Р Е Ш Е Н И Е ...
Именем Российской Федерации
Г. Белогорск хх года
Белогорский районный суд Амурской области, в составе:
Председательствующего Баженовой Г.Б.,
С участием заместителя прокурора Белогорского района Возжаевой О.А.,
При секретаре Романцовой В.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Вороновой Софьи Васильевны к администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белогорского района Амурской области обратился в Белогорский районный суд с иском в интересах Вороновой Софьи Васильевны к администрации Белогорского района Амурской области по следующим основаниям:
На основании постановления главы Белоцерковского сельсовета от хх года ... Воронова С.В. хх года рождения поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения. Как лицо из числа детей- сирот.
После окончания обучения ГОУ ... Воронова С.В. в хх году обратилась с заявлением в органы опеки и попечительства хх района о предоставлении ей жилого помещения, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
На основании статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ ( с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № № 472 -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Вороновой С.В. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно- техническим нормам, расположенное на территории Белогорского района, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белогорского района Возжаева О.А. на исковых требованиях настаивала, пояснила суду, что Воронова С.В. имеет статус лица детей сирот, так как её родители умерли, она находилась под опекой у родственницы, а затем обучалась в ГОУ ... где проживала в общежитии, после получения образования в хх году Воронова С.В. стала проживать в съемной квартире в г. Белогорске. Вернуться проживать в @ района Воронова С.В. не имеет возможности, поскольку жилое помещение по @ оказалось не пригодным для проживания, другого жилья Воронова С.В. не имеет.
Воронова С.В. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья в администрации @ сельсовета, а также обратилась с заявлением о предоставлении жилья в органы опеки и попечительства Белогорского района, где также была поставлена на учет. Однако до настоящего времени Вороновой С.В. жилое помещение не предоставлено.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ ( с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472 -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ, заместитель прокурора просила обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Вороновой С.В. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно- техническим нормам, расположенное на территории Белогорского района, с учетом второго члена семьи Вороновой С.В. её ребенка, общей площадью не менее 36 кв.м.
Истица Воронова С.В. на исковых требования настаивала и пояснила, что после смерти мамы они с сестрой у родственницы в городе Белогорске, обучалась в школе ..., а затем в @ После окончания училища в хх году она стала проживать вместе с ребенком - дочерью В., хх года рождения, в доме, ей не принадлежащим в г. Белогорске. Квартира, в которой они проживали в @ не пригодна для проживания. В хх году она обратилась с заявлением в органы опеки и попечительства о предоставлении ей жилья, предоставила необходимые документы. Кроме того, она была поставлена на учет в администрации Белоцерковского сельсовета на внеочередное получения жилого помещения, Однако до настоящего времени жилье ей не предоставлена, в связи с чем она и вынуждена была обратиться с заявлением в прокуратуру Белогорского района.
Представитель третьего лица на стороне истца - МУ Отдела образования Белогорского района Бердникова И.Г. с исковыми требованиями прокурора согласна. В судебном заседании пояснила, что семья Вороновых не состояла на учете в отделе образования, поскольку после смерти их родителей, опеку над ними оформила родственница, проживающая в городе Белогорске. Администрация Белоцерковского сельсовета не сообщала в отдел образования, что на их территории живут дети сироты и, что за ними закреплено было жилье. Действительно в хх года Воронова С.В. обратилась в органы опеки и попечительства о предоставлении ей жилого помещения, предоставила необходимые документы, которые были направлены в Министерство образования Амурской области для выделения денежных средств на приобретения жилья для Вороновой С.В. В настоящее время отсутствие необходимых денежных средств лишает возможности ответчика приобрести для Вороновой С.В. жилье.
Представитель ответчика - администрации МО Белогорского района Амурской области Васильчук В.П. с иском прокурора не согласен и пояснил суду, что администрация Белогорского района является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Согласно ст. 15 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района содержание муниципального жилищного фонда и соответственно обеспечение граждан жилыми помещениями не относится.
Данные требования должны быть адресованы администрации муниципального образования Белоцерковского сельсовета, поскольку Воронова С.В. у них состоит на учете на внеочередное получение жилья.
Представитель соответчика - администрации Белоцерковского сельсовета ведущий инспектор администрации Зайцева А.В. в судебном заседании пояснила, что с иском согласна. Воронова С.В. действительно является сиротой, сначала умер их отец, а затем мама. Квартира, в которой проживала семья Вороновых в настоящее время не пригодна для проживания, в квартире отсутствуют окна, полы. Воронова С.В. после её обращения была поставлена в администрации села на учет на внеочередное получение жилья. В 2010 году сестре Вороновой Валентине было предоставлено жилое помещение, вместе сестры жить не пожелали. В настоящее время у администрации нет свободного жилья, которое они могли бы выделить Вороновой С.В.
Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изменениями от 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой ( попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Такое правило корреспондирует и ст. 57 ЖК РФ, определяющей право внеочередного получения жилья указанными категориями граждан.
Дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 марта, 12 октября 2007 г., 24 июня 2008 г., 16 марта 2009 г., 5 июля 2010 г.) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой ( попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Государственные областные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные учреждения не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой ( попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки ( попечительства), а по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с п.4 части 1 статьи 5.1 данного закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Воронова С.В. хх года рождения включена в список МУ «Отдела образования Белогорского района» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с хх года. Основанием для отнесения Вороновой С.В. к данной категории детей послужило то обстоятельство, что в соответствии со свидетельством о смерти от хх года, выданном @ с/ администрацией Белогорского района Амурской области, хх года умер её отец В., а хх года умерла её мать - П., согласно свидетельству о смерти от хх года, выданного Администрацией села @ @. Воронова С.В. с хх года проживала в городе Белогорске у своей родственницы, в этом же году закончила школу ..., с хх года по хх год она обучалась в ГОУ @.
Как следует из объяснений представителя соответчика ведущего инспектора администрации @ сельсовета Зайцевой А.В. квартира в которой проживали Вороновы, еще до оформления над ней опеки, пришел в негодность, поскольку его начали разбирать на дрова, были сняты полы, вытащены оконные рамы. Данное обстоятельство подтверждается и справкой Главы администрации @ сельсовета.
На настоящий момент Воронова С.В. значиться зарегистрированной по @ в общежитии.
Согласно исследованному в судебном заседании свидетельству АГ ..., выданному хх года Воронва С.В. обучалась с хх года по хх года в ГОУ @ области и окончила полный курс названного училища с получением профессии повар- кондитер. По окончании обучения на основании постановления Главы Белоцерковского сельсовета ... от хх года Воронова С.В. была поставлена на учет по месту прежнего жительства на внеочередное получение жилья.
Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изменениями от 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), Воронова С.В., как не имеющая закрепленного жилья, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако с 2008 года по настоящее время жильем Воронова С.В. не обеспечена, проживает в городе Белогорске на съемной квартире.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи, случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Сил Российской Федерации, или по возвращении из учреждения исполнения наказания.
При данных обстоятельствах, требования прокурора Белогорского района о предоставлении Вороновой С.В. жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд находит необоснованными доводы представителя администрации Белогорского района о том, что жилое помещение Вороновой С.В. в соответствии с положениями жилищного законодательства, а также Федерального закона № 131- ФЗ должно предоставляться администрацией Белоцерковского сельсовета.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 ст. 19 данного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать ряд необходимых условий.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч.1,7,10, ст. 2 и ч.3 ст.4 настоящего Закона.
Исходя из положений Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472 -ОЗ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов возложено на органы местного самоуправления муниципального района, то есть Белогорского района, а не на администрацию Белоцерковского сельсовета Белогорского района. Поскольку, как установлено в судебном заседании администрация Белоцерковского сельсовета не наделялась государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки определенному кругу лиц.
Согласно Постановлению Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой ( попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» лица указанной категории, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Согласно п. 4 данного постановления органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанной категории, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселений, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в п.1 Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в п.2 настоящего порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка, жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство определенные настоящим Постановлением документы, на основании которых Министерство образования и науки Амурской области принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
В соответствии с п. 9 настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанной категории граждан.
Согласно Закону Амурской области от 18 декабря 2009 года № 281-ОЗ ( с изменениями от 1, 26 февраля, 29 марта, 26 апреля, 1,24 июня, 30 августа 2010 г) «Об областном бюджете на 2010 год», принятом Законодательным Собранием Амурской области 10 декабря 2009 года, МО Белогорский район на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010 год распределена субвенция из областного бюджета в сумме 918000 рублей. Из пояснений представителя администрации Белогорского района и представителя МУ Отдела образования Белогорского района следует, что указанные денежные средства перечислены на счет бюджета МО Белогорский район.
Согласно п. 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ( утв. Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, с изменениями от 6 февраля 2009 г), органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, требования прокурора Белогорского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Вороновой С.В. на администрацию МО Белогорского района основаны на положении действующего законодательства и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма ( норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Так как в Белогорском районе учетная норма предоставления площади жилого помещения не установлена при определении указанной нормы суд исходит из положений ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» ( с изменениями от 26 февраля 2007 г., 24 ноября, 23 декабря 2008 г., 5 апреля 2010 г) принят областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года, согласно которой для граждан, которым предоставляется жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина,
42 кв. метра - на семью из 2 человек,
18 кв. метров - на каждого члена семьи при исчислении семьи 3 и более человек.
На территории Белогорского района и территории Белоцерковского сельсовета установлена норма предоставления жилого помещения в размере18 кв. м.
Однако, учитывая вышеизложенные положения Закона Амурской области требования прокурора о предоставлении Вороновой С.В. жилого помещения площадью не менее 36 кв. м являются ошибочными, поскольку Воронова С.В. имеет малолетнего ребенка, что подтверждается представленным свидетельством о рождении ребенка, и ей надлежит предоставить жилье общей площадью не менее 42 кв. м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Вороновой Софьи Васильевны удовлетворить.
Обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Вороновой Софье Васильевне, хх года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно- техническим нормам, расположенное на территории Белогорского района Амурской области общей площадью не менее 42 кв. метров.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд.
Председательствующий ___________