Дело №Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ситниковой Е.С.,
при секретаре Долгановой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Белогорского района Возжаевой О.А., заинтересованного лица Вороновой Е.В., представителя администрации Белогорского района Васильчук В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Белогорского района, в интересах Вороновой Е.В., к администрации Белогорского района о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Белогорского района обратилась в суд с иском к администрации Белогорского района об обязании администрации Белогорского района предоставить Вороновой Е.В благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м..
В обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее. На основании постановления главы Белоцерковецкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Воронова Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот. Воронова Е.В. относится к указанной категории, так как ее мать – П умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – В умер ДД.ММ.ГГГГ. Воронова Е.В. обратилась в прокуратуру <адрес> с просьбой оказать содействие в получении жилья, обращении в суд в защиту ее интересов. Не предоставление администрацией Белогорского района жилого помещения по договору социального найма Вороновой Е.В. влечет нарушение дополнительных гарантий и прав на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белогорского района Т. уточнила заявленные требования, просила суд обязать администрацию Белогорского района предоставить Вороновой Е.В благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.. На удовлетворении данных требований настаивала.
Заинтересованное лицо Воронова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала, дополнительно пояснила, что она относится к категории детей-сирот, т.к. ее родители умерли. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данный дом в настоящее время не пригоден для проживания, т.к. полностью разобран. После окончания в ДД.ММ.ГГГГ Благовещенского техникума физической культуры, она поступила в Благовещенский педагогический университет, где проучилась один год и бросила учебу. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ вернулась в <адрес>, где вынуждена снимать для проживания частный дом. В органы опеки и попечительства по поводу предоставления жилья она обращалась. Однако жилье ей не предоставлено до настоящего времени.
Представитель ответчика – администрации Белогорского района Амурской области Васильчук В.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ. В силу положений указанных законов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей. В то же время фактически из данной категории детей образовалась своя очередь как на территории <адрес> в целом, так и в муниципальном образовании <адрес> в частности. Правительством Амурской области принято постановление от 18.11.2010 № 638 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 г.г.». Источником финансирования программы являются средства областного бюджета. Расходные обязательства на обеспечение жильем данной категории граждан возложены на субъекта РФ. В то же время полномочия проведения процедур по размещению государственного заказа на приобретение жилых помещений, действия по регистрации права собственности на жилое помещение и предоставление его по договору социального найма детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа данной категории, в соответствии с Законом переданы органам местного самоуправления. Размещение государственного заказа без своевременного финансирования невозможно, в связи с чем полагает, что в качестве соответчика должно быть привлечено Правительство Амурской области. Кроме того, указывает, что первоочередное исполнение судебных решений по данной категории споров нарушает права граждан, которые обратились с заявлением о предоставлении жилья ранее и ожидают его более 2-5 лет. Воронова Е.В. состоит на учете в отделе опеки и попечительства МУ Отдел образования администрации МО Белогорского района с июля 2010 года, между тем гораздо раньше указанной даты с аналогичными заявлениями обратилось около 20 человек, которые ожидают получение жилья. В связи с чем, считает, что в действиях Вороновой Е.В. имеется злоупотребление правом.
Представитель третьего лица – отдела образования администрации Белогорского района Бердникова И.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Согласно ранее данных ею пояснений, отдел администрации Белогорского района поддерживает заявленные требования, считает их обоснованными.
Представитель третьего лица – администрации Белоцерковского сельсовета Зайцева А.В. в судебное заседание также не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки не известны. В предварительном судебном заседании пояснила, что Белоцерковецкий сельсовет свободным жильем не располагает, благоустроенное жилье на территории сельсовета отсутствует.
Представитель третьего лица Правительства Амурской области в лице Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно поступившего в суд отзыва, заявленные требования Министерство считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указано, что в соответствии с абз. 3 и 4 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация Белогорского района, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 ст. 2 и ч. 3 ст. 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Утвержденный постановлением губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 «Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …» определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц Министерство образования и науки Амурской области. Запланированные на эти цели в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 1 304 000 рублей были перечислены Министерством на счета финансового управления администрации Белогорского района. Таким образом, обязанности Министерства как главного распорядителя средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции исполнены в полном объеме.
Выслушав сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без, попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Учитывая изложенное, а также то, что ДД.ММ.ГГГГ Воронова Е.В. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд с настоящим иском в защиту интересов Вороновой Е.В..
В судебном заседании установлено, что Воронова Е.В является сиротой. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Согласно свидетельства о рождении, Воронова Е.В родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родители: отец – В, мать – П.
Из свидетельств о смерти, следует, что П умерла ДД.ММ.ГГГГ, В умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Вороновой Е.В., Ю, Л закреплено жилье, находящееся по адресу: <адрес>.
В 2007 году Воронова Е.В. окончила ФГОУ СПО Благовещенский техникум физической культуры, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что закрепленное за Вороновой Е.В., Ю, Л жилое помещение по адресу: <адрес> находится в аварийном состоянии и непригодно для проживания, постановлением главы Белоцерковецкого сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, перечисленные лица, в том числе и Воронова Елена Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлены на учет на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма Вороновой Е.В., как лицу, из числа детей-сирот, до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, и.о. прокурора Белогорского района, действуя в интересах Вороновой Е.В., обратилась с указанными требованиями в суд.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1 ).
Суд считает, что положения указанного закона распространяются на Воронову Е.В., поскольку в настоящее время ей 23 года, ее родители умерли до достижения ею возраста 18 лет.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории граждан на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Согласно абз.1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Указанным Порядком в п. 2 закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных Законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (п. 3 Порядка).
Пунктом 4 указанного Порядка обязанность по направлению в Министерство необходимых документов в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, и проживающим в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 7 Порядка орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 названного Порядка расходования субвенций главный распорядитель средств областного бюджета производит перечисление субвенций муниципальным районам и городским округам.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 № 638 была утверждена Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы".
Согласно п. 5 названной программы Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма.
Таким образом, совершение всех юридически значимых действий, направленных на обеспечение данной категории граждан жильем возложено на администрацию муниципального района: она фактически определяет количество лиц данной категории на территории района, нуждающихся в жилье, и направляет о них сведения в Министерство для выделения денежных средств на приобретения жилья; является получателем данных средств, приобретает жилье и принимает решение о его предоставлении.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилья детям из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию района. В связи с чем исковые требования обоснованно заявлены прокурором к администрации Белогорского района.
Суд не может принять во внимание доводы представителя администрации Белогорского района о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Правительство Амурской области в лице Министерства образования и науки Амурской области как главный распорядитель финансовых средств, поскольку в силу действующего механизма обеспечения данной категории лиц жильем, у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственных правоотношений с Правительством РФ не возникает.
На основании приведенных норм и установленных судом обстоятельств, Воронова Е.В. имеет право на внеочередное предоставление ей администрацией Белогорского района жилого помещения на территории <адрес>. Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком – администрацией Белогорского района, до настоящего времени жилое помещение Вороновой Е.В. не предоставлено.
Суд не может принять во внимание доводы администрации о том, что им не выделяются в достаточном объеме денежные средства на покупку жилья для данной категории граждан, в связи с чем, они не имеют возможности обеспечить жильем всех нуждающихся, поскольку предоставление местными администрациями жилых помещений детям-сиротам законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования на приобретения жилья для указанной категории граждан и наличие указанных администрацией <адрес> обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истице.
Суд также не усматривает в действиях Вороновой Е.В. злоупотребления правом, поскольку заявленные в ее интересах требования основаны на законе. Исходя из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора Белогорского района о предоставлении Вороновой Е.В. жилого помещения на территории <адрес> по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 7 Закона Амурской области от 01.09.2009 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» общая площадь предоставляемого жилого помещения установлена в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан.
В соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно отвечать ряду требований, в частности оно должно быть изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
С учетом изложенного, требования и.о. прокурора Белогорского района о предоставлении по договору социального найма Вороновой Е.В. благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., суд находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о. прокурора Белогорского района, в интересах Вороновой Е.В, к администрации Белогорского района о предоставлении жилья – удовлетворить.
Обязать администрацию Белогорского района предоставить Вороновой Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам применительно к данному населенному пункту, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий: