Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щур И.В.,
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора Белогорского района Возжаевой О.А., заинтересованного лица Мовчан Ю.С., представителя администрации муниципального образования Белогорского района К., представителя муниципального учреждения «Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района» – Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района, в интересах Мовчан Ю.С., к администрации муниципального образования Белогорского района о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белогорского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорского района понуждении администрации Белогорского района предоставить Мовчан Ю.С. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв. метров.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее.
На основании постановления главы <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Мовчан Ю.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областным бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья.
Пунктом 2 указанного Порядка закреплено, что лица, указанные в п.1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,… однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Мовчан Ю.С. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – М. ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении Мовчан Ю.С. записан со слов матери.
ДД.ММ.ГГГГ Мовчан Ю.С. окончила обучение в ГОУ «Профессиональное училище №» в <адрес>. Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, администрацией <адрес> до настоящего времени жильем не обеспечена, проживает в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, который снимает в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ Мовчан Ю.С. обратилась в прокуратуру <адрес> с просьбой оказать содействие в получении жилья, обращении в суд в защиту ее интересов. Не предоставление администрацией <адрес> жилого помещения по договору социального найма Мовчан Ю.С. влечет нарушение дополнительных гарантий и прав на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Возжаева О.А. на заявленных требованиях настаивала и подтвердила вышеизложенное: просила суд обязать администрацию <адрес> предоставить Мовчан Ю.С. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.. На удовлетворении данных требований настаивала.
Заинтересованное лицо Мовчан Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала, а также пояснила, что раньше она проживала с матерью в <адрес>. Но когда мать стала сильно пить, то она ушла жить к бабушке на <адрес>, где проживала до того момента пока ее мать не лишили родительских прав, а ее забрали в интернат. В настоящее время дом по <адрес> разрушен. Дом по <адрес> принадлежал ее бабушке и дедушке, которые в настоящее время умерли, а дом теперь принадлежит ее дяде, но проживает в нем ее мать – М.. Она же вынуждена вместе с сестрой снимать дом, оплату за который производит училище, где она получает второе профессиональное образование. Еще обучаясь в Райчихинском профессиональном училище она обращалась в органы опеки о предоставлении ей жилья, но до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования <адрес> К., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, и суду пояснил, что предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ. Все средства, выделенные в 2010 году на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были освоены. <адрес> на 2011 год является дефицитным. Администрацией были направлены письма о выделении еще средств, но данные средства в бюджет района не поступали. Своих средств в администрации на данные нужды также нет, а переопределение средств на приобретение жилья за счет других статей является нарушением финансовой дисциплины. Приобретение жилья за счет собственных средств за счет собственных средств будет являться нарушением финансовой дисциплины, так как будет иметь место нецелевое использование денежных средств. В соответствии со 131 Федеральным законом администрация не имеет право иметь собственное жилье, поэтому о приобретении жилья не может быть речи. Кроме того, в материалах дела имеется только справка. Представленная прокурором, о том, что закрепленное за Мовчан Ю.С. жилье не пригодно для проживания. Вместе с тем, надлежащий акт о непригодности жилья для проживания составлен не был.
Представитель третьего лица – отдела образования администрации <адрес> Б., действующая на основании доверенности, суду показала, что Мовчан Ю.С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать лишена родительских прав, а отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери, поэтому она пользуется всеми льготами, что и дети сироты, в том числе имеет право на получение жилья. В 2010 году от Мовчан Ю.С. поступило заявление о предоставлении ей жилья. Были собраны все необходимые документы и в течение недели все документы на выделение средств были направлены в министерство образования и науки <адрес>. Но до настоящего времени денежные средства на приобретение жилья в администрацию района не поступили. В 2010 году бюджетом области на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было выделено 1232000 рублей, на которые были приобретены три квартиры. Больше средств не поступало. Сельские же поселения не имеют свободного жилья для выделения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Мовчан Ю.С. имеет право на получение жилья вне очереди, и при поступлении денежных средств данное жилье будет ей приобретено.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации.
Присутствовавший в предварительном судебном заседании глава администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовета Т. суду пояснил, что свободного жилья в администрации <данные изъяты> сельсовета нет. Ранее закрепленная за Мовчан Ю.С. <адрес> находится в разрушенном состоянии и для проживания не пригодна.
Представитель третьего лица <адрес> в лице Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно поступившего в суд отзыва, заявленные требования Министерство считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указано, что в соответствии с абз. 3 и 4 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация <адрес>, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 ст. 2 и ч. 3 ст. 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Утвержденный постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …» определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц Министерство образования и науки <адрес>. Запланированные на эти цели в 2010 году денежные средства в размере 1 304 000 рублей были перечислены Министерством на счета финансового управления администрации <адрес>. Таким образом, обязанности Министерства как главного распорядителя средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции исполнены в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без, попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Учитывая изложенное, а также то, что ДД.ММ.ГГГГ Мовчан Ю.С. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд с настоящим иском в защиту интересов Мовчан Ю.С..
В судебном заседании установлено, что Мовчан Ю.С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Согласно свидетельству о рождении, Мовчан Ю.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родители: отец – Л., мать – М..
Согласно справке отдела ЗАГС администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в книге записи актов о рождении Мовчан Юлии Сергеевны сведения об отце (Л.) записаны по указанию матери.
На основании решения Белогорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ М. лишена родительских прав в отношении своих дочерей – Мовчан Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мовчан Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы на попечение органов опеки и попечительства.
По Постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № решено определить несовершеннолетнюю Мовчан Ю.С. в детское государственное учреждение. Главе Томичевской сельской администрации поставить на регистрационный учет несовершеннолетнюю Мовчан Ю.С.. Отчуждение жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней Мовчан Ю.С. по адресу: <адрес>, - производить только с согласия органа опеки и попечительства.
Согласно Постановления администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», несовершеннолетняя Мовчан Юлия Сергеевна поставлена на внеочередное предоставление жилья по достижении совершеннолетия.
Из справки главы администрации <данные изъяты> сельсовета следует, что закрепленное за несовершеннолетней Мовчан Ю.С. жилье, находится в разобранном состоянии и для проживания не пригодно.
Суд находит несостоятельными и не заслуживающими внимания доводы представителя ответчика – администрации <адрес> о том, что данная справка не может служить доказательством отсутствия закрепленного за несовершеннолетней жилья, так как должен быть составлен акт о непригодности жилья для проживания.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем ответчика не было представлено доказательств опровергающих доводы прокурора об отсутствии у Мовчан Ю.С. жилья.
В подтверждение того, что закрепленное за Мовчан Ю.С. жилье не пригодно для проживания, представлено постановление администрации Томического сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее на учет для внеочередного предоставления жилья.
В 2010 году Мовчан Ю.С. окончила ГОУ НПО <адрес> «Профессиональное училище №», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что закрепленное за Мовчан Ю.С. жилое помещение по адресу: <адрес> находится в разобранном состоянии и непригодно для проживания, постановлением главы <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, Мовчан Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма Мовчан Ю.С., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем, прокурор <адрес>, действуя в интересах Мовчан Ю.С., обратился с указанными требованиями в суд.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).
Суд считает, что положения указанного закона распространяются на Мовчан Ю.С., поскольку в настоящее время ей 21 год, ее мать лишена родительских прав, отца – нет, то есть в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории граждан на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Согласно абз.1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-03 от 11 апреля 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1,6,9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Указанным Порядком в п. 2 закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Министерство образования и науки <адрес> является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (п. 3 Порядка).
Пунктом 4 указанного Порядка обязанность по направлению в Министерство необходимых документов в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в http://192.168.0.100:8079/sub_11 пункте 1 настоящего Порядка, и проживающим в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 7 Порядка орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 названного Порядка расходования субвенций главный распорядитель средств областного бюджета производит перечисление субвенций муниципальным районам и городским округам.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы".
Согласно п. 5 названной программы Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма.
Таким образом, совершение всех юридически значимых действий, направленных на обеспечение данной категории граждан жильем возложено на администрацию муниципального района: она фактически определяет количество лиц данной категории на территории района, нуждающихся в жилье, и направляет о них сведения в Министерство для выделения денежных средств на приобретения жилья; является получателем данных средств, приобретает жилье и принимает решение о его предоставлении.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилья детям из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию района. В связи с чем исковые требования обоснованно заявлены прокурором к администрации <адрес>.
Суд не может принять во внимание доводы представителя администрации <адрес> о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является <адрес> в лице Министерства образования и науки <адрес> как главный распорядитель финансовых средств, поскольку в силу действующего механизма обеспечения данной категории лиц жильем, у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственных правоотношений с Правительством РФ не возникает.
На основании приведенных норм и установленных судом обстоятельств, Мовчан Ю.С. имеет право на внеочередное предоставление ей администрацией <адрес> жилого помещения на территории <адрес>. Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком – администрацией <адрес>, до настоящего времени жилое помещение Мовчан Ю.С. не предоставлено.
Суд не может принять во внимание доводы администрации о том, что им не выделяются в достаточном объеме денежные средства на покупку жилья для данной категории граждан, в связи с чем, они не имеют возможности обеспечить жильем всех нуждающихся, поскольку предоставление местными администрациями жилых помещений детям-сиротам законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования на приобретения жилья для указанной категории граждан и наличие указанных администрацией <адрес> обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истице.
Заявленные в интересах Мовчан Ю.С. требования, основаны на законе. Исходя из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора <адрес> о предоставлении Мовчан Ю.С. жилого помещения на территории <адрес> по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 7 Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О жилищной политике в <данные изъяты>» общая площадь предоставляемого жилого помещения установлена в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан.
В соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно отвечать ряду требований, в частности оно должно быть изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
С учетом изложенного, требования прокурора <адрес> о предоставлении по договору социального найма Мовчан Ю.С. благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Белогорского района, в интересах Мовчан Ю.С., к администрации муниципального образования Белогорского района о предоставлении жилья – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Белогорского района Амурской области предоставить Мовчан Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам применительно к данному населенному пункту, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение десяти суток со дня получения решения в окончательной форме.
Председательствующий _____________