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указывает, что к полномочиям Правительства РФ относится установление границ и режима округов санитарной охраны курортов федерального значения

Таким образом, земли курорта Белокуриха являются землями особо охраняемых природных территорий федерального значения и в силу вышеуказанных законов являются федеральной собственностью.

Право федеральной собственности на земли курорта Белокуриха, подтверждается также Приложением №1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» от 27.12.91г. № 3020-1, поскольку на момент его принятия курорт Белокуриха имел общереспубликанское значение.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1983г. №282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае» были установлены границы и режимы округа санитарной охраны курорта Белокуриха.

Доводы представителя ответчика Фроловой И.Ю. о том, что отсутствуют топографический и генеральный планы курорта с вынесением на местность границ округа горно-санитарной охраны курорта, утвержденные Правительством       и       следовательно, нельзя говорить о том, что на территории города Белокуриха расположены земли особо охраняемых территорий, суд считает необоснованными.

В судебном заседании свидетель ФИО6, специалист комитета по управлению имуществом, пояснила суду о расположении спорного земельного участка на топосъемке границ санитарно-охранной зоны города курорта, а так же на схеме земель города Белокурихи.      Суду пояснила, что Постановлением СМ установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Белокуриха. Спорный участок находится во второй санитарной зоне. При наличии письма руководителя ТУ Росимущества от 23.12.2011 г., на период заключения договора купли-продажи земельного участка Павшинкину Е.Б.      спорный участок не мог быть предоставлен в собственность по договору купли- продажи. На момент заключения договора купли-продажи в 2009 г. в комитете по управлению имуществом, в администрации города Белокурихи отсутствовали точки     в системе координат     по земельным участкам санитарных зон. Согласно данных координат, направленных управлением федерального агентства по управлению имуществом, полученного администрацией города Белокурихи в декабре 2011 г., спорный участок находится в точках координат второй санитарной зоны.

Из текста Постановления СМ № 282 от 31.05.1983 г., постановления Правительства РФ №1204 от 31.10.1999 г., материалов дела, показаний ФИО6, письма и.о. руководителя ТУ Росимущества от 23.12.2011 г. № АА-13619 о координатах точек 1, 2, 3 санитарной зон,     следует, что вопрос определения границ и режима округов горно-охранных зон курорта решался, именно эти границы округов санитарной охраны были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.83г., Постановлением Правительства РФ от 29.08.95г. №851

На основании Постановления СМ № 282, составлена соответствующая схема зон санитарных округов курорта Белокуриха, где выделены их границы на основании точек границ округа санитарной охраны курорта, границы 1 зоны округа( зона строгого режима), границы 11 зоны округа (зона ограничений), границы 111 зоны округа(зона наблюдения).

Согласно представленной топосъемки границ курорт Белокуриха - курорт Белокуриха, схемы земель города Белокурихи, составленной ТО Управления «Роснедвижимость» в 2008 г. (л.д. 36,37), округ горно-санитарной охраны курорта включает в себя 3 зоны. В соответствии с действующими нормативными актами земли, входящие во все три санитарные зоны относятся к землям курорта.

Земельный участок, который был приобретен Павшинкиным Е.Б. находится в пределах территории указанных зон, во второй санитарной, о чем так же подтвердила свидетель ФИО6, следует из ответа на запрос первого заместителя главы администрации города Белокурихи № 3707 от 07.09.2012 г.( л.д. 35).

Таким образом, спорный земельный участок, по <адрес>, он является объектом особо охраняемых природных территорий федерального значения. А доводы представителя администрации города Белокурихи Фроловой И.Ю., о том, в кадастровом паспорте земельного участка отсутствует отметка о принадлежности данного земельного участка к категории особо охраняемых территорий,     в связи с чем договор купли-продажи осуществлен в отношении объекта не расположенного в особо охраняемой территорий, суд находит несостоятельным.

Суд соглашается с доводом представителя администрации, что суду не представлен проект округов горно-санитарной охраны курорта Белокуриха, который был бы согласован в порядке, установленном Постановлением Правительства №1425 от 07.12.96г. Однако, данные обстоятельства, с учетом выше приведенных правовых норм и доказательств, не лишают курорта Белокуриха его статуса федерального курорта и земли особо охраняемой территории.

На момент заключения договора земли, занимаемые федеральным курортом, не могут быть признаны землями, собственность на которые не разграничена.     6.12.2008 вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьями 10-11, с момента вступления в силу указанного закона спорный земельный участок является объектом муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Согласно, пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемых территорий. Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка, администрацией города Белокурихи, действовавшей в пределах своих полномочий, нарушены статьи 209 ГК РФ, 27 ЗК РФ и статья 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Поскольку как было указано выше, земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. При этом выкуп осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. В п.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых территорий не подлежат приватизации. В связи с этим действующим законодательством не допускается выкуп земельных участков расположенных в пределах особо охраняемых территорий. Вместе с тем, ЗК РФ не лишает собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, расположенном в пределах особо охраняемых территорий, владеть и пользоваться указанным земельным участком на праве аренды. При таких обстоятельствах, наличие у Павшинкина Е.Б. на земельном участке объекта незавершенного строительством, не свидетельствует о наличии у него     исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, что в принципе не лишает его права пользования указанным земельным участком на основании договора аренды.

Как было указано выше, сделка несоответствующая требованиям закона ничтожна.

Требования прокурора о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Павшинкин Е.Б. до расторжения договора аренды и заключения договора купли-продажи, являлся законным пользователем земельного участка      до 05.09.2010 г.( по договору аренды земельного участка), в связи с чем, продлевалось разрешение на строительство предприятия автосервиса.

Однако, в связи с признанием недействительной сделкой договора купли-продажи у Павшинкина Е.Б. отсутствуют право по владению и распоряжению указанным земельным участком. Суд считает, что последствиями признания сделки несоответствующей требования закона будет являться передача администрации города Белокуриха прав по распоряжению земельным участком по адресу <адрес>.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что права и обязанности сторон по оспариваемому договору купли-продажи возникли на основании сложного юридического состава - Постановление и договора.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Постановление Администрации г. Белокуриха от № 1317 от 18.12.2009 г. не соответствует требованиям земельного законодательства, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое запрещает отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий, а потому на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, данное постановление является незаконным.

Суд считает, что иск прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования - обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку передача в частную собственность земельного участка в пределах особо охраняемой территории-курорта федерального значения нарушает права неопределенного круга лиц на получение санаторно-курортного лечения, противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает права и полномочия РФ по контролю и надзору за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, граждан проживающих в муниципальном образовании в связи с несоблюдением норм действующего федерального законодательства, в защиту конституционного принципа верховенства закона. При этом для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования город Белокуриха прокурором избраны способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст.12 ГК РФ - признание недействительным акта органа местного самоуправления, признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Настоящий иск является средством защиты права собственности, таким образом, прокурор вправе требовать возврата земельного участка, в том числе путем возврата прав по распоряжению им. В виду установления судом обстоятельств о признании договора купли-продажи земельного участка      недействительным в силу ничтожности,      сохранить      запись о государственной регистрации права собственности Павшинкина Е.Б. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не возможно.

Согласно, пункта 1 статьи 36 ЗК РФ лица, имеющиеся в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Судом установлено, что на спорном земельном участке возведен незавершенный строительством объект, имеется продленное разрешение на строительство     автосервиса до 05.05.2013 г., в связи с чем у Павшинкина Е.Б. имеются законные права по пользованию спорным участком, в порядке установленном законом, в связи с чем, у него не возникает обязательство по возврату в натуре земельного участка надлежащему собственнику. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования о возврате земельного участка возможен в форме признании отсутствующим зарегистрированного за Павшинкиным Е.Б. права собственности на земельный участок.

На основании ст. 209, 168, 301, 302 Гражданского Кодекса РФ, ст. 15, 27 95, 95 Земельного Кодекса РФ, Федерального закона      «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426, Постановлением Правительства РФ от 31.08.83г. №282, руководствуясь ст.ст. 103, 144, 194- 199 Гражданско Процессуального Кодекса РФ, суд

                                                    P Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Белокурихи     удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации г.Белокурихи № 1317 от 18.12.2009 г. «О предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес> Павшинкину Е.Б.».

Признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи земельного участка № 262 ф от 18.12.2009 г., заключенный между администрацией города Белокурихи (продавцом) и Павшинкиным Е.Б.( покупателем).

Применить последствия недействительности сделки: обязать администрацию г.Белокурихи возвратить ФИО2 денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

Признать отсутствующим зарегистрированное за ФИО2 право собственности на земельный участок кадастровый номер , площадью 3200 кв.м, расположенный в <адрес> в целях строительства предприятия автосервиса.

Передать администрации г. Белокуриха права по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , площадью 3200 кв.м, расположенный в <адрес>.

Взыскать с     ФИО2       в доход муниципального образования г. Белокуриха, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Обеспечительные меры в виде запрещения Павшинкину Е.Б. осуществлять передачу прав на земельный участок, расположенный     в <адрес>       с кадастровым номером , Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю совершения     действий по государственной регистрации прав и перехода прав на земельный участок сохранить, до исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение месяца со дня его оглашения.

Судья                                                                                                                      И.А.Черникова