Решение по иску прокурора Белокатайского района к администрации МР Белокатайский район



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Новобелокатай 20 января 2010 года

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.

С участием прокурора Шарафутдиновой Л.Р.

При секретаре Мингажевой Р.Я.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора Белокатайского района к администрации муниципального района ( далее МР) Белокатайский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании произвести капитальный ремонт автомобильной дороги   «Карантрав- Кадырово»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с  заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации МР Белокатайский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, где просит признать незаконным бездействие администрации МР Белокатайский район по непринятию мер по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово» и обязать администрацию МР Белокатайский район провести капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово» по тем основаниям, что данная дорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Для выезда в Челябинскую область жителям д. Кадырово Белокатайского района приходится проехать дополнительно 60 км через с. Новобелокатай. В  связи с реорганизацией МБОУ ООШ д. Кадырово в МБОУ НОШ д. Кадырово учащихся 5-9 классов ближе подвозить до филиала МБОУ СОШ с. Ургала Карантравской ООШ, чем до с. Атарша -20 км. Переводить детей в пришкольный интернат МБОУ СОШ № 1 с. Новобелокатай жители д. Кадырово не согласны.

В судебном заседании прокурор поддерживает заявление по этим же основаниям.

Представитель администрации МР Белокатайский район РБ Гильманова З.А. требования прокурора не признала, показала суду, что дорога «Карантрав –Кадырово» как автомобильная дорога не строилась и не относится к автомобильной дороге, хотя по постановлению Правительства Республики Башкортостан от 20 ноября 2008 года передана в муниципиальную собственность в списке прочих дорог, перечень которых сформирован в 60-е годы прошлого столетия. Существует объездная дорога между деревнями Карантрав- Кадырово, нет необходимости отремонтировать данную дорогу. Для ремонта требуются большие финансы, которые в муниципиальном бюджете отсутствуют.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд удовлетворяет заявление прокурора.

В суде представителем администрации МР Белокатайский район РБ не оспариваются факты, что дорога « Карантрав –Кадырово» ( что относится к участку автомобильной дороги « Юлдашево- Карантрав - Кадырово») в списке автомобильных дорог общего пользования в Белокатайском районе РБ согласно постановления Правительства РБ от 20 ноября 2008 года передана в муниципиальную собственность МР Белокатайский район и в настоящее время непригодна для эксплуатации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 ст. 24 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством.

Согласно ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 13,15 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Распоряжением Минтранса России от 3 января 2002 г. N ИС-5-р утверждена Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ст.4 п.5 Устава МР Белокатайский район РБ к вопросам местного значения муниципиального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципиального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

 ность в отношении автомобильных дорог местного значения внгм местного значения муниципиального района относится дорожная деятелВ соответствии с постановлением Правительства РБ от 20.11.2008 №406 «Об утверждении перечня государственного имущества - автомобильных дорог общего пользования РБ местного значения, передаваемого в муниципальную собственность муниципальных районов, городских округов и поселений РБ»  дорога «Карантрав-Кадырово» в составе участка дороги   « Юлдашево –Карантрав – Кадырово» передана в собственность муниципального района как автомобильная дорога общего пользования в Белокатайском районе РБ.

При этом суду не представлены доказательства, что автомобильная дорога «Карантрав-Кадырово» (« Юлдашево –Карантрав – Кадырово») не строилась как автомобильная дорога и не является таковой, так как имеется в списке существующей сети автомобильных дорог общего пользования в Белокатайском районе РБ. Также не представлены доказательства, что она исключена из данной сети.

Материалами дела подтверждается, что жители д. Кадырово с 2006 г. неоднократно обращались в администрацию МР Белокатайский район о ремонте дороги между населенными пунктами Карантрав и Кадырово по тем основаниям, что указанная дорога сократит путь до Челябинской области, где проживают дети, родственники жителей д. Кадырово. В настоящее время для выезда в Челябинскую область необходимо проехать через с. Новобелокатай, т.е. проехать дополнительно 60 км. Кроме того, в связи с реорганизацией МБОУ ООШ д. Кадырово в МБОУ НОШ д. Кадырово учащихся 5-9 классов ближе подвозить до филиала МБОУ СОШ с. Ургала Карантравской ООШ, чем до с. Атарша (расстояние до с. Атарша- 20 км.). Переводить детей в пришкольный интернат МБОУ СОШ №1 с. Новобелокатай жители д. Кадырово не согласны.

По результатам рассмотрения обращений администрацией МР Белокатайский район какие-либо меры по капитальному ремонту дороги не приняты.

В ходе обследования дороги «Карантрав-Кадырово», проведенного 03.12.2009 года комиссий с включением в комиссию ОГИДД ОВД по Белокатайскому району, установлено, что данная дорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

Кроме того, суд считает не основательной ссылку представителя МР Белокатайский район РБ на отсутствие финансовых средств как причину допущенных нарушений по следующим основаниям.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете МР Белокатайский район РБ денежных средств на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово» освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.    

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в результате бездействия администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан нарушаются права и законные интересы граждан на безопасное использование автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово», и суд удовлетворяет заявленные требования прокурора.

В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципиальных образований. По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов неопределенного круга лиц – населения дер. Кадырово МР Белокатайский район РБ.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 258, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявленные требования прокурора.

 Признать бездействие администрации МР Белокатайский район РБ по не проведению капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово» ( участка автомобильной дороги общего пользования в Белокатайском районе РБ   « Юлдашево –Карантрав – Кадырово»)  незаконным.

Обязать администрацию МР Белокатайский район РБ провести капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «Карантрав-Кадырово» (участка автомобильной дороги общего пользования в Белокатайском районе РБ «Юлдашево –Карантрав – Кадырово»).

Решение может быть обжаловано и принесено представление в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий судья:                      Нигматуллина Р.Р.