РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ.г.Белогорск.
Белогорский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Юрьевой И.С.
при секретаре Кучеренко И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Валентины Алексеевны к Комитету имущественных отношений администрации Белогорского района о включении имущества в наследственную массу,-
У С Т А Н О В И Л :
Бондаренко В.А. обратилась в Белогорский районный суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Белогорского района по следующим основаниям : после смерти ДД.ММ.ГГГГ ее матери Б., осталось наследство в виде жилого дома общей площадью 44,1 кв.м с надворными постройками и земельный участок, на котором расположен дом и постройки. Истица является единственной наследницей, так как ее брат А. отказался от причитающегося наследства в ее пользу. Дом построен ее отцом и матерью в 1961 году, ДД.ММ.ГГГГ ее отец А. умер, мать фактически приняла наследство, не оформив право собственности у нотариуса. Право собственности матери на дом и земельный участок подтверждается сведениями из похозяйственной книги администрации Великокнязевскогго сельсовета, согласно которой дом по <адрес> в <адрес> является частной собственностью Б.. Просила признать право собственности за Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом и земельный участок по <адрес> и включить данное имущество в наследственную массу.
В судебном заседании истица Бондаренко В.А. на исковых требованиях настаивала.
Ответчик Комитет по имуществу и управлению объектами муниципальной собственности администрации муниципального образования Белогорского района о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без участия своего представителя, в письменном отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований Бондаренко В.А.
Привлеченный в качестве третьего лица нотариус Белогорского нотариального округа Нотариальной палаты Амурской области Глущенко Н.И. о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено без ее участия.
Третье лицо Ющенко А.А. о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о судебном разбирательстве без его участия.
Суд, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения истицы, показания свидетелей, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица Бондаренко В.А. является дочерью умершей ДД.ММ.ГГГГБ.. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Ющенко Валентины Алексеевны, выданным ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.10), согласно которому ее матерью является Б., а также свидетельством о заключении брака Ющенко Валентины Алексеевны и В. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что после замужества фамилия жены была изменена на Бондаренко (л.д.8).
Из объяснений истицы Бондаренко В.А. следует, что после смерти матери остались дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>, однако она не может получить наследство, так как нотариусом ей отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по той причине, что у матери отсутствовали правоустанавливающие документы на дом и земельный участок.
В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Из смысла закона следует, что вещи и имущество включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право ( право собственности).
В судебном заседании установлено, что <адрес> был построен родителями истицы - Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 28) и его супругой Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в 1961 году и принадлежал им, а после смерти Р., матери истицы Б. на праве собственности. Данное обстоятельство подтверждается объяснения истицы о том, что спорный дом ее родители строили самостоятельно в начале 1970 –х годов, а также показаниями свидетелей С., Н., которые показали в судебном заседании, что в 1961 году они проживали в селе Великоконязевка, знали родителей Бондаренко. Свидетель С. показала, что родители Бондаренко и она со своим мужем одновременно строили дома в <адрес> с разрешения сельсовета своими силами. Н. показала, что она проживала в <адрес> с 1950 года, помнит, как семья Б. строила свой дом. В селе все жители сами строили свои дома, документы никакие первоначально не оформлялись. Согласно выписке из похозяйственной книги № села Великокнязевка за 2007-2011 годы от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> является частной собственностью Б., лицевой счет № ( л.д.31). Из свидетельств о праве собственности на землю, выданных Р. на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для ведения подсобного хозяйства ему выдано в бессрочное пользование 2000 кв.м. земли по <адрес> и 1540 кв.м земли. Право собственности на данные земельные участки Б. подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 11), кадастровым паспортом земельного участка ( выпиской из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12-14).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на праве собственности умершей матери истицы Б. принадлежали дом и земельный участок по <адрес>. Дом был построен Б. и А. в 1961 году за счет собственных средств, более 40 лет Б. открыто и добросовестно пользовалась данным домом, право собственности на земельный участок было закреплено за Р. постановлением главы <адрес> в соответствии с законодательством, а после его смерти собственность на данный земельный участок путем фактического принятия наследства перешла Б..
В соответствии со статьей 209 ГК РФ Б. осуществляла на протяжении 40 лет правомочия собственника - владела, пользовалась, распоряжалась своим имуществом, несла в соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя его содержания.
Право собственности на дом А. и Б. было приобретено в соответствии с частью 1 статьи 218 ГК РФ как на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, а после смерти А. доля А. перешла Б. в соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ по наследству в соответствии с законом путем фактического принятия наследства.
При установленных обстоятельствах, требования истицы ФИО1 о включении в состав наследства дома и земельного участка, принадлежавших ее матери являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для признания права собственности на дом и земельный участок за умершей Б.. Согласно п.2 ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следовательно, право собственности, равно как и любое другое гражданское право, не может принадлежать умершему. В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации. В момент смерти лица его имущество находит нового собственника, потому право собственности за умершим не может быть признано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд_
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бондаренко Валентины Алексеевны удовлетворить частично.
Включить в состав наследства, оставшегося после смерти Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ следующее имущество: жилой дом общей площадью 44,1 кв. м. с надворными постройками кадастровый номер 28:09:010112:185:09:001:2105 и земельный участок кадастровый номер 28:09:010112:185, расположенные по <адрес>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПредседательствующийЮрьева И.С.
.