Решение по иску Рябова В.В. к Управлению пенсионного фонда в Белокатайском районе.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года с. Новобелокатай

Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.

при секретаре Мингажевой Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Рябова ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белокатайском районе РБ (далее УПФ) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Рябов в своем исковом заявлении к УПФ просит признать недействительным решение УПФ об отказе в назначении пенсии и включить в стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах СССР с 03.05.1979 года по 05.05.1981 года. Свои требования мотивирует тем, что этот период должен включиться в льготный стаж работы согласно действующего в тот период законодательства, акты гражданского законодательства обратной силы не имеют.

В судебном заседании истец Рябов иск поддерживает по этим основаниям, просит обязать включить в льготный стаж период службы в Советской армии и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в УПФ о назначении пенсии.

Представитель УПФ в Белокатайском районе РБ иск не признала и показала, что учитывая льготный характер досрочного назначения пенсии по старости в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть зачтена не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться только нормативные правовые акты, действовавшие на 31.12.2001 года, т.е. постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 года № 463 « Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Ни одним из указанных нормативно-правовых актов служба в Вооруженных силах не предусмотрена. Постановление СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 не применяется при назначении пенсии с 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. В связи с положениями данных документов на день обращения за назначением пенсии специальный стаж педагогической деятельности Рябова В.В. составляет 23 года 03 месяца 10 дней, что делает невозможным назначить ему трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Суд устанавливает, что указанный период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж работы Рябова по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.

Согласно ст. 28 пункта 1 подпункта 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от их возраста. В п. 3 данной статьи закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждается Правительством РФ.

В Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства».

Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 05.11.2002 года № 320-0 «принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие, при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством».

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 установлен перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. И так же утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются : служба с составе Вооруженных Сил СССР ( пункт 1 подпункт «г»). Данное постановление СМ СССР утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Как видно из военного билета Рябова В.В., он с 03.05.1979 года по 07.05. 1981 года служил в составе Вооруженных Сил СССР, т.е. до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Названный период службы Рябова В.В. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.

Доводы о том, что Списками утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 не предусмотрен период службы в составе Вооруженных Сил СССР, не может быть основанием для отказа во включении в специальный стаж. По существу, это придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При таких обстоятельствах дела, исковые требования Рябова подлежат удовлетворению.

Суд признает решение УПФ от 11.02.2011 года об отказе в установлении пенсии Рябову незаконным в части и отменяет данное решение в части отказа включить в стаж для назначения Рябову досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах СССР, так как на момент обращения в УПФ Рябов осуществлял педагогическую деятельность в течение 25 лет.

Суд обязывает УПФ включить в педагогический стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Рябову период его службы в рядах Советской армии с 03.05.1979 года по 07.05.1981 года ( всего 2 года 04 дня).

С учетом того, что педагогический стаж Рябова. с учетом включения данного периода в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, на момент обращения в УПФ (02. 02.2011 года) составляет 25 лет 03 месяца 14 дней ( 23 года 03 месяца 10 дней + 2 года 00 месяца 04 дня), суд признает за Рябовым право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в УПФ, т.е. с 02.02.2011 года.

Суд обязывает УПФ назначить Рябову досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ – с 02.02.2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным в части решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе РБ от 11 февраля 2011 года об отказе в назначении Рябову ФИО5 досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность 25 лет.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе РБ включить Рябову ФИО5 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 03.05.1979 года по 07.05.1981 года.

Признать за Рябовым ФИО5 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 02.02. 2011 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе РБ назначить Рябову ФИО5 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ – с 02.02. 2011 года.

На решение может быть подана жалоба в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия через Белокатайский районный суд.

Председательствующий судья: подпись Р.Р.Нигматуллина.

<данные изъяты>

<данные изъяты>