Р Е Ш Е Н И Е №
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области, в составе:
Председательствующего Баженовой Г.Б.,
С участием помощника прокурора Белогорского района Юлун А.К.,
При секретаре Романцовой В.А.,
Рассмотрел гражданское дело по заявлению Кандидата на должность Главы муниципального образования Белогорского района Шапкина В.А. об отмене решения муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом Воронкова А.М. на должность Главы муниципального образования Белогорский район,
У С Т А Н О В И Л :
Шапкин В.А. - кандидат на должность Главы муниципального образования Белогорского района обратился в суд с заявлением об отмене решения муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом Воронкова А.М. на должность Главы муниципального образования Белогорский район, указав, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальной избирательной комиссией Белогорского района назначены досрочные выборы главы муниципального образования Белогорского района, которые назначена на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением № муниципальной избирательной комиссией Белогорского района он зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования Белогорского района
Также ДД.ММ.ГГГГ решением № муниципальной избирательной комиссией Белогорского района зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования Белогорского района Воронков А.М.
Выдвижение Воронкова А.М. было осуществлено Белогорским районным отделением Амурского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Заявителю стало известно, что выдвижение Воронкова А.М. Белогорским районным отделением политической партии «ЛДПР», было осуществлено с нарушением норм Федерального и Областного законов, а именно было нарушено тайна голосования за кандидатуру при выдвижении Воронкова А.М. кандидатом.
В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»( № 67-ФЗ) выдвижение кандидатов, политическими партиями осуществляется в соответствие с Федеральным Законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах ( конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Закон Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» также определяет. Что выдвижение кандидата политической партии осуществляется в соответствии с ФЗ «О политических партиях». Ст. 25 п.4 данного закона определяет порядок выдвижения кандидатов в депутаты и иные выборные должности в том числе и органы местного самоуправления.
Федеральный закон № 67-ФЗ и Закон Амурской области определяют понятия тайного голосования и порядок его проведения.
Согласно пп.2 п.9 ст.44 Закона Амурской области № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» основанием для отказа в регистрации кандидата являются – для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Учитывая данные обстоятельства, заявитель полагает. что муниципальная избирательная комиссия Белогорского района должна была отказать в регистрации Воронкову А.М.
В судебное заседание заявитель Шапкин В.А. не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела был надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Шапкина В.А. – Дернейко В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, поясняя, что при регистрации кандидата Воронкова А.М. на должность главы муниципального образования Белогорский район, было нарушено равенство прав кандидатов, то есть Шапкину В.А. стало известно о том, что при выдвижении кандидата Воронкова А.М. на собрании Белогорского районного отделения Амурского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» были нарушены требования Федеральных законов и Закона Амурской области о проведении тайного голосования. Не соблюдение данных требований при выдвижении кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», в соответствие с пп 2 п.9 ст. 44 Закона Амурской области -222-ОЗ, является основанием отказа в регистрации кандидата. Учитывая данные обстоятельства, а также равенство прав кандидатов при регистрации, просил решение муниципальной избирательной комиссии Белогорского района № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Воронкова А.М. кандидатом на должность главы муниципального образования Белогорский район – отменить.
Заинтересованное лицо- Воронков А.М. требования Шапкина В.А. находит несостоятельными по тем основаниям, что процедура выдвижения и голосования за его кандидатуру не была нарушена, голосование проходило тайное.
Представитель заинтересованного лица, адвокат Михалевич С.В., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, просила заявление Шапкина В.А. оставить без удовлетворения по тем основания, что согласно п.5 ст. 37 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», выдвижение кандидатов политической партией осуществляется в соответствие с федеральным законом «О политических партиях», а данный закон регулирует порядок принятия решений партией, в том числе и принятие решений о выдвижении кандидатов в депутаты и на иные выборочные должности в органах местного самоуправления.
Документы, представленные в муниципальную избирательную комиссию районным отделением политической партии ЛДПР о выдвижении кандидата Воронкова А.М., были приняты, замечаний по данным документам не поступило, в связи с чем Воронков А.М. был зарегистрирован как кандидат на должность главы МО Белогорский район.
Выдвижение кандидата Воронкова А.М. на собрании в Белогорском районном отделении политической партии «ЛДПР», проходило с участием счетной комиссии, при наличии бюллетеней для голосования, опечатанной урны и с созданием условий для нахождения голосующих в отдельном зале. Тайность голосования- то есть голосование исключающее контроль за волеизъявлением избирателя было соблюдено. Следовательно, в заявленных требованиях кандидату Шапкину В.А. об отмене решения муниципальной избирательной комиссии о регистрации Воронкова А.М. кандидатом на должность главы МО Белогорский район надлежит отказать.
Заинтересованное лицо – председатель муниципальной избирательной комиссии Фокин В.Ф. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную избирательную комиссию поступили документы от Белогорского районного отделения Амурского регионального отделения политической партии ЛДПР о выдвижении кандидатом на должность Главы муниципального образования Белогорского района Воронкова А.М. Документы, представленные Белогорским районным отделением Амурского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», в том числе и протокол собрания, от ДД.ММ.ГГГГ оформлены были надлежащим образом, замечаний у избирательной комиссии по данным документам не поступило, в связи с чем решением муниципальной избирательной комиссии Воронков А.М. был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО Белогорский район.
Однако, он Фокин В.Ф., полагает, что при выдвижении Воронкова А.М. кандидатом на должность главы МО Белогорский район имело место нарушение законодательства о выборах, то есть был нарушен принцип тайности голосования за кандидата. Он по приглашению координатора Белогорского районного отделения Амурского регионального отделения политической партии ЛДПР, присутствовал на собрании ДД.ММ.ГГГГ и обратил внимание на то, что не было специально оборудованных кабинок или специально отведенного места, где голосующий мог бы самостоятельно принять решение. Счетной комиссией выдавались бюллетени членам партии и, они не удаляясь в другую комнату, заполняли данные бюллетени и опускали их в урну, которая надлежащим образом не была опечатана. Кроме того, бюллетени не соответствуют форме, хранятся они также не должным образом. Учитывая данные обстоятельства, он находит требования заявителя Шапкина В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, которая полагала, что требования кандидата на должность главы муниципального образования Белогорский район Шапкина В.А. не подлежат удовлетворению, суд пришел к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с частью первой статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как следует из представленных в суд документов Постановлением избирательной комиссии Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована территориальная избирательная комиссия Белогорского района, председателем данной комиссии согласно постановлению избирательной комиссии Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ назначен Фокин В.Ф.
Постановлением избирательной комиссии Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии муниципального образования Белогорского района возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес> со сроком полномочий ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании Решением муниципальной избирательной комиссии Белогорского района № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении досрочных выборов главы муниципального образования Белогорского района на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение было опубликовано в средствах массовой информации газете «Просто газета».
В муниципальную избирательную комиссию Белогорского района документы кандидата Воронкова А.М. поступили ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленного в суд решения муниципальной избирательной комиссии Белогорского района № от ДД.ММ.ГГГГ Воронков А.М. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Белогорского района, выдвинутого Белогорским районным отделением ЛДПР.
Решением муниципальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ также кандидатом на должность главы муниципального образования Белогорского района был зарегистрирован Шапкин В.А.. Выдвинутый самовыдвижением, сбор подписей избирателей.
Из представленного в суд протокола муниципальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении необходимых для регистрации кандидата документов, представленных Воронковым А.М. замечаний не имелось, все документы представлены в соответствии Закона Амурской области "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области", закона РФ «О политических партиях».
Зарегистрированный кандидат Шапкин В.А., в срок, установленный ст. 260 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением об отмене решения № муниципальной избирательной комиссии о регистрации Воронкова А.М. кандидатом на должность главы муниципального образования Белогорский район, указав, что ему со слов председателя муниципальной комиссии, стало известно о нарушении тайны голосования за при выдвижении кандидата Воронкова А.М.
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
П.24. ст. 38 данного закона определяет, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно п. 2 ст. 35 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Статья 37 Закона Амурской области от 26 июня 2009 г. N 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" также определяет, что выдвижение кандидата, списка кандидатов политической партией осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Федеральный закон от 11 июля 2001г. N 95-ФЗ"О политических партиях" ст. 25, предусматривает, что выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Ст. 21 п.2.9 ФЗ от 11 мая 2001 года № 95 ФЗ «О политических партиях» определяет, что Устав политический партии включает в себя порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Указанный порядок определяется политическими партиями самостоятельно, и определяет:- порядок голосования по указанным вопросам.
В судебное заседание представлен Устав политической партии «Либерально- демократическая партия России», согласно п. 6.14, раз.6 которого – решение о выдвижении кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления принимаются тайным голосованием по кандидатурам, представленным Координационным Советом регионального отделения.
Представителем заинтересованного лица – Воронкова А.М. в суд представлена выписка из протокола № заседания координационного Совета Амурского регионального отделения ЛДПР, из которого следует, что процедура тайного голосования строго не регламентирована, поскольку процедура выдвижения кандидата не является выборами. Но при этом при тайном голосование должны быть списки выдачи бюллетеней, сами бюллетени, ящик для тайного голосования, опечатанный двумя подписями членов счетной комиссии.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Я. пояснил, что он также присутствовал на собрании Белогорского районного отделения Амурского регионального отделения ЛДПР и находит, что принцип тайного голосования при выдвижении кандидата Воронкова А.М. был соблюден, поскольку каждый из голосующих получил бюллетень, в котором имел возможность сделать отметку без контроля со стороны за его волеизъявлением.
Свидетель Г. суду показал, что он являлся председателем собрания, на котором проходило голосование за выдвижение кандидата на должность главы МО Белогорский район. Всем присутствующим членам партии были розданы бюллетени -19 шт, оставшиеся были уничтожены. Для голосующих имелась реальная возможность самостоятельно принять решения, то есть выйти в отдельное помещение и сделать отметку в бюллетене. Бюллетени опускались в урну для голосования, которая была опечатана. Счетная комиссия в составе двух человек пересчитала бюллетени, после чего был оглашен протокол счетной комиссии.
Кроме того, допрошенные в судебном заседании свидетели Л., П., Н., пояснили, что голосование за выдвигаемого кандидата Воронкова А.М. было тайным, поскольку им под роспись были розданы бюллетени, в которых они делали отметки, а затем данные бюллетени опускали в опечатанную урну. Каждый из них руководствовался своим убеждением при голосовании за данную кандидатуру, контроля за их действиями со стороны руководства отделения партии, или других лиц не было. У голосующих имелась реальная возможность выйти в другое помещение, для заполнения бюллетеня, но не все использовали данную возможность, не считая её обязательной.
То есть в судебном заседании не установлено, что при проведении голосования за выдвижение кандидата Воронкова А.М. имелся какой-либо контроль за волеизъявлением голосующих. Суду не представлены доказательства нарушения процедуры проведения тайного голосования, проводимого на собрании <адрес> отделения политической партии «ЛДПР».
Статья 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Конституционный принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением. Тайное голосование подразумевает, что каждому голосующему должна быть предоставлена возможность такого голосования, которое не повлекло бы за собой обнаружения того, как он голосовал или намерен голосовать.
Наиболее распространенно тайное голосование бюллетенями, которые заполняются избирателями ( голосующими) в особой комнате или кабине и опускаются в избирательный ящик ( урну) в сложенном виде или специальном конверте.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица Воронкова А.М. – адвоката Михалевич С.В., что тайное голосование - такое голосование, при котором информация о привязке качества волеизъявления к фамилии гражданина отсутствует. Тайное голосование предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя, не зависит от процедуры голосования, а лишь определяет доступность к информации об индивидуальных волеизъявлениях депутатов.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетелей, голосующих на собрании за кандидата на должность главы МО Белогорский район, выдвижение Воронкова А.М. проходило с участием счетной комиссии, с применением бюллетеней для тайного голосования, не содержащих указаний на лицо, их заполняющее, с применением опечатанной урны для сбора бюллетеней, с созданием условий для нахождения голосующих в отдельном зале.
В соответствии с частью 1 статьи 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит, что принцип тайного голосования при проведении собрания Белогорского районного отделения «ЛДПР» по выдвижению кандидата на должность главы МО Белогорский район, нарушен не был.
Согласно Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Амурской области от 26 июня 2009 г. N 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области", выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", который в свою очередь определяет, что порядок выдвижения кандидатов устанавливается Уставом политической партии.
Суд находит несостоятельной ссылку представителя заявителя Шапкина В.А. на п. 2 ст. 72 Закона Амурской области от 26 июня 2009 г. N 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области", который определяет, что в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.
Поскольку, согласно преамбуле, данный закон устанавливает гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и определяет порядок и механизм подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления области, следовательно не может быть применим для реализации процедуры выдвижения кандидата от политической партии на выборную должность.
Суд не учитывает показания заинтересованного лица Фокина В.Ф. и свидетеля Р. о том, что на проводимом собрании Белогорского районного отделения политической партии «ЛДПР» по выдвижению кандидата на должность главы МО Белогорский район был нарушен принцип тайного голосования, поскольку при поступлении в муниципальную избирательную комиссию документов на кандидата Воронкова А.М., у председателя комиссии и её членов замечаний по представленным документам не имелось. Согласно представленного протокола № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальной избирательной комиссии Белогорского района, представленные кандидатом Воронковым А.М. документы соответствовали требованиям Закона Амурской области "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области", а также Закону РФ «О политических партиях».
Поскольку в судебном заседании не нашло подтверждение заявление Шапкина В.А. о нарушении действующего законодательства при проведении собрания о выдвижении кандидата на должность главы МО Белогорский район Воронкова А.М., то в удовлетворении его требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Кандидата на должность Главы муниципального образования Белогорского района Шапкина В.А. об отмене решения муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом Воронкова А.М. на должность Главы муниципального образования Белогорский район оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий ____________________