Дело № 2-33/2012. Решение об обязании УПФ назначить Исмагиловой досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года с. Новобелокатай

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Власова А.Л.

с участием истца Исмагиловой С.Г.

с участием представителя ответчика УПФ РФ в Белокатайском районе РБ Рахимьяновой З.Х.

при секретаре Прохоровой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Исмагиловой С.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязании включить в стаж работы период учебы в педагогическом институте и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии,

у с т а н о в и л:

Исмагилова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ (далее - УПФ), где просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязать включить в стаж работы период учебы в педагогическом институте ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то, есть с ДД.ММ.ГГГГ.

С решением УПФ не согласна, так как до обучения в институте работала воспитателем в детском саду и по рекомендации администрации детского сада была направлена на учебу.

В судебном заседании истец Исмагилова иск поддерживает по этим основаниям. Просит включить в льготный стаж, данный период, и обязать УПФ назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, истец Исмагилова уточнила свои исковые требования, просит включить в стаж работы период обучения в педагогическом институте не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель УПФ в Белокатайском районе РБ Рахимьянова З.Х. иск не признала и показала, что, учитывая льготный характер пенсии, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть зачтена не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Вместе с тем, постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц за выслугу лет до ведения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31 декабря 2001 года. К таким нормативным актам относятся : постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, которое применяется к периодам работы до 01 ноября 1999 года; постановление РФ от 22.09.1999 года № 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01 ноября 1999 года ; постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 для периодов, протекавших после 12 ноября 2002 года. Таким образом, законные основания при исчислении специального стажа Исмагиловой С.Г. отсутствуют, а иных нормативных правовых актов, позволяющих включить периоды учебы в институте, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости не имеется. Решение об отказе в назначении досрочной пенсии является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Исмагиловой С.Г., по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от их возраста. В п. 3 данной статьи закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждается Правительством РФ.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства с судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» ("Бюллетень Верховного Суда РФ", 2006, N 9), с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом образования администрации МР Белокатайский район РБ, указаны периоды, не подлежащие включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды нахождения в учебных отпусках (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) и отпусках без сохранения заработной платы.

Данные периоды истец не просит включить в специальный трудовой стаж.

Согласно ст. 196 ч. 1 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно трудовой книжке истец Исмагилова ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу воспитательницей старшей группы <данные изъяты> детсада. ДД.ММ.ГГГГ направлена на учебу в <данные изъяты> пединститут, ДД.ММ.ГГГГ, зачислена на очное отделение, ДД.ММ.ГГГГ переведена на заочное отделение. ДД.ММ.ГГГГ была принята воспитателем средней группы <данные изъяты> детсада. ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем биологии в <данные изъяты> среднюю школу, с ДД.ММ.ГГГГ работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе по настоящее время.

Согласно диплому ДД.ММ.ГГГГ Исмагилова <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> педагогическом институте.

Из решения Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ следует, что периоды нахождения в учебных отпусках (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) не включены Пенсионным фондом РФ в специальный стаж педагогической деятельности Исмагиловой.

При вынесении решения об отказе в назначении пенсии Пенсионный фонд РФ не указал, что отказывает во включении периода обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж педагогической деятельности, вместе с тем при подсчете стажа не включил данный период в специальный стаж.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года 2-П п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации... Однако данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Истец Исмагилова начала обучаться в образовательном учреждении высшего профессионального образования до вступления в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов, и в соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 17.12.1959 N 1397, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, пунктом 3 Приложения N 6 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Исмагилова до поступления в институт и после его окончания осуществляла педагогическую деятельность, т.е. в период действия указанных норм права, и продолжала обучение по тому же направлению в высшем учебном заведении, и с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период обучения образовательном учреждении высшего профессионального образования подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости до июля 2002 года.

Таким образом, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П которым установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), суд считает, что период обучения с 01.09.1986 года по 15.04.1991 года в образовательном учреждении высшего профессионального образования подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. Применительно к данному случаю это положение Конституции следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан, выполнявших определенную профессиональную деятельность в одних и тех же условиях труда, дающую право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд учитывает, что Исмагилова получала высшее образование впервые, имея стаж педагогической деятельности, получила профильное педагогическое образование, необходимое в школе, и продолжила работать в учреждении просвещения.

Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, с учетом периодов подлежащих включению в льготный трудовой стаж на момент обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ в общей продолжительности ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периода, признаваемого управлением Пенсионного фонда по Белокатайскому району ДД.ММ.ГГГГ, стаж педагогической деятельности Исмагиловой составлял ДД.ММ.ГГГГ, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от их возраста, на основании ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г.

Суд также обязывает УПФ назначить Исмагиловой досрочную трудовую пенсию, учитывая, что ее исковое заявление содержит данное требование, с момента ее обращения в УПФ по Белокатайскому району, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Исмагиловой С.Г. удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Белокатайскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Исмагиловой С.Г., незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Белокатайскому району РБ включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Исмагиловой С.Г. период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования <данные изъяты> педагогический институт с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Белокатайскому району РБ назначить Исмагиловой С.Г. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Белокатайскому району РБ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий судья: /подпись/ А.Л.Власов.

<данные изъяты>

<данные изъяты>