РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омельченко С.И., в лице представителя по доверенности Морозовой Н.К. к ГУ УПФ РФ <адрес> о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан- Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и просила обязать ответчика включить в специальный стаж её работу в должности <данные изъяты> ст. <адрес> период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод и назначить льготную пенсию с момента письменного обращения к ответчику с ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом заявлении истица ссылается на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей досрочной пенсии, в связи с действующим пенсионным законодательством.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, истице было отказано в досрочном назначении пенсии. Ответчик засчитал ей в страховой стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод (по день вынесения решения об отказе в досрочном назначении пенсии), что составило <данные изъяты>
В специальный стаж были засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгодж – <данные изъяты> Истица полагает, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж следующий период её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – в качестве <данные изъяты> № "Н.З." что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ст. <адрес>, согласно административно- территориального деления находится в сельской местности. Специальный льготный стаж при включении не внесённого периода трудовой деятельности в качестве <данные изъяты> составил: <данные изъяты> что даёт ей законное право на назначение досрочной пенсии.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Морозова Н.К. уточнила исковые требования и просила включить в специальный стаж лечебной деятельности период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> № "Н.З." территория которого относится к сельской местности, поддержала исковые требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Попова Н.П. с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям.
Согласно представленных документов о стаже Омельченко С.И. имеет <данные изъяты> страхового стажа и <данные изъяты> специального стажа на соответствующих видах работ.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правила исчисления сроков выслуги, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999года №1066 с должностями и учреждениями здравоохранения, а также структурными подразделениями (по перечню) учреждений (организаций) федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрена работа, в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, независимо от ведомственной подчинённости.
Согласно трудовой книжке Омельченко С.И. зачислена в <адрес> на должность <данные изъяты> № "Н.З." В справке, выданной Муниципальным учреждением здравоохранения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указано –<данные изъяты> со ссылкой на приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, а в трудовой книжке – ФП - со ссылкой на тот же приказ).
Ответчик полагал, что в специальный стаж не может быть включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод – в качестве <данные изъяты> № <данные изъяты>, поскольку документально не подтверждён факт работы в должности, относящейся к среднему медперсоналу, предусмотренному Списками, а также в связи с противоречивостью наименований структурного подразделения, в котором имела место работа, лечобъединения – <данные изъяты>
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защит его прав и свобод.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - возраста 55 лет.
В соответствии с п.1 п.п.20 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.(пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ, ранее пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" )
Пунктом 2 ст.27 ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781( с последующими изменениями), утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. "а" п. 5 названных Правил- лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Списком от 29 октября 2002 года N 781( в редакции постановления от 26.05.2009г. №449) должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ", предусмотрены заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшерским здравпунктом, медицинским пунктом.
С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б").
В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, медицинские кабинеты и пункты).
Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначение пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г., в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. (в редакции Постановления Правительства от 19.02.2001 г. N 130).
Как установлено судом по делу, подтверждается записями в трудовой книжке и справкой уточняющего характера, выданной <данные изъяты> <адрес>, Омельченко С.И. закончила в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с присвоением квалификации <данные изъяты> что подтверждено соответствующим дипломом, работала с ДД.ММ.ГГГГ(Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ(Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) в <данные изъяты> № "Н.З." которая согласно административно-территориального деления находится в сельской местности.
Установлено, что истица работала в должности <данные изъяты> помощи жителям села в оборудованном медицинском пункте. Она осуществляла патронаж детей, медицинский осмотр механизаторов, работников других профессий; делала профилактические прививки, оказывала первую доврачебную помощь, сопровождала больных в стационар, работала под руководством главврача <данные изъяты>
Право истицы на получение пенсии, как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет производно от ее трудовой деятельности.
Факт работы истицы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, медицинской сестры и осуществления ею непосредственно лечебной деятельности и санитарно-профилактической работы на своём участке, ответчик не оспаривал.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ в п. 9 Постановления N 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с п.3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 01.11.99 г.
Список от 06.09.1991 г. N 464 перечня врачей и среднего медицинского персонала является обобщенным, то есть в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В соответствии со Списком от 06.09.1991 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Проверив доводы сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства суд пришел к выводу о необоснованном исключении ответчиком( решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №) из специального стажа периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в должности <данные изъяты> № "Н.З." поскольку в этот период она осуществляла лечебную деятельность в сельском медицинском пункте при <данные изъяты> а потому этот период должен быть включен в специальный стаж в исчислении <данные изъяты> так как работа протекала в сельской местности.
Суд установил, что <данные изъяты> –это лечебные учреждения в системе районных больниц, расположенные в основном в сельской местности, предназначенные для оказания первой медицинской доврачебной помощи жителям отдалённых населённых пунктов.
Суд полагает, что доводы ответчика о невозможности включения в специальный стаж указанного периода по той причине, что имеет место противоречивое наименование структурного подразделения- <данные изъяты> являются не состоятельными и не могут рассматриваться в качестве основания лишения права истицы на пенсию по выслуге лет.
Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии ее специальный стаж составил более 30 лет (с учетом включения в специальный стаж спорного периода в льготном исчислении), суд на основании ст. 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" полагает, что пенсия ей должна быть назначена с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные судом обстоятельства являются основанием для признания решения комиссии УПФ по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, в отношении Омельченко С.И., недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ
Признать право Омельченко С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на трудовую пенсию по возрасту (по старости) в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить Омельченко С.И. в специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> № "Н.З." территория которой относится к сельской местности и назначить пенсию с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № в отношении Омельченко С.И.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Белокалитвинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011года.
Судья Н.Д.Матвеева