о признании права на досрочную пенсию



Отметка об исполнении решения Дело № 2-686/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


16 июня 2011г. г. Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области РФ, в составе:
Председательствующего судьи Матвеевой Н.Д.
при секретаре Калининой М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сацук Е.Б. к ГУ УПФ РФ РФ в <адрес> о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию. Просит признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УФП РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол . Обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод в качестве <данные изъяты> и <адрес>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> военной части штата "организация" <адрес>.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на <данные изъяты> и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения за назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В исковом заявлении истица ссылается на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему <данные изъяты> не менее 25 лет в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, протокол в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 25-летнего <данные изъяты> стажа. Ответчик в специальный стаж работы не зачислил следующие периоды.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> <адрес> и <адрес>.

Основание отказа: должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ и списком от ДД.ММ.ГГГГ , в абзаце 3 п.2 Положения было предусмотрено включение для назначения пенсии за выслугу лет работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Однако, ответчик указал, что в силу п.4 данного постановления время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 (16 лет 8 мес.) требуемого для исчисления пенсии в соответствии с настоящим постановлением стажа, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Указанное постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993года №953 отменено и не применяется с 01.10.1993г.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> <данные изъяты> штата "организация" <адрес>.

Основание отказа: в пенсионном деле отсутствуют сведения о нахождении до 1,5 лет или до 3 лет в отпуске по уходу за ребёнком ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы <данные изъяты>.

Истица полагает, что отказ в назначении досрочной пенсии без учёта работы в должности <данные изъяты> является незаконным по следующим основаниям.

В силу подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002года.

В разделе «Наименование должностей» Списка должность <данные изъяты> не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 01.01.2002года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.11.1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959года №1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях <данные изъяты> включалась в стаж работы по специальности.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4),17 (ч.1),18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Истица считает, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего <данные изъяты> работники, в том числе и она, не могли предвидеть в дальнейшем исключение из <данные изъяты> стажа работу в должности <данные изъяты>

С учётом изложенного, истица считает, что периоды работы в должности <данные изъяты> подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью.

По мнению истицы является незаконным отказ в назначении досрочной пенсии без учёта времени нахождения в отпуске по уходу за ребёнком.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗОТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990г. №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970г. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗОТ РФ изложена в новой редакции.

Истица полагает, что, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит зачёту в страховой и специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗОТ РФ.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

По мнению истицы отказ в назначении досрочной пенсии без учёта времени нахождения на курсах повышения квалификации незаконен.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой пенсии. В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В судебном заседании истица, уточнив исковые требования, просила включить ей в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> <адрес> и <адрес>, пояснив, что период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком ей ответчик включил в стаж, на включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах <данные изъяты> истицы не настаивала, так как имеет достаточный специальный стаж 25лет.

Ответчик с иском не согласился, просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать по следующим основаниям:

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001года, для назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью требуется специального стажа 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При определении права на досрочное пенсионного обеспечение в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

При исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ могут применяться также положения Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, определяющие возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 01.01.2002г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично. Это означает, что исчисление соответствующего стажа педагогических работников за период работы до 01.01.2002г. может производиться с учётом правил и норм закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. К таким нормативно правовым актам относились: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР, «О государственных пенсиях в РСФСР», регулировавшее пенсионное обеспечение педагогических работников за период работы до 01.11.1999г. Список и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.09.1999года №1067 (с изменениями, внесёнными постановлением Правительства РФ от 01.02.2001г. №79), в отношении периодов после 01.11.1999г.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002года №555 утверждены «Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

На основании документов пенсионного дела страховой стаж Сацук Е.Б. составляет <данные изъяты>

На основании документов пенсионного дела специальный трудовой стаж составляет в общей сложности <данные изъяты> дня.

Периоды не подлежащие включению в специальный трудовой стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты> , так как должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком ото ДД.ММ.ГГГГ . В абзаце 3 п.2 Положения было предусмотрено включение для назначения пенсии за выслугу лет работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу п.4 данного постановления время работы ( в частности в должности пионервожатой) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.2993г. №953 отменено и не применяется с 01.10.1993г.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты> военной части штаба "организация"

<адрес> включён в стаж, так как пришли подтверждающие документы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что истица Сацук Е.Б. (до брака ФИО) ДД.ММ.ГГГГгода рождения, имеющая высшее <данные изъяты> образование, обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по возрасту(по старости) досрочно, так как полагала, что выработала специальный <данные изъяты> стаж 25лет, предоставив выписку из ИЛС, копию трудовой книжки, уточняющие справки, справки о заработной плате, архивные справки.

Правоотношения сторон регулируются нормой подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ(ранее ст.28 пункт 1 подпункт 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ.)

В соответствии со ст.27.1.19 Федерального закона №173-ФЗ в редакции от 30.12.2008г. «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 ФЗ лицам: не менее 25лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ <адрес> и <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) Сацук Е.Б. отказано в назначении трудовой пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью.

Комиссия указала, что не может быть засчитан в специальный- <данные изъяты> стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> <адрес> и <адрес>, т.к. должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ , а имеющегося стажа не достаточно.

Комиссия указала, что в страховой стаж возможно включить периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в общей сложности составляет <данные изъяты>, в том числе специального стажа в связи с <данные изъяты> деятельностью в качестве <данные изъяты> <данные изъяты>, а на дату рассмотрения иска- <данные изъяты>

Суд полагает, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для лишения работника права на пенсию по старости, досрочно.

В Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ – должность <данные изъяты> не указана.

Вместе с тем, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж по специальности. Указанная работа подлежала включению в специальный стаж при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, проходило в учреждениях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию по выслуге лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6(часть2),15(часть4),17(часть1),18,19 и 55(часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты

Согласно тарификационного списка руководящих работников школ, на которых распространяются действия постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964года №620, средняя школа и <адрес> имела в штате должность <данные изъяты>.

Законодатель не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего истица- <данные изъяты> работник, не могла предвидеть в дальнейшем исключение из <данные изъяты> стажа работы в должности <данные изъяты>

Установлено, что период работы истицы в должности <данные изъяты> составляет <данные изъяты>. Ответчиком засчитан специальный <данные изъяты> стаж истицы <данные изъяты> при необходимых 25лет, что составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Пенсионным законодательством СССР, РСФСР, действовавшим в 1984-1986годах, Законом РСФСР от 20ноября 1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»( с изменениями на 01.02.1998года) была предусмотрена пенсия за выслугу лет.

Так, в соответствии со ст. 80 Закона о государственных пенсиях пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25лет.

В соответствии с постановлением президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007года, установленных судом обстоятельств и правовой позицией Конституционного суда РФ, суд полагает, что указанный период работы истицы в должности пионервожатой подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, по тем правилам, которые существовали для подсчета общего трудового стажа по ранее действовавшему законодательству, так как эта работа истицы осуществлялась до 01 января 2001года. В общей сложности педагогический стаж истицы на момент обращения за назначением пенсии составил 25лет 1месяц 14 дней или более 25 лет.

При таких обстоятельствах суд полагает, что права истицы на досрочное назначение пенсии подлежат защите и имеются основания для признания недействительным решения комиссии об отказе истице в назначении пенсии на льготных условиях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать право Сацук Е.Б. на трудовую пенсию по возрасту(по старости), досрочно, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж Сацук Е.Б. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> и <адрес> и назначить Сацук Е.Б. трудовую пенсию по старости, досрочно, с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Белокалитвинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2011г.

Судья Н.Д.Матвеева