Дело № 2-22/2012. Решение о выделение друггого жилья Хамматовой



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Новобелокатай 21 февраля 2012 года

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.

при секретаре Мингажевой Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Хамматовой Г.Г. к администрации муниципального района Белокатайский район РБ ( далее администрация района) о выделении другого жилья как ребенку – сироте, оставшемуся без попечения родителей,

установил:

Хамматова обратилась в суд с иском о выделении ей другого жилья как ребенку –сироте, оставшемуся без попечения родителей.

Требования мотивированы тем, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. После окончания 9-го класса поступила в ПУ -30 <адрес>. По окончании учебы встала на очередь на получение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ ей с братом выделили квартиру, расположенную по адресу : <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО14., который стал проживать с ней в квартире. Прописаны в квартире она, сын, брат. Квартира, выделенная им, не соответствует требованиям социального найма. На момент предоставления в ней не было ни газа, ни отопления, никогда не было ремонта крыши, крыша протекает. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. жилая – <данные изъяты> кв.м. Брат ведет непристойный образ жизни, употребляет спиртные напитки вместе с ее мужем. Приводит друзей, скандалит, она ничего не может делать, так как квартира принадлежит обоим. Коммунальные платежи просрочены, она не работает. Она не согласна с тем, что квартиру дали на двоих.

В судебном заседании Хамматова иск поддержала полностью по указанным в нем основаниям. В дополнение суду показала, что ФИО2 является ее родным братом. В квартиру вселились как брат и сестра и вели совместное хозяйство. Когда она вышла замуж, муж стал проживать с ними, втроем вели общее хозяйство. В квартире на момент предоставления не было газа, отопления, водопровода. Купили газовую плиту, провели водопровод, сделали отопление. В квартире две комнаты, но нет дверей. Месяц тому назад она ушла из квартиры, так как с братом постоянно ругаются и не могут жить вместе. Он приводит друзей, это ей не нравится. До того, как она ушла, вели совместное хозяйство. Ее подружке, тоже сироте, предоставили отдельный дом со всеми удобствами, по закону ей и брату тоже должны предоставить отдельные квартиры.

Представитель ответчика администрации района Гильманова З.А., действующая по доверенности, иск не признала, суду показала, что Хамматовой жилье предоставлено. Государство перед ней выполнило свои обязательства. Хамматовой и ее брату предоставлено одно жилое помещение как членам одной семьи, соответствующее требованиям действующего в то время п.1 постановления Правительства РБ №200 от 20.07.2007 года « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т.е. в размере <данные изъяты> кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; <данные изъяты> кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами. В настоящее время они если не могут вместе жить, то это не является основанием для предсотавления отдельного жилья как детям –сиротам.

Третье лицо ФИО2 суду показал, что ему с сестрой Г.Г. как детям, оставшимся без попечения родителей, дали одну квартиру, жили как брат с сестрой, вели совместное хозяйство до того, как месяц тому назад сестра ушла. Он поддерживает иск сестры, так как они постоянно ругаются, с характерами не сходятся. Ему тоже хочется жить отдельно, привести своих друзей, жить своей жизнью.

Третье лицо ФИО6, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, суд отказывает в удовлетворении требований истца.

Судом установлено следующее.

Сторонами не оспаривается, что Хамматова ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете на предоставление жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оба родителя лишены родительских прав. По окончании учебы в ПУ -30 <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлено жилое помещение по адресу : <адрес> по договору социального найма. Об учебе имеется диплом.

Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией района (наймодатель) и Махмутовой Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 (наниматели), администрация района передала нанимателям в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу : <адрес>.

Имеется постановление главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилых квартир в собственность граждан», согласно которого указанное в иске жилое помещение передается в собственность Хамматовой Г.Г. и ФИО2 в порядке приватизации по 1\2 доли.

По справке администрации Новобелокатайский сельский Совет МР Белокатайский район в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Хамматова Г.Г., брат ФИО2 и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м.

По свидетельству о рождении ФИО7 является сыном Хамматовой Г.Г. и ФИО8 По свидетельству о заключении брака брак между ФИО8 и Махмутовой Г.Г. заключен ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Хамматова.

Другого жилья у истца нет.

Истец оспаривает указанный договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения и считает, что ответчик обязан предоставить ей как сироте вне очереди иное жилое помещение отдельное от брата в соответствии с законодательством.

Требования истца не законны.

В силу ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских прав…, действие закона распространяется на указанную категорию лиц до достижения ими 23 лет.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159 ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ)

В соответствии с п.1 постановления Правительства РБ №200 от 20.07.2007 года « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предписано предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма ( в ред. Постановления Правительства РБ от 02.12.2011 N 441)

Решением Совета МР Белокатайский район от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется общая площадь жилого помещения, предоставляемого семье, <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ ( далее ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 –ФЗ).

Согласно ч.6 ст.19 данного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов РФ.

В развитие указанных предписаний ст.86 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.

Соответственно ч.4 ст.49 Жилищного Кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ.

Подпунктом 1 п.1 ст.1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260 –з « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» было определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими полномочиями РБ: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В редакции данного закона от 31.10.2011 N 451-з с 01 января 2012 года органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, поэтому администрация района является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РБ №200 от 20.07.2007 года « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое действовало в редакции на момент предоставления истцу жилья в 2009 году, было предписано предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Площадь жилого помещения, предоставленного истцу с братом составляет 43,5 кв.м, что соответствовало данному Постановлению.

То обстоятельство, что жилье истцу было предоставлено вместе с братом, который тоже являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, что не запрещено законом, позволяют суду сделать выводы, что требования Хамматовой к администрации района о предоставлении жилого помещения, безосновательны и удовлетворению не подлежат - в силу положений ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусматривающих, что внеочередное предоставление жилых помещений сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, при нуждаемости в улучшении жилищных условий осуществляется один раз. В силу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Согласно ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектом жилищных правоотношений является жилое помещение. В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Пунктом 2 части 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира отнесена к одному из видов жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Жилищного кодекса РФ одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей являются акты государственных органов и акты органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

По правилам ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В суде установлено, что Хамматова с братом ФИО2 были вселены в квартиру оба как наниматели и они с момента вселения в квартиру относились друг к другу как члену семьи и ведут общее хозяйство.

В установленном законом порядке занимаемое истицей жилое помещение непригодным для проживания, что в силу ст. 85 ЖК РФ влекло бы предоставление другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не признано.

Хамматова право на внеочередное получение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, реализовала в 2009 году. Однако, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, она вправе встать на соответствующие учеты по улучшению жилищных условий по месту жительства на общих основаниях.

Исковые требования Хамматовой основаны на невозможности совместного проживания в дальнейшем с братом и законом не предусмотрено предоставление повторно по этим основаниям жилья истцу как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Изменение жилищных правоотношений, существующих в рамках договора (в данном случае в рамках договора социального найма жилого помещения), невозможно путем предоставления другого жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а возможно путем совершения иных действий участниками правоотношений, выражающихся, например, в требовании раздела жилого помещения и заключения отдельного договора найма, обмена жилого помещения и т.д.

Доводы истца о том, что предоставленное ему жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям закона, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, что предоставленное Хамматовой жилье не соответствует санитарно –техническим требованиям жилых помещений, имеющимся в Белокатайском районе или является непригодным для проживания, в суд представлено не было.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИ Л :

Отказать в удовлетворении искового заявления Хамматовой Г.Г. к администрации муниципального района Белокатайский район РБ о выделении другого жилья как ребенку – сироте, оставшемуся без попечения родителей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Белокатайский районный суд.

Председательствующий судья: подпись Нигматуллина Р.Р.

<данные изъяты>

<данные изъяты>