Решение по иску прокурора Белокатайского района о признании незаконным бездействия АСП Майгазинский сельсовет.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Новобелокатай 16 июня 2011 года

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Власова А.Л.

С участием прокурора Иванова Е.А.

При секретаре Прохоровой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белокатайского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Майгазинский сельский совет муниципального района Белокатайский район РБ (далее - АСП Майгазинский сельсовет) о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белокатайского района РБ обратился с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АСП Майгазинский сельсовет о признании бездействия незаконным, по тем основаниям, что прокуратурой Белокатайского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасного функционирования гидротехнических сооружений и установлено, что гидротехнические сооружения (далее-ГТС), расположенные на территории АСП Майгазинский сельсовет на расстоянии 100м. на северо-запад от д. Васелга на р. Васелга, на расстоянии 1,7 км на северо-запад от с. Майгаза на р.Майгаза, на расстоянии 160 м на юго-восток от с.Майгаза, в нарушение требований ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственника не имеют. В нарушение ст. 225 ч. 3 ГК РФ АСП Майгазинский сельсовет не обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет ГТС как бесхозяйных недвижимых вещей. Неопределенность балансовой принадлежности ГТС, влечет не исполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, и, следовательно, обязанности органа местно самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Прокурор просит признать незаконным бездействие АСП Майгазинский сельсовет по постановке на учет бесхозяйного имущества, т.е. вышеуказанных ГТС, и возложить на АСП Майгазинский сельсовет обязанность обратиться в Управление Росреестра по РБ с заявлением о принятии на учет данных ГТС как бесхозяйного недвижимого имущества, установив срок исполнения данной обязанности в один месяц со дня принятия решения.

Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по этим же основаниям.

Глава администрации СП Майгазинский сельсовет Шулаков Н.А. в письменном заявлении с требованиями прокурора согласен, просит рассмотреть дело в порядке подготовки и по существу без его участия.

Проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд удовлетворяет заявленные требования прокурора.

Материалами дела и в суде установлено, что на территории АСП Майгазинский сельсовет расположены гидротехнические сооружения (плотины) на расстоянии 100м. на северо-запад от д. Васелга на р. Васелга, на расстоянии 1,7 км на северо-запад от с.Майгаза на р.Майгаза, на расстоянии 160 м на юго-восток от с.Майгаза.

Согласно сообщению Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Белокатайскому району сведений о данных ГТС (плотин), их балансодержателях, и зарегистрированных правах на них в Комитете не имеется.

Согласно сообщений заместителя начальника отдела – Государственного регистратора РБ по Белокатайскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, от 26.05.2011 года и начальника Белокатайского территориального участка Дуванского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ от 27.05.2011 года сведений о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения в Белокатайском районе РБ, кроме Белокатайского водохранилища, расположенного в с. Соколки, не имеется.

Согласно ст. ст. 3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнических сооружений понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и т.д.

Согласно ст. 225 ч. 3 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, суд считает, что в связи с неопределенностью балансовой принадлежности, т.е. отсутствия собственника вышеуказанных ГТС, представляющих угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, и расположенных на территории АСП Майгазинский сельсовет, не обращение АСП Майгазинский сельсовет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной ч. 3 ст.225 ГК РФ. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В целях устранения допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, с учетом установленного порядка подачи такого заявления, суд устанавливает месячный срок для выполнения обязанности по обращению с заявлением о принятия ГТС на учет как бесхозяйного имущества.

В связи с тем, что данным решением затрагиваются права и свободы неопределенного круга лиц, суд определяет способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого гражданина путем обнародования текста решения на информационном стенде АСП Майгазинский сельсовет.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление прокурором подано в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 265 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Майгазинский сельский совет муниципального района Белокатайский район по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений (плотин), расположенных на территории АСП Майгазинский сельсовет на расстоянии 100м. на северо-запад от д. Васелга на р. Васелга, на расстоянии 1,7 км на северо-запад от с. Майгаза на р.Майгаза, на расстоянии 160 м на юго-восток от с.Майгаза,

Возложить на администрацию сельского поселения Майгазинский сельский совет муниципального района Белокатайский район обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений, расположенных на расстоянии 100м. на северо-запад от д.Васелга на р.Васелга, на расстоянии 1,7 км на северо-запад от с. Майгаза на р.Майгаза, на расстоянии 160 м на юго-восток от с.Майгаза.

Поместить текст решения на информационном стенде администрации сельского поселения Майгазинский сельсовет муниципального района Белокатайский район.

Решение может быть обжаловано и принесено кассационное представление в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия через Белокатайский районный суд.

Председательствующий судья: А.Л.Власов.