Дело 12- 1/11
РЕШЕНИЕ
26 января 2011 года г. Белокуриха
Судья Белокурихинского городского суда, Алтайского края, Черникова И.А. Л.В., при ведении протокола секретарем Филипповой Е.Н.,
с участием помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н.,
рассмотрев жалобу Ануфриевой Ирины Ивановны на постановление Государственной жилищной инспекции Алтайского края от 26.11.2010 года по делу № 04-09\321 об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя, начальника отдела инспекторской службы г. Бийска, г. Рубцовска, г. Славгорода государственной жилищной инспекции Алтайского края Речкуновым Н.М. (далее по тексту - Жилищная инспекция) от 26.11.2010г., Ануфриева И.И. признана виновной и подвергнута административному наказанию по ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ «Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Ануфриева И.И. подала в суд на данное постановление жалобу, в которой просит постановление отменить, мотивируя жалобу тем, что по обращению некоторых жильцов домов № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> прокуратурой г. Белокурихи была проведена проверка по выполнению капитального ремонта в указанных домах. По результатам проверки, было выявлено нарушение, выразившееся в несвоевременном вводе в эксплуатацию приборов учета энергоснабжения, и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Считает, что на момент правонарушения, не вступил в законную силу ФЗ № 261 от 23.11.2009г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон), а так же в КоАП РФ не существовало ст.9.16. Полагает, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек срок привлечения ее к административной ответственности. Кроме того, указывает, что в соответствии с Законом установка и ввод в эксплуатацию приборов учета должны быть осуществлены до 01.01.2011г. Так же считает, что Жилищная инспекция необоснованно обвинила ее в бездействии по разрешению финансовых вопросов, по вводу в эксплуатацию приборов учета, так как она не имела возможности взыскать в судебном порядке задолженность за обслуживание, из-за оспаривания некоторых членов ТСЖ результатов произведенного капитального ремонта <адрес>.
В судебном заседании Ануфриева И.И. просила жалобу удовлетворить по указанным в ней основаниям.
Помощник прокурора г.Белокурихи Абашеев С.Н. считал, что постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку правонарушение является длящимся, 28.10.2010 г. проведена проверка, которой установлены нарушения, касающиеся производства начисления платы за используемые энергетические ресурсы жителями домов по <адрес> в <адрес> не по установленным приборам. Проверкой установлено, что приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения этих домов не сданы на учет ресурсоснабжающим организациям, расход тепла и воды, оплата за услуги начисляется не по приборам учета.
Заслушав Ануфриеву И.И., помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н., судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Для достижения указанных целей ТСЖ наделяется рядом полномочий, в том числе имеет право заключать договоры как на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и на оказание коммунальных услуг, а также выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В соответствии с ч.4 чт. 9.16 КоАП РФ, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Требования энергетической эффективности, и требования по оснащенности многоквартирных домов закреплены в ст.13 Закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так в ч. 2 указанной статьи установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно данной норме установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Данная норма Закона предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в случае, если расчеты осуществляются по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), регламентированы ст. 20 Закона, в ч. 1 которой предусмотрено, что по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 19 данного Закона, т.е. включении в договор (контракт) положений о предмете энергосервисного договора (контракта), а также обязательных условий энергосервисного договора (контракта).
На период до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов. В отношении установления таких расчетных способов данная норма отсылает к законодательству РФ, но предписывает, что указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Иначе говоря, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В частях с 3 по статьи закреплен ряд переходных положений, направленных на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Так, п. 4 ст. 13 Закона, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. на 27 ноября 2009 г., ст. 49 Закона) и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено в судебном заседании решением общего собрания собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> их представителей принято решение о создании ТСЖ «Дружба», для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, утвержден Устав товарищества (протокол №1 от 29.08.2005). На общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и членов ТСЖ «Дружба» - собственников жилых помещений многоквартирного жилого <адрес>, принято решение о включении в ТСЖ «Дружба» собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> (протокол №1 от 20.02.2009).
Из Устава ТСЖ «Дружба» следует, что товарищество приняло на себя обязанности по управлению домом с предоставлением услуг по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечению предоставления коммунальных услуг.
В силу п.п. 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, водоснабжения, водоотведение, а также коллективные (общедомовые) приборы учета.
В соответствии с п. 9.2 Устава ТСЖ «Дружба» руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества. Выполнение решений правления обеспечивает председатель правления, который в соответствии с разделом 10 Устава действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и Уставом не требуют одобрения правления товарищества или общим собранием членов товарищества.
30.08.2005 из числа членов правления ТСЖ «Дружба» единогласным решением председателем ТСЖ «Дружба» выбрана ФИО1 сроком на 2 года (протокол заседания Правления ТСЖ №1 от 30.08.2005). По истечении указанного срока ее полномочия на заседании Правления ТСЖ «Дружба» от 30.08.2007, 16.01.2008 и 29.08.2009 продлены еще сроком на 2 года, в том числе в связи с изменением фамилии на Ануфриеву Ирину Ивановну.
Таким образом, Ануфриева И.И., являясь председателем правления ТСЖ «Дружба» как должностное лицо должна была знать нормативные акты и соблюдать требования энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> и № по <адрес>.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, ТСЖ «Дружба» является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, и водоотведению.
В соответствии с пунктом 9.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерного РФ 12.09.1995 № ВК-4936 (далее - Правил учета), ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узлов учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета.
На основании пункта 9.5 Правил учета, показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время, должны фиксироваться в журналах. Время начала записей показаний приборов узла учета в журнале должны фиксироваться актом допуска узла учета в эксплуатацию. К журналу прилагаются записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Белокурихи по обращению собственников жилых помещений в многоквартирных домах № по <адрес> и № по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности в деятельности ТСЖ «Дружба». В результате которой, было установлено, что в данных домах при проведении капитального ремонта в 2009 г. установлены приборы учета на отопление, горячее и холодное водоснабжение : 13.10.2009г. - в <адрес>, и 23.09.2009 г.- в <адрес>, однако, данные приборы учета в эксплуатацию, на момент проверки 28.10.2010г., не введены, начисление платы за энергетические ресурсы жителям домов осуществляется не по установленным приборам учета.
При рассмотрении жалобы, Ануфриева И.И. подтвердила, что договорами подрядов № 35/2009 от 16.06.2009 г. и № 36/2009 г. от 11.06.2009 г. подрядчик ООО « СФ «Бийскстройсервис» выполнял работы, в том числе, по ремонту сетей теплоснабжения и водоснабжения с установкой приборов учета потребления ресурсов и выполненные работы были приняты на основании актов.
Действительно, материалами дела подтверждается указанное обстоятельство, а так же то, что актом о приемке выполненных работ № 2 от 13.10.2009 г. и актом о приемке выполненных работ № 5 от 23.09.2009 г., председателем правления Ануфриевой И.И. приняты ремонт сетей теплоснабжения, водоснабжения с установкой приборов учета потребления ресурсов.
Между тем, в нарушение действующего законодательства установленные приборы учета не были введены в эксплуатацию на момент обнаружения правонарушения - 28.10.2010 г. Таким образом, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, на день вступления в силу Федерального закона - 27.11. 2009 г. приборы были установлены, однако, не введены в эксплуатацию до 28.10.2010 г.
Из представленного административного дела следует, что 30.11.2010 г. опломбированы счетчики холодной воды в домах по <адрес>, о чем составлены акты инспекции по водоснабженю ОАО «Водоканал» и их применение начато при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Не могу согласиться с доводом заявителя о том, что, срок привлечения ее к административной ответственности истек, так как согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи ( 2 месяца), начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судья исходит из того, что данное правонарушение является длящимся, т.к. бездействие выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Кроме того, статья 9.16 КоАП РФ введена в действие Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу по истечении 180 дней после официального опубликования Закона, то есть 25.05.2010г.
Обнаружено правонарушение 28.10.2010 г., т.е. в период действия ст. 9.16 КоАПРФ, введенной Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, привлечена к административной ответственности - 26.11.2010 г., поэтому срок давности привлечения к ответственности не истек, а довод Ануфриевой И.И. о том, что на момент установки счетчиков не существовало ст.9.16 КоАП РФ и Закона, следовательно, привлечение ее к административной ответственности Жилищной инспекцией не правомерен, безоснователен.
Как следует из материалов дела и пояснений Ануфриевой И.И., приборы учета холодной воды были установлены после ремонта, не сданы в эксплуатацию, показания приборов узлов учета потребителей не снимались, в журналах не фиксировались, должностное лицо ответственное за эксплуатацию и текущее обслуживание узлов учета потребителя не назначалось, применение расчетов производится с 1.01.2011 г. При этом, считаю, что Ануфриевой И.И. безосновательно, в обоснование несвоевременной сдачи в эксплуатацию счетчиков, приводится принятое решение общего собрания жильцов дома по <адрес> от 13.12.2009 г., об отказе собственников в принятии прибора учета холодной воды ОАО « Водоканал». В отношении расчетных способов без учета приборов учета, в переходный период, необходимо руководствоваться законодательством РФ, предписывающего, что указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Иначе говоря, применение этих расчетных способов должно было приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Между тем, как видно из дела, расчетный способ при отсутствии счетчика был ниже значения, определяемого по счетчику и поэтому удовлетворял жильцов, а установленные приборы учета не вводились в эксплуатацию Ануфриевой И.И. в нарушение действующего законодательства.
Так же отклоняется довод заявителя о том, что установка и ввод в эксплуатацию приборов учета возможно до 01.01.2011г. и в ее действиях отсутствует нарушение закона.
В силу указанных выше правовых норм, до 1. 01. 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Поэтому, из анализа представленных доказательств ( сроков установки приборов, времени обнаружения правонарушения, отсутствия каких-либо действий со стороны Ануфриевой И.И., свидетельствующих о принятых ее мер по вводу установленных приборов учета холодной воды), следует, что после вступления в силу Федерального закона (27.11. 2009 г.), установленные приборы учета необходимо ввести в эксплуатацию в сроки, указанные в законе, но до 01.01.2011г.
Таким образом, принимая во внимание, что Ануфриевой И.И. не осуществлено каких-либо мероприятий до 28.10.2010 г. по исполнению требований энергетической безопасности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований по оснащенности приборами учета используемых ресурсов, проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников, то вывод жилищной комиссии о бездействии председателя ТСЖ «Дружба» Ануфриевой И.И. и привлечения ее по ст. 9.16 ч. 4 КоАПРФ, является обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания к отмене постановления от 26.11.2010 г.
Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Государственной жилищной инспекции Алтайского края от 26.11.2010 года по делу № 04-09\321 об административном правонарушении в отношении председателя Товарищества собственников жилья «Дружба» Ануфриевой Ирины Ивановны по ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Ануфриевой И.И. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней.
Судья Белокурихинского
городского суда И.А.Черникова