Действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щур И.В.,

с участием помощника прокурора Белогорского района Хомякова М.А.,

при секретаре Горшковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белогорского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Белоцерковского сельсовета, о признании бездействия администрации муниципального образования Белоцерковского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белогорского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования Белоцерковского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет, и просил суд обязать администрацию МО Белоцерковского сельсовета провести на территории сельсовета инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Белогорского района требований законодательства регламентирующего необходимость проведения инвентаризации имущества (строений, помещений, сооружений), принадлежащих физическим лицам на праве собственности.

Проведенной проверкой установлено, что на основании Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», а так же принятыми в соответствии с вышеуказанным законом Распоряжением Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года, а также Постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 29.03.2007 года, органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на доходы физических лиц должны производить инвентаризацию строений помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 1.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 года (далее - Порядок) заказчиками работ по оценке объектов налогообложения выступают органы национально - государственных и административно – образований, то есть органы местного самоуправления.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3 Порядка).

В соответствии со ст. 1.4 Порядка инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п.3 Распоряжения Правительства РФ № 469-р от 12.03.1992 года, оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, _ принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налоге на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Согласно ответа, полученного из администрации муниципального образования Белоцерковского сельсовета на требование прокурора, инвентаризация расположенных на территории МО Белоцерковского сельсовета строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности не проводилась.

Договоры с БТИ и другими организациями, которые могут проводить инвентаризацию имущества физических лиц, администрацией МО Белоцерковского сельсовета не заключались.

Согласно информации, предоставленной Белогорским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в прокуратуру Белогорского района, на территории Белогорского района в течение последних пяти лет инвентаризаций строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по заявкам органов местного самоуправления не осуществлялось.

По информации МУП «Белогорсктехинвентаризация» МУП «Белогорсктехинвентаризация» города Белогорска работа по переоценке инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории муниципального образования Белоцерковского сельсовета не проводилась.

В результате бездействия администрации МО Белоцерковского сельсовета нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как проведение инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования Белоцерковского сельсовета, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003 - 1 «О налогах на имущество физических лиц», налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Непоступление в бюджет муниципального образования денежных средств не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным ст. 14 Федерального закона №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, а, следовательно, нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Белоцерковского сельсовета. В связи с чем, бездействие администрации МО Белоцерковского сельсовета по непроведению инвентаризации является незаконным.

В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях и подтвердил вышеизложенное.

Представитель муниципального образования администрации Белоцерковского сельсовета – глава администрации МО Белоцерковского сельсовета Д. с требованиями прокурора согласен полностью и суду показал, что, действительно на территории Белоцерковского сельсовета в течение десяти лет не проводилась инвентаризация жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности. Это связано с отсутствием в бюджете денежных средств. В настоящее время администрация занимается оформлением документации и технических паспортов на объекты, переданные из муниципальной собственности района в собственность администрации Белоцерковского сельсовета, которые были переданы также без каких-либо документов. Также администрацией Белоцерковского сельсовета составлены списки помещений, строений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Все платежи в бюджет поступают только в декабре, тогда они смогут заключить договор на проведение инвентаризации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы граждан,

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налоге.

Согласно п. 1 ст.3 данного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах.

Пунктом 2 статьи 5 Закона определены плательщики налогов, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогообложению и порядок исчисления и уплаты налогов, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, и установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 87, а также Постановлением Губернатора Амурской области от 29 марта 2007 года № 192 «Об утверждении коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц» обязанность обеспечения проведения сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в целях налогообложения и создания реестра расположенной на территории муниципального образования недвижимости, являющейся объектами налогообложения, возложена на муниципальные образования.

В судебном заседании нашло подтверждение, что администрация Белоцерковского сельсовета не принимала мер к проведению инвентаризации строений, находящихся в собственности физических лиц более пяти лет. Данный факт был подтвержден главой администрации МО Белоцерковского сельсовета.

Невыполнение данной обязанности нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования, так как с собственников строений не взимаются налоги, которые должны поступать в местный бюджет, и от суммы данных налогов зависит благосостояние населения данного муниципального образования.

Прокурор просит суд обязать администрацию Белоцерковского сельсовета выполнить работы по проведению инвентаризации в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Глава администрации Д. с данным сроком согласен, так как в бюджет в конце года должны поступить средства, часть из которых можно будет направить для проведение работы по инвентаризации строений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Белогорского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Белоцерковского сельсовета, о признании бездействия администрации муниципального образования Белоцерковского сельсовета в непроведении инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в течение пяти лет, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Белоцерковского сельсовета Белогорского района Амурской области в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу принять меры к проведению инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам: заключить с Муниципальным унитарным предприятием «Белогорсктехинвентаризация» договор на проведение инвентаризации, оплатить проведение работ по проведению инвентаризации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий________________