РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Юрьевой И.С.
с участием прокурора Возжаевой О.А.
при секретаре Кучеренко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Амурской области в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Чекунова И.В., к администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белогорского района Амурской области обратился к администрации Белогорского района Амурской области с иском в интересах Чекунова И.В. по следующим основаниям:
На основании постановления главы Возжаевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Чекунов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учёт на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке от главы администрации Возжаевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования закреплённого за Чекуновым И.В. жилого помещения, дом, расположенный по <адрес> «а» в <адрес>, находится в разрушенном состоянии, непригоден для проживания. На основании части 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.49 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Чекунову И.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Белогорского района, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белогорского района Возжаева О.А. на исковых требованиях настаивала, пояснила суду, что Чекунов И.В. имеет статус лица из детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец Чекунов И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Чекунова А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. В ДД.ММ.ГГГГ Чекунов И.В. окончил вечернюю общеобразовательную школу № в <адрес>, однако, в нарушение требований ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, администрацией Белогорского района до настоящего времени жильём не обеспечен, проживает у родственников в <адрес>. В настоящее время проходит курс лечения в ОГУЗ «Амурский областной противотуберкулёзный диспансер» в г. Белогорске. ДД.ММ.ГГГГ Чекунов И.В. обратился в прокуратуру района с просьбой оказать помощь в получении жилья, обратиться в суд в защиту его интересов. На основании статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.49, 50 Жилищного кодекса РФ просила суд обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Чекунову И.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Белогорского района общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец Чекунов И.В. на исковых требованиях настаивал, в судебном заседании пояснил, что в малолетнем возрасте он остался без попечения родителей, его отец умер, а мать была лишена родительских прав. За ним был закреплено жильё, расположенное в <адрес> «а», однако к настоящему времени указанный дом разрушен, от него остался только фундамент. В ДД.ММ.ГГГГ он окончил вечернюю общеобразовательную школу № 1 г. Белогорска. Своего жилья он не имеет, временно проживает у родственников в <адрес>. Просил удовлетворить исковые требования о предоставлении ему жилья.
Представитель ответчика, администрации Белогорского района Амурской области, Климин В.Г. с иском прокурора согласился, не оспаривал право истца на внеочередное получение жилого помещения, так как Чекунов И.В. относится к категории лиц из детей, оставшихся без попечения родителей и его право на предоставление жилого помещения установлено федеральным законодательством и законодательством Амурской области; пояснил суду, что он лично, как представитель администрации Белогорского района, убедился, что жильё, закреплённое за Чекуновым в <адрес>, является несохраненным, от дома остался только фундамент; администрация Белогорского района согласна профинансировать приобретение жилого помещения для Чекунова И.В., средства для этого из областного бюджета поступили, однако порядок приобретения жилья в настоящее время предусматривает проведение аукциона, что до настоящего времени сделать не представилось возможным в силу объективных причин.
Представитель третьего лица на стороне истца - МУ Отдел образования Белогорского района специалист Бердникова И.Г. исковые требования прокурора поддержала, пояснив в судебном заседании, что Чекунов И.В. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, так как его отец умер, а мать была лишена родительских прав. За Чекуновым было закреплено жильё, в котором раньше он проживал с родителями, в <адрес>, однако в настоящее время данное жильё не сохранено и после окончания в ДД.ММ.ГГГГ общеобразовательной школы проживать Чекунову И.В. негде, временно он проживает у своих родственников в <адрес>. Постановлением главы Возжаевской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, Чекунов И.В. поставлен на учёт внеочередного получения жилья из фонда Возжаевской КЭЧ по достижению 18-летнего возраста или окончания учебного заведения. Отделом образования был подготовлен пакет документов для выделения денег на приобретение жилья для Чекунова, однако денежные средства из областного бюджета не поступили.
Представитель третьего лица администрации Возжаевского сельсовета Н. о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 марта, 12 октября 2007 г., 24 июня 2008 г., 16 марта 2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Государственные областные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные учреждения не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5.1 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Чекунов И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании постановления главы Возжаевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учёт на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для отнесения Чекунова И.В. к данной категории лиц послужило то обстоятельство, что в соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданным органом ЗАГС администрации Белогорского района, ДД.ММ.ГГГГ у него умер отец Чекунов В.И.; согласно решению Белогорского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, мать - Чекунова А.Ф. лишена родительских прав в отношении Чекунова И.В.. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Чекунов И.В. был определён в детское государственное учреждение; указанным постановлением на главу Возжаевской сельской администрации возлагалась обязанность закрепить за несовершеннолетним Чекуновым И.В. жилую площадь по адресу: <адрес>, с Возжаевка, <адрес> <адрес> Согласно справке об обучении в образовательном учреждении, Чекунов И.В. в ДД.ММ.ГГГГ закончил муниципальную общеобразовательную вечернюю школу № 1 г. Белогорска, в связи с чем ему выдан аттестат об основном общем образовании.
Как следует из объяснений прокурора Белогорского района, объяснений Чекунова И.В. и представителя ответчика, администрации Белогорского района Климина В.Г., дом, в котором проживала семья Чекунова И.В., в настоящее не сохранён, остался только фундамент, иного жилья у Чекунова нет. Данное обстоятельство также подтверждается справкой главы администрации Возжаевского сельсовета и актом обследования закреплённого за Чекуновым И.В. жилого помещения, согласно которым дом по адресу <адрес> №, ранее закреплённый за Чекуновым И.В., находится в разрушенном состоянии и не пригоден для проживания. Кроме того, отсутствие у Чекунова И.В. жилья подтверждается ответом государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ из МУП «Белогорсктехинвентаризация» о том, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве собственности Чекунова И.В. на недвижимость не значится.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Чекунов И.В., не имеющий закрепленного жилья, после окончания учебного заведения должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако, с момента окончания учебного заведения в 2009 году по день рассмотрения дела в суде жильем Чекунов И.В. не обеспечен, временно проживает в городе Белогорске у родственников.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждения исполнения наказания.
При установленных обстоятельствах, требования прокурора Белогорского района о предоставления Чекунову И.В. вне очереди жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно постановлению Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» лица указанной категории, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (пункт 2).
Согласно пункту 4 настоящего постановления органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанной категории, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство определенные настоящим Постановлением документы, на основании которых (пункт 5) Министерство образования и науки Амурской области принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
В соответствии с пунктом 9 настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.
Согласно пункту 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (утв. постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. N 113) (с изменениями от 6 февраля 2009 г.), органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Так как в Белогорском районе учетная норма предоставления площади жилого помещения не установлена при определении указанной нормы суд исходит из положений статьи 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (с изменениями от 26 февраля 2007 г., 24 ноября, 23 декабря 2008 г.), принятого областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года, согласно которой для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек. Аналогичная норма предоставления жилого помещения установлена постановлением № главы администрации Возжаевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Чекунова И.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Белогорского района Амурской области предоставить Чекунову И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, применительно к условиям данного населённого пункта, расположенное на территории Белогорского района Амурской области общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурской областной суд в срок 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
ПредседательствующийЮрьева И.С.