Признание бездействия главы сельсовета незаконным



Р Е Ш Е Н И Е 2-240/2010

Именем Российской федерации

г. Белогорск 19 августа 2010 года

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

Председательствующего Баженовой Г.Б.,

С участием помощника прокурора Белогорского района Юлун А.К.,

При секретаре Романцовой В.А.

Рассмотрел материалы гражданского дела по заявлению прокурора Белогорского района о признании бездействия главы муниципального образования Томичевского сельсовета по неисполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белогорского района обратился в суд с заявление с данными требованиями, утверждая, что прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере топливо энергетического комплекса и жилищно- коммунальных услуг, в том числе полноты и своевременности мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2010-2011 г.г органами местного самоуправления муниципального образования Томичевского сельсовета.

Установлено, что 18 сентября 2009 года между администрацией МО Томичевский сельсовет и обществом с ограниченной ответственностью «Районная энергетическая компания» заключен договор № 1 аренды недвижимого имущества Томичевского сельсовета. Предметом указанного договора являются водонапорные башни, скважины и котельные, а также вся коммунально- инженерная инфраструктура поселения( сети канализационные, сети наружные, сети тепловые, теплотрасса).

Согласно п. 1.3 указанного договора имущество сдается в аренду на период с 18 сентября 2009 года по 16 сентября 2010 года. В силу п. 5.1 договора стороны вправе досрочно расторгнуть по взаимному согласию договор, предупредив об этом другую сторону письменно не менее чем за 30 дней до расторжения договора.

ООО «Районная энергетическая компания» не намерена пользоваться арендуемым имуществом после окончания срока действия договора и данное обстоятельство подтверждается обращением Главы Томичевского сельсовета Мурзина В.С. в прокуратуру, в котором он просит проверить законность действий и.о. генерального директора ООО «РЭК», который уведомил его о досрочном расторжении договора.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Организация теплоснабжения населения возможна только путем передачи объектов коммунальной инфраструктуры иным предприятиям, организациям, учреждениям, оказывающим услуги теплоснабжения.

Передача муниципального имущества МО Томичевского сельсовета для организации теплоснабжения возможна только путем проведения торгов.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 утверждены правила проведения конкурсов или аукционов на право заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом.. и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Проведение конкурсных процедур занимает длительное время ( около двух месяцев). Кроме того, предприятию, признанному победителем торгов необходимо выполнить соответствующие мероприятия по подготовке к предстоящему отопительному сезону.

12 июля 2010 года прокуратурой Белогорского района на имя Главы МО Томичевского сельсовета внесено предостережение о недопустимости нарушения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части необходимости организации на территории поселения теплоснабжения в целях недопустимости срыва начала предстоящего отопительного периода.

По состоянию на 01 августа 2010 года Главой МО Томичевского сельсовета не приняты меры по организации теплоснабжения в границах МО Томичевского сельсовета, а именно не определена организация, которая будет снабжать поселение теплом в предстоящем отопительном периоде.

Непринятие мер по данной организации свидетельствует о бездействии Главы МО Томичевского сельсовета, нарушает права граждан на бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительного сезона.

Прокурор просит признать бездействие Главы муниципального образования Томичевского сельсовета Мурзина В.С. по неисполнению требований п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части непринятия мер по организации в границах поселения теплоснабжения на предстоящий отопительный период 2010-2011 годы, а именно не объявления торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества: котельных, скважин, водонапорных башен, сетей канализационных, сетей тепловых и иных объектов коммунально- инженерной инфраструктуры, незаконным.

Также просит обязать Главу МО Томичевского сельсовета Мурзина В.С. принять незамедлительные меры по организации в границах поселения теплоснабжения на предстоящий отопительный период 2010-2011 годы, а именно организовать проведение торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества: котельных, скважин, водонапорных башен, сетей канализационных, сетей тепловых и иных объектов коммунально- инженерной инфраструктуры, с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Юлун А.К. на требованиях, изложенных в заявлении настаивала и пояснила, что в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

18 сентября 2009 года между Администрацией Томичевского сельсовета и ООО «районная энергетическая компания» был заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества. Согласно п. 1.3 данного договора имущество сдается в аренду в аренду на период с 18 сентября 2009 года по 16 сентября 2010 года.

Однако до настоящего времени администрацией МО Томичевского сельсовета не приняты меры по организации мероприятий по подготовке к отопительному сезону.

Организация теплоснабжения населения возможна только путем передачи объектов коммунальной инфраструктуры иным предприятиям, организациям, учреждениям, оказывающим услуги теплоснабжения.

Передача муниципального имущества МО Томичевского сельсовета для организации теплоснабжения возможна только путем проведения торгов, в соответствии со ст. 17.1 ч.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Применение ч.4 ст. 53 вышеназванного закона в данном случае невозможно, поскольку договор аренды недвижимого имущества между администрацией МО Томичевский сельсовет и обществом с ограниченной ответственностью «Районная энергетическая компания» был заключен 18 сентября 2009 года, то есть после даты установленной ст. 53 ч.4 ФЗ «О защите конкуренции» (до 1 июля 2008 года).

Поскольку Закон четко определяет, что передача муниципального имущества не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, то п. 1.2 Договора № 1 от 18 сентября 2009 года, в соответствии со ст. 168 ГК РФ надлежит признать ничтожным и не подлежащим исполнению.

Кроме того, установлено, что ООО «РЭК» не имеет намерений в дальнейшем эксплуатировать имущество Томичевского сельсовета и заниматься теплоснабжением данного муниципального образования в предстоящем отопительном периоде 2010 -2011 г.

Мурзин В.С. с требованиями прокурора не согласен, считает их необоснованными по той причине, что у него имеется договор с ООО «Районная энергетическая компания», которая в прошлом отопительном сезоне поставляла занималось теплоснабжением муниципального образования Томичевский сельсовет, до настоящего времени договор не расторгнут и действует. Кроме того, данная организация ненадлежащим образом исполняет условия заключенного договора и по поводу принятия мер к данной организации он неоднократно обращался с ходатайствами к Администрации Белогорского района и в прокуратуру Белогорского района.

Представитель Мурзина В.С. адвокат Михалевич С.В. полагая требования прокурора необоснованными пояснила, что действительно в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом Данные положения закреплены также и в п.4 ст. 9 Устава Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области.

В соответствии ст. 17.1 ч.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

С целью реализации указанных полномочий, 18 сентября 2009 года между Администрацией Томичевского сельсовета и ООО «Районная энергетическая компания» заключен договор № 1 аренды недвижимого имущества. В настоящее время указанный договор является действующим и заключен он был в строгом соответствии с нормами закона.

Согласно п. 1.2 данного договора, срок аренды устанавливается с 18 сентября 2009 года по 16 сентября 2010 года. При этом договор № 1 от 18 сентября 2009 года предусматривает возможность его пролонгации на неопределенный срок.

Согласно Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной монопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. С учетом сроков, установленных п. 71 и 75 данных правил проведение конкурса может быть организовано в разумные сроки, не более 40 календарных дней. При условии объявления конкурса 16 августа 2010 года, заключение договоров аренды по передаче коммунально- инженерной инфраструктуры возможно 30 сентября 2010 года., что не нарушает сроки начала отопительного сезона, исчисляемые для Амурской области 01 октября 2010 года и не приведет к его срыву. Следовательно, права граждан на бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного сезона не будут нарушены.

Кроме того, предприятию, признанному победителем торгов, нет необходимости выполнять соответствующие мероприятия по подготовке к предстоящему отопительному сезону, поскольку договор № 1 от 18 сентября 2009 года обязывает Арендатора поддерживать имущество в исправном техническом состоянии, принимать все необходимые меры для обеспечения функционирования и сохранности всех инженерных систем имущества и др. Следовательно, обязанность проверить готовность коммунально- инженерных сетей на предстоящий отопительный период лежит на ООО «РЭК», договор с которым является на настоящий момент действующим. Кроме того, согласно п. 1.3 договора окончание срока действия договора не освобождает Арендатора от ответственности за нарушение исполнения условий договора. Согласно п. 2.2.11 договора Арендатор не менее чем за 30 дней должен письменно уведомить Арендодателя о предстоящем освобождении Имущества как в связи с окончанием срока договора, так и при досрочном освобождении. Досрочное расторжение договора возможно только по обоюдному согласию сторон. А до настоящего времени от Арендатора не поступило письменного уведомления о расторжении договора, а согласно п. 1.3 договора, если Арендатор продолжает пользоваться после истечения срока действия договора, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Кроме того, Глава Томичевского сельсовета неоднократно выражал обеспокоенность по вопросу возможного срыва отопительного периода по независящим от администрации Томичевского сельсовета обстоятельствам.

В силу изложенного, заявление прокурора Белогорского района не подлежит удовлетворению, поскольку не усматривается бездействия со стороны Главы администрации Томичевского сельсовета Мурзина В.С. по неисполнению требований п.4 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части не принятия мер по организации в границах поселения теплоснабжения на предстоящий отопительный период.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что 18 сентября 2009 года между администрацией МО Томичевского сельсовета и обществом с ограниченной ответственностью «Районная энергетическая компания» был заключен договор № 1 аренды недвижимого имущества Томичевского сельсовета, а именно - водонапорные башни, скважины и котельные, а также вся коммунально- инженерная инфраструктура поселения ( сети канализационные, сети наружные, сети тепловые, теплотрасса).

Согласно п. 1.3 данного договора, имущество сдается в аренду на период с 18 сентября 2009 года по 16 сентября 2010 года. В силу п. 5.1 договора стороны вправе досрочно расторгнуть по взаимному согласию договор, предупредив об этом другую сторону письменно не менее чем за 30 дней до расторжения договора.

Допрошенные в судебном заседании свидетели - Красин С.В., бывший Генеральный директор ООО «РЭК», Духовный Д.Е., исполняющий обязанности Генерального директора ООО «РЭК» и Инюточкин Д.В. - первый заместитель Главы администрации Белогорского района, пояснили, что общество с ограниченной ответственностью «районная энергетическая компания» не будет заниматься теплоснабжением на территории МО Томичевского сельсовета. Сообщение о расторжении договора направлялось Главе администрации Томичевского сельсовета в апреле и мае 2010 года.

Не доверять показаниям данных свидетелей, у суда нет оснований.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что ООО «РЭК» не намерена по окончании срока договора пользоваться арендуемым имуществом, а срок аренды имущества заканчивается 16 сентября 2010 года.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Организация теплоснабжения населения возможна только путем передачи объектов коммунальной инфраструктуры иным предприятиям, организациям, учреждениям, оказывающим услуги теплоснабжения.

Как установлено, муниципальное имущество Томичевского сельсовета, посредством которого осуществляется теплоснабжение населения, не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии ст. 17.1 ч.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с требованиями закона, передача муниципального имущества МО Томичевского сельсовета для организации теплоснабжения возможна только путем проведения торгов.

Исходя из смысла закона, передача муниципального имущества МО Томичевского сельсовета для организации теплоснабжения возможна только путем проведения торгов.

Кроме того, договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры передачи имущества), вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.( письмо ФАС России от 12 августа 2008 г. N ИА/20132 "Разъяснения применения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Согласно Разъяснениям ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции" после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 87 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды,договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Согласно данных правил конкурс проводиться в несколько процедур.

В силу п. 29 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Кроме того, не может превышать срок двадцать дней время рассмотрение данных заявок, а срок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не может быть более десяти дней. Следовательно, процедура проведения конкурсных процедур занимает длительное время.

Суд находит неубедительными доводы ответчика в той части, что предприятию признанному победителем торгов, нет необходимости выполнять соответствующие мероприятия по подготовке к предстоящему отопительному сезону. Действительно, п.п. 2.2.1,2.2.3,2.2.4,2.2.5,2.2.11 договора от 18 сентября 2009 года, предусматривают обязанность использования переданного имущества исключительно по прямому назначению, поддерживать в исправном техническом состоянии, принимать все необходимые меры для обеспечения функционирования и сохранности всех инженерных систем имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к пользованию имущества, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

Однако, данные положения договора не предусматривают выполнение соответствующих мероприятий по подготовке к следующему отопительному сезону. Кроме того, как пояснял свидетель Красин С.В. ООО «РЭК» действительно занималось ремонтом систем отопления и другого имущества после их эксплуатации, но подготовки к новому отопительному сезону не проводило.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что по состоянию на момент обращения прокурора в суд с заявлением Глава муниципального образования Томичевского сельсовета Мурзин В.С. не принял мер по организации теплоснабжения в границах муниципального образования, то есть до настоящего времени не определена организация, которая будет снабжать поселение теплом в предстоящем отопительном периоде.

Доводы Мурзина В.С. о том, что до настоящего времени, то есть до 16 сентября 2010 года еще действует договор, заключенный 18 сентября 2009 года и данное обстоятельство позволяет ему не организовывать проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, суд находит несостоятельными, по тем основаниям, что наличие действующего договора не препятствует проведению торгов, не противоречит требования федерального закона «О защите конкуренции» и Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды.

Действительно прокурором Белогорского района 12 июля 2010 года на имя Главы муниципального образования Томичевского сельсовета вносилось предостережение о недопустимости нарушений ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Глава предупреждался, что в случае неисполнения требований, он может быть привлечен к ответственности. Установленной законом. В ответ на данное предостережение, как и на другие письма, направленные Главе администрации Томичевского сельсовета, он только выражает обеспокоенность по вопросу возможного срыва отопительного периода на территории Томичевского сельсовета и просит принять соответствующие меры к ООО «РЭК» и ООО «УК РЭК», вместе не выполняя действий, предписанный законом, направленных на организацию теплоснабжения в границах данного муниципального образования.

Предостережение прокурора и данное обращение его в суд вызвано и тем обстоятельством, что в соответствии с п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и ( или ) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом началом отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня следующего за последним днем указанного периода.

Кроме того, мероприятия по подготовке к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового ( элеваторного) узла должны быть завершены в северный и восточных районах до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, а в южных до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей, согласно п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.

Исходя из вышеизложенного, суд находит заявление прокурора Белогорского района обоснованным, поскольку неприятие мер по организации на территории МО Томичевского сельсовета теплоснабжения действительно свидетельствуют о бездействии Главы муниципального образования Томичевского сельсовета, что нарушает права граждан на бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного сезона и может привести к срыву отопительного периода, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Белогорского района о признании бездействия Главы муниципального образования Томичевского сельсовета по неисполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» незаконным - удовлетворить.

Признать бездействие Главы муниципального образования Томичевского сельсовета Мурзина В.С. по неисполнению требований п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части непринятия мер по организации в границах поселения теплоснабжения на предстоящий отопительный период 2010-2011 годы, а именно не объявления торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества: котельных, скважин, водонапорных башен, сетей канализационных, сетей тепловых и иных объектов коммунально- инженерной инфраструктуры, незаконным.

Обязать Главу МО Томичевского сельсовета Мурзина В.С. принять незамедлительные меры по организации в границах поселения теплоснабжения на предстоящий отопительный период 2010-2011 годы, а именно организовать проведение торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества: котельных, скважин, водонапорных башен, сетей канализационных, сетей тепловых и иных объектов коммунально- инженерной инфраструктуры, с момента вступления в силу решения суда.

Решение в 10 дней с момента получения мотивированного решения может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд.

Председательствующий _________________