О признании бездействия сельской администрации незаконным



Дело № 2-351

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2010 года г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Юрьевой И.С.

с участием помощника прокурора Белогорского района Юлун А.К.

при секретаре Кучеренко И.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белогорского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Некрасовский сельсовет к администрации муниципального образования Некрасовский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации,-

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белогорского района обратился в Белогорский районный суд с указанными требованиями по следующим основаниям:

В результате проведенной прокуратурой Белогорского района проверки соблюдения органами местного самоуправления Белогорского района требований законодательства, регламентирующего необходимость проведения инвентаризации имущества (строений, помещений, сооружений), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, установлено, что на основании Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», а так же принятыми в соответствии с вышеуказанным законом Распоряжением Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года, а также Постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 29.03.2007 года, органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на доходы физических лиц должны производить инвентаризацию строений помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 1.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года (далее - Порядок) заказчиками работ по оценке объектов налогообложения выступают органы национально - государственных и административно - образований, то есть органы местного самоуправления.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3 Порядка).

В соответствии со ст. 1.4 Порядка инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п.3 Распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, _ принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налоге на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Согласно ответу, полученному из администрации муниципального образования Некрасовского сельсовета на требование прокурора, инвентаризация расположенных на территории МО Некрасовского сельсовета строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, органами БТИ не проводилась.

Согласно информации, предоставленной Белогорским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в прокуратуру Белогорского района, на территории Белогорского района в течение последних пяти лет инвентаризаций строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по заявкам органов местного самоуправления не осуществлялось.

По информации МУП «Белогорсктехинвентаризация» города Белогорска работа по переоценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории муниципального образования Некрасовского сельсовета не проводилась.

В результате бездействия администрации МО Некрасовского сельсовета нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования Некрасовского сельсовета, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Непоступление в бюджет муниципального образования денежных средств не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, а, следовательно, нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Некрасовского сельсовета. В связи с чем, бездействие администрации МО Некрасовского сельсовета по непроведению инвентаризации является незаконным. Просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Некрасовского сельсовета, выразившиеся в непроведении инвентаризации строений помещений и сооружений в течение 5 лет; обязать администрацию муниципального образования Некрасовского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Белогорского района Юлун А.К. на доводах, изложенных в заявлении настаивала, изменив требования в части увеличения срока в течение которого просила обязать администрацию провести инвентаризацию объектов, сооружений, находящихся в собственности физических лиц, до шести месяцев.

Представитель администрации Некрасовского сельсовета, ведущий инспектор Некрасовской сельской администрации Бондарчук В.А. в судебном заседании пояснила, что администрация муниципального образования проводит работу по подготовке к инвентаризации, составлены списки объектов, находящихся в собственности физических лиц заключен, но не оплачен договор с БТИ, так как отсутствуют на эти цели средства в бюджете поселения.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Белогорского района обратился в Белогорский районный суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Некрасовского сельсовета Белогорского района с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившееся в непроведении в течение пяти лет инвентаризации объектов, сооружений находящихся в собственности физических лиц.

В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (статья 1) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно статье 3 настоящего закона налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисляются налоги, в соответствии со статьей 5 Закона на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утвержден приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N 87. В соответствии с указанным Порядком (п.1.2) заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п.1.3).

Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет (п.1.4).

Согласно пункту 3 Постановления Губернатора Амурской области
от 29 марта 2007 г. N 192 "Об утверждении коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц" (с изменениями от 2 июля 2008 г.) муниципальным образованиям рекомендовано обеспечить проведение сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в целях налогообложения и создание реестра расположенной на территории муниципального образования недвижимости, являющейся объектами налогообложения.

Из объяснений представителя администрации МО Некрасовский сельсовет инвентаризация строений, помещений и сооружений, принадлежащих на праве собственности физическим лицам, не проводилась на территории Некрасовского сельсовета 5 лет. Из информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии Амурский филиал Белогорское отделение, от 27 августа 2010 года следует, что инвентаризация строений, помещений и сооружений, принадлежащих на праве собственности физическим лицам по заявкам органов местного самоуправления не производилась. Аналогичные сведения предоставлены по запросу прокурора МУП «Белогорсктехинвентаризация».

Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы заявления прокурора Белогорского района о том, что в нарушение положений федерального законодательства и законодательства Амурской области администрация Некрасовского сельсовета в течение 5 лет не инициировала проведение инвентаризации строений, помещений и сооружений, расположенных на территории муниципального образования, принадлежащих на праве собственности физическим лицам - не направляла заявку в бюро технической инвентаризации, не заключало с БТИ договор на проведение инвентаризации. Данное обстоятельство представитель МО Некрасовский сельсовет Бондарчук В.А. не отрицала, указывая лишь на то, работы по подготовке к инвентаризации проводились, но так как в бюджете поселения не заложены деньги на эти цели, работы будут проведены в 2011 году.

С учетом положений федерального законодательства о том, что налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения имущества, суд приходит к выводу о том, что незаконным бездействием администрации МО Некрасовский сельсовет нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования. Непоступление в бюджет муниципального образования денежных средств не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, а, следовательно, нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Некрасовского сельсовета.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора о признании незаконным бездействия администрации Некрасовского сельсовета.

Руководствуясь ст.194-197, 258 ГПК РФ,-

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Белогорского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Некрасовского сельсовета, выразившиеся в непроведении инвентаризации строений помещений и сооружений в течение 5 лет.

Обязать администрацию муниципального образования Некрасовского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Копия решения в окончательной форме может быть получена сторонами 27 сентября 2010 года.

Председательствующий Юрьева И.С.