Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело № 2-847/ 11
6 сентября 2011года
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,
при секретаре Синебрюховой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глушенко А.В., Глушенко Н.В. к Администрации Белокалитвинского городского поселения, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ, Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр», Яшкова В.А..
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Белокалитвинского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в равных долях (по <данные изъяты> доли за каждым) по адресу: <адрес> <адрес>. В обоснование иска истцы указали, что Глушенко А.В. решением органа местного самоуправления <адрес> как военнослужащему и членам его семьи была предоставлена квартира по указанному адресу, где истцы зарегистрированы. Истцы вселились и постоянно проживают в квартире. Глушенко А.В. заключен договор социального найма жилого помещения с Администрацией Белокалитвинского городского поселения. Однако, титульным собственником жилого помещения является Министерство обороны РФ и Администрация не вправе заключать договор социального найма. Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем значится Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ, в оперативном управлении которого находится квартира по адресу: <адрес>.
Ранее истцы не участвовали в приватизации жилых помещений. В связи с отсутствием надлежаще оформленного права собственности и права оперативного управления ответчик не заключает с истцами договор приватизации занимаемого жилого помещения. Истцы считают, что действиями ответчика нарушены их права.
В ходе рассмотрения дела, судом в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьего лица Яшкова В.А..
В судебном заседании истцы Глушенко А.В., Глушенко Н.В. требования поддержали, пояснили, что ранее в приватизации не участвовали. Просили суд прекратить право оперативного управления за Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ на квартиру по адресу: <адрес> <адрес> и признать за истцами Глушенко А.В. и Глушенко Н.Г. право долевой собственности на указанную квартиру в равных долях, то есть по <данные изъяты> доли каждому.
Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского городского поселения, по доверенности, Елизарова О.В., не возражала против удовлетворения требований истцов. Согласно отзыву, просила иск удовлетворить, указала, что квартира по адресу: <адрес> не является собственностью муниципального образования «Белокалитивинское городское поселение». Договоры найма в период ДД.ММ.ГГГГ были заключены ошибочно.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явились, представили отзыв, согласно которому считали требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области; Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица МУП «Единый расчетно-кассовый центр» исковые требования Глушенко считала подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Яшкова В.А., в судебное заседание не явились, просила рассмотреть дело без ее участия, представила нотариально заверенное согласие на приватизацию её родителями квартиры по адресу: <адрес>, отказалась от участия в приватизации данной квартиры.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, проверив и исследовав материалы дела, полагает иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В силу ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела судом установлены, следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Решением <данные изъяты> <адрес> очереднику Министерства обороны РФ <данные изъяты> Глушенко А.В. на семью из <данные изъяты> человек распределена двухкомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв.м. в доме-новостройке по адресу: <адрес>. Учётное дело, в том числе справка о сдаче жилого помещения, находится в делах <данные изъяты>(л.д.13, 79).
Согласно постановлению главы <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче ордера государственного образца военнослужащим» Глушенко А.В. выдан ордер на двухкомнатную <адрес> жилом <адрес> <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м на состав семьи <данные изъяты> человека, являющийся документом, дающим право на занятие жилой площади (л.д. 78 ). Договор найма жилого помещения взамен выданному ордеру, с Глушенко А.В. заключен ДД.ММ.ГГГГ. На квартиру по адресу: <адрес> был открыт лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг № (л.д.20,60).
Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ выдан Глушенко А.В. и членам его семьи ФИО2, ФИО4 (л.д.11).
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> не является собственностью <данные изъяты>л.д.84).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления на указанную квартиру за Управление контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ. Кадастровый номер объекта №л.д.30).
В настоящее время в квартире зарегистрированы Глушенко А.В. и Глушенко Н.В. (л.д.54).
Глушенко А.В. постоянно зарегистрирован в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, Глушенко Н.В. зарегистрирована со ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52,53,56,57). Истцы вселились и постоянно проживают в квартире. Глушенко А.В. и Глушенко Н.В. ранее не участвовали в приватизации жилых помещений, что подтверждается представленными справками (л.д.55,62).
В силу ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла законодательства порождают гражданские права и обязанности. Порядок распределения жилых помещений в Вооруженных силах РФ регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 15 февраля 2000 года №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ» с изменениями от 13.10.09г. Пунктом 37 Инструкции предусмотрено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах по форме согласно приложению N 9 к настоящей Инструкции на основании списков распределения жилых помещений по воинской части. Список подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа (МИС флота) и за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов представляется на утверждение соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).
Решение о предоставлении Глушенко А.В. жилой площади принимала жилищная комиссия воинской части № <адрес>. По ходатайству <данные изъяты>, на основании учетного дела, главой <адрес> и района было принято решение о выдаче ордера для вселения в жилое помещение. Решение <данные изъяты> является основанием для оформления ордера на заселение жилого помещения.
От имени военнослужащих, получивших квартиры в <адрес>, к ответчику Министерству обороны РФ по вопросу передачи в собственность предоставленных квартир обращался заместитель главы района ФИО9, на что получил ответ, из которого следует, что Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации не возражает против оформления в собственность жилого помещения по адресу: <адрес> Глушенко А.В. и членам его семьи (л.д. 14).
В материалы дела представлен технический паспорт на квартиру по адресу: <адрес> из которого следует, что дом выполнен в соответствии с утвержденным проектом, кирпичный, возведен в ДД.ММ.ГГГГ, четырехэтажный, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, жилая <данные изъяты>.м. (л.д.15-16).
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Глушенко А.В., являющемуся военнослужащим, очередником, нуждающимся в получении жилой площади на условиях договора социального найма, жилищной комиссией воинской части № <адрес> предоставлена спорная квартира на условиях социального найма с целью обеспечения военнослужащего жильем. Вышеуказанные действия свидетельствуют о выделении истцам квартиры на условиях социального найма. Каких-либо сведений и доказательств, подтверждающих, что спорная квартира выделена по иным основаниям, ответчиками суду не представлено.
Ответчик Администрация Белокалитвинского городского поселения исковые требования признала полностью.
Невозможность заключения договора приватизации обусловлена только отсутствием регистрации прав Министерства обороны РФ, муниципального образования и наличием регистрации оперативного управления организации, не имеющей достаточных полномочий для распоряжения имуществом. Истцы вселились и проживают в спорной квартире, несут обязанности нанимателя, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, что следует из объяснений истцов и представленных документов. Надлежащее оформление права пользования жилым помещением находится в компетенции ответчиков. Не совершение действий ответчиками по регистрации права собственности нарушает права истцов на реализацию закрепленного законом права на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения. Все совершеннолетние члены семьи нанимателя согласились приватизировать занимаемое жилое помещение в собственность.
Приведенные ответчиком -Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ, доводы не могут являться основанием для отказа гражданину в приватизации жилого помещения.
Согласно ст.11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Перечень оснований отказа в приватизации занимаемых жилых помещений предусмотрен Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является исчерпывающим. Отсутствие государственной регистрации права собственности и регистрация права оперативного управления, организации не имеющей полномочий распоряжаться возведенным жилым домом, не предусмотрено законом в качестве оснований для отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.
Истцы занимают спорное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ, ранее в приватизации не участвовали. Глушенко В.А., после вступления в брак Яшкова, представила согласие на приватизацию квартиры по адресу: <адрес> <адрес> Глушенко А.В. и Глушенко Н.В., отказавшись от приватизации(л.д.73).
Оснований для отказа в приватизации жилой площади по основаниям ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» судом не установлено.
Министерство обороны РФ, возражений по иску не представили.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что прямо установленные ограничения для приватизации жилого помещения в данном случае отсутствуют, и за истицами должно быть признано право собственности в порядке ст.217 ГК РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» на спорную квартиру.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глушенко А.В., Глушенко Н.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Прекратить право оперативного управления на квартиру, с кадастровым номером объекта № расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. за Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ.
Признать за Глушенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за Глушенко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 8 сентября 2011года.
Судья Е.А.Добрухина