О признании бездействия сельской администрации незаконным



Дело Номер обезличен


РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 сентября 2010 года г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ситниковой Е.С.,

при секретаре Долгановой Т.А.,

с участием помощника прокурора Белогорского района Хомякова М.А., представителя администрации муниципального образования Великокнязевского сельсовета Ионова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белогорского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Великокнязевского сельсовета, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Великокнязевского сельсовета по непроведению инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности в течение 5 лет, и возложении на администрацию МО Великокнязевского сельсовета обязанности по проведению инвентаризации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белогорского района Амурской области обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой Белогорского района проверки соблюдения органами местного самоуправления Белогорского района требований законодательства регламентирующего необходимость проведения инвентаризации имущества (строений, помещений, сооружений), принадлежащих физическим лицам на праве собственности были выявлены существенные нарушения. В частности, установлено, что в нарушение требований Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992, приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992, постановления губернатора Амурской области № 192 от 29.03.2007, администрацией МО Великокнязевского сельсовета никогда не производилась инвентаризация строений, помещений и сооружений, находящихся на территории данного муниципального образования и, принадлежащих гражданам на праве собственности. В результате бездействия администрации МО Великокнязевского сельсовета нарушаются интересы муниципального образования в целом, т.к. проведение данной инвентаризации позволило бы увеличить доходную часть бюджета за счет налоговых отчислений. Непоступление в бюджет муниципального образования денежных средств не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, а, следовательно, нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Великокнязевского сельсовета. На основании чего, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Великокнязевского сельсовета, выразившееся в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности в течение 5 лет, и обязать администрацию МО Великокнязевского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела, заявленные требования были уточнены: прокурор просил обязать администрацию МО Великокнязевского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица - администрации Великокнязевского сельсовета Ионов А.И. не возражал против заявленных требований, пояснил, что инвентаризация не была своевременно проведена в связи с отсутствием в местном бюджете денежных средств на данные цели.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно п. 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утв. приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 № 87, инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 1.2 указанного Порядка).

В силу п. 1.3 названного Порядка исполнителя работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Пунктом 3 распоряжения Правительства РФ от 12.03.1991 № 469-р установлено, что оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии со ст. 2 Устава МО Великокнязевского сельсовета - Великокнязевский сельсовет является административно-территориальной единицей Белогорского района Амурской области.

На основании ст. 39 Устава - администрация Великокнязевского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области.

Постановлением губернатора Амурской области от 29.03.2007 № 192 «Об утверждении коэффициента инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц» муниципальным образованиям рекомендовано обеспечить проведение сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в целях налогообложения и создание реестра расположенной на территории муниципального образования недвижимости, являющейся объектами налогообложения (п. 3 постановления).

Правовой анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство возлагает на администрацию Великокнязевского сельсовета обязанность по организации проведения инвентаризации находящихся на территории данного муниципального образования строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, не реже одного раза в пять лет. С этой целью администрация как заказчик работ по оценке объектов обложения налогом должна заключить гражданско-правовой договор с местным бюро технической инвентаризации, являющимся исполнителем названных работ.

Согласно ответа главы Великокнязевского сельсовета Ионова А.И. от 15.09.2010 за вхд. № 86, инвентаризация расположенных на территории сельсовета строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности никогда не производилась.

Из ответа начальника Белогорского отделения Амурского филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ Зуевой Н.В. следует, что на территории Белогорского района в течение последних пяти лет инвентаризаций строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по заявкам органов местного самоуправления не осуществлялось.

Из ответа и.о. директора МУП «Белогорсктехинвентаризация» Юденко Е.В. усматривается, что по состоянию на 01.09.2010 в Великокнязевском сельсовете не производились работы по переоценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Факт того, что администрацией Великокнязевского сельсовета никогда не инициировалось проведение инвентаризации объектов недвижимого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, не оспаривал и сам глава администрации Великокнязевского сельсовета Ионов А.И..

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации Великокнязевского сельсовета имело место незаконное бездействие, выразившееся в том, что в нарушение указанных выше норм, инвентаризация расположенных на территории данного муниципального образования объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, на протяжении более чем пяти лет не производилась.

Принимая во внимание, что налогообложение осуществляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, а налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения (ч. 3 ст. Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»), отсутствие необходимой и достоверной информации обо всех объектах налогообложения может привести к реальному снижению доходной части бюджета муниципального образования, а, следовательно, ограничить возможность органов местного самоуправления по выполнению социально-значимых вопросов, отнесенных ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, что неизбежно приведет к нарушению прав и законных интересов жителей данного муниципального образования.

С учетом изложенного, суд полагает обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Великокнязевского сельсовета, выразившееся в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности в течение 5 лет.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности бездействия администрации МО Великокнязевского сельсовета, суд считает необходимым возложить на нее обязанность провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Белогорского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Великокнязевского сельсовета, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Великокнязевского сельсовета по непроведению инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности в течение 5 лет, и возложении на администрацию МО Великокнязевского сельсовета обязанности по проведению инвентаризации,- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Великокнязевского сельсовета, выразившееся в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности в течение 5 лет.

Обязать администрацию Великокнязевского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: