О признании бездействия сельской администрации незаконным



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 сентября 2010 года г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щур И.В.,

с участием помощника прокурора Белогорского района Юлун А.К.,

при секретаре Горшковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белогорского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Амурского сельсовета, о признании бездействия администрации муниципального образования Амурского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белогорского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования Амурского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет, и просил суд обязать администрацию МО Амурского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Белогорского района требований законодательства регламентирующего необходимость проведения инвентаризации имущества (строений, помещений, сооружений), принадлежащих физическим лицам на праве собственности.

Проведенной проверкой установлено, что на основании Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», а так же принятыми в соответствии с вышеуказанным законом Распоряжением Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года, а также Постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 29.03.2007 года, органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на доходы физических лиц должны производить инвентаризацию строений помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 1.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года (далее - Порядок) заказчиками работ по оценке объектов налогообложения выступают органы национально - государственных и административно - образований, то есть органы местного самоуправления.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3 Порядка).

В соответствии со ст. 1.4 Порядка инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п.3 Распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, _ принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налоге на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Согласно ответа, полученного из администрации муниципального образования Амурского сельсовета на требование прокурора, инвентаризация расположенных на территории МО Амурского сельсовета строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности не проводилась.

Договоры с БТИ и другими организациями, которые могут проводить инвентаризацию имущества физических лиц, администрацией МО Амурского сельсовета не заключались.

Согласно информации, предоставленной Белогорским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в прокуратуру Белогорского района, на территории Белогорского района в течение последних пяти лет инвентаризаций строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по заявкам органов местного самоуправления не осуществлялось.

По информации МУП «Белогорсктехинвентаризация» МУП «Белогорсктехинвентаризация» города Белогорска работа по переоценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории муниципального образования Амурского сельсовета не проводилась.

В результате бездействия администрации МО Амурского сельсовета нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования Амурского сельсовета, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Непоступление в бюджет муниципального образования денежных средств не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, а, следовательно, нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Амурского сельсовета. В связи с чем, бездействие администрации МО Амурского сельсовета по непроведению инвентаризации является незаконным.

В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях и подтвердил вышеизложенное.

Представитель муниципального образования администрации Амурского сельсовета - глава администрации МО Амурского сельсовета Сусликова Н.П. с требованиями прокурора согласна полностью и суду показала, что, действительно на территории Амурского сельсовета в течение пяти лет не проводилась инвентаризация жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности. Это было связано с отсутствием в бюджете денежных средств. В настоящее время администрацией в МУП «Белогорсктехинвентаризация» подано заявление о проведении инвентаризации на территории Амурского сельсовета, представлен список жилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности. В 2011 году в бюджет на данную статью расходов будут заложены средства, и инвентаризация будет проведена.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы граждан,

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налоге.

Согласно п. 1 ст.3 данного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах.

Пунктом 2 статьи 5 Закона определены плательщики налогов, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогообложению и порядок исчисления и уплаты налогов, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, и установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 87, а также Постановлением Губернатора Амурской области от 29 марта 2007 года № 192 «Об утверждении коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц» обязанность обеспечения проведения сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в целях налогообложения и создания реестра расположенной на территории муниципального образования недвижимости, являющейся объектами налогообложения, возложена на муниципальные образования.

В судебном заседании нашло подтверждение, что администрация Амурского сельсовета не принимала мер к проведению инвентаризации строений, находящихся в собственности физических лиц более пяти лет. Данный факт был подтвержден главой администрации МО Амурского сельсовета.

Невыполнение данной обязанности нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования, так как с собственников строений не взимаются налоги, которые должны поступать в местный бюджет, и от суммы данных налогов зависит благосостояние населения данного муниципального образования.

Прокурор просит суд обязать администрацию Амурского сельсовета выполнить работы по проведению инвентаризации в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Глава администрации Сусликова Н.П. с данным сроком согласна, так как в бюджет на 2011 год будут заложены средства на проведение данных работ. В настоящее время в бюджете Амурского сельсовета на данные работы нет средств.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Белогорского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Амурского сельсовета, о признании бездействия администрации муниципального образования Амурского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Амурского сельсовета Белогорского района Амурской области в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу принять меры к проведению инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам: заключить с Муниципальным унитарным предприятием «Белогорсктехинвентаризация» договор на проведение инвентаризации, оплатить проведение работ по проведению инвентаризации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 суток со дня его получения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме стороны могут получить в Белогорском районном суде 29 сентября 2010 года.

Председательствующий ________________