РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Новобелокатай 03 декабря 2010 года
Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Власова А.Л.
С участием прокурора Крестовских И.А.
При секретаре Прохоровой Е.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белокатайского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации муниципального района (далее АМР) ... ... о признании бездействия незаконным и обязании провести автомобильные дороги в соответствие с требованиями законодательства.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику АМР ... о признании бездействия незаконным и обязании провести автомобильные дороги в соответствие с требованиями законодательства, где просит признать незаконным бездействие АМР ..., выразившееся в не проведении ремонта и содержании в надлежащем состоянии автомобильной дороги по улицам ... с. ..., предлагает обязать АМР ... произвести ремонт автомобильной дороги ... ....
В судебном заседании прокурор поддерживает заявление по этим же основаниям.
Вместе с тем, считает, что возможным установить более длительный срок для приведения дорог в соответствие с требованиями законодательства, так как наступил зимний период.
Представитель ответчика администрации МР ... РБ Юлин С.Ю. требования прокурора не признал, показал суду, что осуществить ремонт автомобильной дороги не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств и наступления зимнего периода. В случае удовлетворения заявления прокурора просит суд дать срок до наступления теплого климатического периода позволяющего ремонтировать дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд удовлетворяет заявление прокурора.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством.
Согласно ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями п. 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, а также поверхность обочин и откосов земельного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Придельные размеры отдельных посадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Согласно п. 6.24 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 ширина полосы движения на улицах в жилой застройке составляет 3 м, число полос движения должно составлять 2-3.
В соответствии с актом Номер обезличен от Дата обезличена года обследования ул. ... с. ... установлено, что ширина проезжей части на всем протяжении составляет 2.5 м; напротив дома Номер обезличен и моста через реку «ИК» на проезжей части имеются вымоины, в результате чего образуются застои воды, ширина и конструкция моста через реку «Ик» не соответствует требованиям безопасности дорожного движения и не обеспечивают безопасного проезда по нему. Обследование ул. ... с. ... установлено, что ширина проезжей части на всем протяжении составляет 3 м, напротив дома Номер обезличен на проезжей части имеются вымоины, в результате чего образуются застои воды; дорожное полотно от пересечения с улицей ... до конца улицы ... загрязнено.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 13,15 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 соглашения между органами местного самоуправления МР ... и сельского поселения ... сельсовет МР ... о передаче МР ... осуществления части полномочий сельского поселения ... сельсовет МР ... от Дата обезличена года полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы органам местного самоуправления сельского поселения ... сельсовет, администрации МР ....
В ходе обследования улиц ... и ... с. ..., проведенного Дата обезличена года, государственным инспектором ОГИБДД ОВД по Белокатайскому району установлено, что данная дорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.
Кроме того, суд считает не основательной ссылку представителя АМР ... РБ на отсутствие финансовых средств как причину допущенных нарушений законодательства, по следующим основаниям.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете АМР ... РБ денежных средств на ремонт и содержании автомобильной дороги улиц ... с. ... освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в результате бездействия администрации муниципального района ... нарушаются права и законные интересы граждан по обеспечению безопасности дорожного движения при использованию автомобильной дороги по улицам ... с. ..., и суд удовлетворяет заявленные требования прокурора.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По данному делу прокурором заявление подано в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения, прав и законных интересов неопределенного круга лиц – населения ... МР ... РБ.
В связи с изложенным и руководствуясь ст. ст. 258, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные требования прокурора.
Признать бездействие администрации МР ... РБ по не проведению ремонта и содержанию в надлежащем состоянии автомобильной дороги по улицам ... с. ... незаконным.
Обязать администрацию МР ... РБ в срок до 01 июня 2011 года провести ремонт автомобильной дороги по улицам ... с. ... муниципального района Белокатайский район РБ.
Решение может быть обжаловано и принесено представление в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия.
Председательствующий судья: Власов А.Л.