Дело № 2-79/2012. Решение по иску Крутяева о назначении трудовой пенси по старости с момента обращения в УПФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 года с. Новобелокатай

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Рамазанова Р.Р.

при секретаре Пономаревой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Крутяева А.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ об отмене решения в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы во время учебных отпусков, обязании включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Крутяев обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ (далее - УПФ), где он просит отменить решение УПФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать УПФ включить в льготный педагогический стаж время службы в рядах Советской Армии; периоды учебных отпусков. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФ, с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 200 рублей.

С решением УПФ не согласен, так как в период до 1993 года действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости включались периоды служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно ст. 173 ТК РФ ему предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, с которого производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истец Крутяев иск поддерживает по этим основаниям. В уточнение исковых требований просит признать решение УПФ незаконным, обязать включить в льготный стаж только период службы в армии, периоды нахождения в учебных отпусках не просит включить в льготный стаж, отказывается от исковых требований о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Остальные требования поддерживает.

Представитель УПФ в Белокатайском районе РБ Рахимьянова З.Х. иск не признала и показала, что согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей от 11.07.2002 года № 516 и от 29.10.2002 года № 781 стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Крутяева на момент обращения в Пенсионный фонд определен в <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. Не включены периоды работы во время нахождения в учебных отпусках и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, которые согласно этих правил не включаются в стаж педагогической деятельности. Согласно действующего законодательства служба в армии, также не включается в специальный стаж.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от их возраста. В п. 3 данной статьи закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждается Правительством РФ.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства с судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» ("Бюллетень Верховного Суда РФ", 2006, N 9), с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом образования администрации МР Белокатайский район РБ, указаны периоды не подлежащие включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение - периоды нахождения в учебных отпусках, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Указанные периоды истец не просит включить в специальный трудовой стаж.

Согласно ст. 196 ч. 1 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно записи № 2 трудовой книжки , военным билетом истец Крутяев проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из решения Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ, период военной службы в Вооруженных силах СССР не включен Пенсионным фондом РФ в специальный стаж педагогической деятельности Крутяева.

При вынесении решения об отказе Пенсионный фонд РФ не указал, что отказывает во включении данного периода в специальный стаж педагогической деятельности, вместе с тем при подсчете стажа не включил его в специальный стаж.

В возражении на исковое заявление ссылается на то, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавших на 31 декабря 2001 года. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», на территории Российской Федерации не применяется с 01.10.1993 года согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года. Применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 года в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года 2-П является необоснованным, поскольку сам Конституционный Суд РФ в определении № 610-О-О от 16.07.2008 года разъяснил, что «вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений ФЗ « О трудовых пенсиях ». Законных оснований, для применения Постановления № 1357 от 17.12.1959 года, позволяющих включить период службы, учебы в институте, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости не имеется.

Суд считает данные доводы несостоятельными. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года 2-П п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации... Однако данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Истец Крутяев проходил службу в Вооруженных силах СССР до издания данных правовых актов, а в соответствии с п. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: служба в составе Вооруженных Сил СССР, без каких либо условий.

Таким образом, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П которым установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), суд считает, что период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. Применительно к данному случаю это положение Конституции следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан, выполнявших определенную профессиональную деятельность в одних и тех же условиях труда, дающую право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, с учетом периода подлежащего включению в льготный трудовой стаж на момент обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> дней, с учетом периода, признаваемого управлением Пенсионного фонда по Белокатайскому району <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня стаж педагогической деятельности Крутяева составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее <данные изъяты> лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от их возраста, на основании ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г.

Суд также обязывает УПФ назначить Крутяеву досрочную трудовую пенсию, учитывая, что его исковое заявление содержит данное требование, с момента его обращения в УПФ по Белокатайскому району ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Крутяева А.Ю. удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белокатайском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Крутяеву А.Ю., незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белокатайском районе РБ включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Крутяеву А.Ю. период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белокатайском районе РБ назначить Крутяеву А.Ю. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Белокатайскому району РБ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий судья: Рамазанов Р.Р.