об отмене решения МИК об отказе в регистрации кандидата на должность главы сельсовета и обязании зарегистрировать кандидатом на должность главы сельсовета



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                    г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Юрьевой И.С.

с участием прокурора Юлун А.К.

при секретаре Кучеренко И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Чепковой Ж.Н. на решение муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета, -

У С Т А Н О В И Л :

    Чепкова Ж.Н. обратилась с указанной жалобой в Белогорский районный суд по тем основаниям, что решением муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета на основании статьи 44 п.9 п.п. 7 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области»: двенадцать подписей из тридцати в подписных листах, представленных ею в избирательную комиссию, были признаны недействительными в связи с тем, что дата внесения подписей избирателями указана в сокращенном виде: после указания месяца «04.» проставлено не «2011», а «11». Полагая решение комиссии не основанным на законе, Чепкова Ж.Н. просила суд отменить решение комиссии и обязать МИК Томичевского сельсовета зарегистрировать ее кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета.

В судебном заседании Чепкова Ж.Н. на доводах жалобы настаивала, пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета о выдвижении своей кандидатуры на должность главы Томичевского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ она представила в комиссию подписные листы в поддержку выдвижения ее кандидатуры в количестве тридцати подписей, однако ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета, по итогам которого было принято обжалуемое решение. Считает отказ в регистрации незаконным, а признание 12 подписей в подписных листах недействительными из-за наличия сокращений в дате внесения подписей избирателями необоснованным, так как указанные сокращения не препятствуют однозначному восприятию указанных сведений и не могут служить основанием для признания подписей недействительными. Чепкова Ж.Н. просила решение муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета отменить и обязать комиссию зарегистрировать ее кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета.

Председатель муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области Тимофеева И.Ю. с жалобой Чепковой Ж.Н. не согласилась, суду пояснила, что решением Томичевского сельсовета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы главы Томичевского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ. Необходимое количество действительных подписей, собранных для выдвижения кандидата на указанных выборах, установлено в количестве 26 подписей. ДД.ММ.ГГГГ от Чепковой Ж.Н. поступило заявление в муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета о выдвижении ее кандидатуры на должность главы Томичевского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ Чепкова Ж.Н. представила в комиссию подписные листы в поддержку выдвижения ее кандидатуры. Для проверки подписных листов, представленных кандидатом Чепковой Ж.Н., была создана рабочая группа в составе членов К., С. и Ф., которая установила, что 12 из 30 подписей в подписных листах являются недействительными: лист <данные изъяты> на основании ст.43 п.7 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». ДД.ММ.ГГГГ прошло заседание муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета, принявшее решение от отказе в регистрации Чепковой Ж.Н. кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета на основании статьи 44 п.9 п.п.7 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». Считает решение комиссии законным и обоснованным, так как в 12 из 30 подписей избирателей в подписных листах, представленных Чепковой Ж.Н., являются недействительными в связи с нарушением порядка их оформления: даты внесения подписей избирателей в двенадцати случаях сокращены, год указан не полностью «2011», а «11», что препятствует однозначному восприятию сведений, содержащихся в подписных листах. Просила в удовлетворении жалобы Чепковой Ж.Н. отказать.

     Представитель третьего лица председатель территориальной избирательной комиссии Белогорского района Амурской области Фокин В.Ф. с заявлением Чепковой Ж.Н. не согласился, в судебном заседании пояснил, что решение муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета об отказе Чепковой Ж.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета считает законным, так как закон – статья 43 п.9 Закона Амурской области « О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» допускает в подписных листах сокращения лишь в сведениях об избирателях, каковыми являются первые четыре графы подписного листа: фамилия, имя, отчество; год рождения, адрес места жительства, серия, номер, дата выдачи паспорта или иного документа, заменяющего паспорт. Графа «Дата внесения подписи» не относится к сведениям об избирателях, поэтому сокращения в ней не допускаются, как следует из смысла избирательного законодательства. Кроме того, допускаются лишь общепринятые сокращения, а сокращения года до двух последних цифр не является таким общепринятым сокращением, не используется в официальных документах. При указанных обстоятельствах, муниципальная избирательная комиссия Томичевского сельсовета обоснованно признала 12 подписей избирателей в подписных листах, представленных Чепковой Ж.Н., недействительными и отказала ей в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета. Кроме того, просил суд обратить внимание на то обстоятельство, что подписи избирателей, как следует из содержания подписных листов, собирал Д., который является главой крестьянско-фермерского хозяйства и в соответствии с п.4 ст.40 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ не мог участвовать в процессе сбора подписей.

    Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя муниципальной избирательной комиссии, представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего жалобу Чепковой Ж.Н. обоснованной и подлежащей удовлетворению, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

    В соответствии с частью первой статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

    Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

    В судебном заседании установлено, что Решением муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы главы Томичевского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель Чепкова Ж.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета с заявлением, в котором уведомила комиссию о выдвижении своей кандидатуры и согласии баллотироваться на должность главы Томичевского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ Чепкова Ж.Н. предоставила в муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета подписные листы в поддержку выдвижения ее кандидатуры на должность главы Томичевского сельсовета.

      Регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии условий, установленных статьей 42 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», в перечень условий входит предоставление необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (п.2 части 1 статьи 42). Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, и оформления подписных листов установлен статьей 41 настоящего закона.

    Судом установлено, что Чепковой Ж.Н. ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены в муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета подписные листы в сброшюрованном, пронумерованном виде, заверенные кандидатом, содержащие тридцать подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения, что соответствует необходимому количеству подписей, установленному решением муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (26).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, в том числе соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

     Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах Чепковой Ж.Н. решением комиссии была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии, которая ДД.ММ.ГГГГ из 30 проверенных подписей избирателей признала действительными 18, недействительными – 12, в том числе лист <данные изъяты> на основании статьи 43 п.7, лист с <данные изъяты> основании ст.43 п.7. ДД.ММ.ГГГГ решением муниципальная избирательная комиссия Томичевского сельсовета отказала Чепковой Ж.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета на основании ст.44 п.9 п.п.7 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ.

    В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

    Как пояснила в судебном заседании председатель избирательной комиссии Тимофеева И.Ю. основанием признания 12 подписей недействительными является часть 7 статьи 43 Закона № 222-ОЗ, согласно которой недействительными признаются подписи, собранные с нарушением порядка оформления. В представленных Чепковой подписных листах даты внесения подписей избирателей в двенадцати случаях сокращены - год указан не полностью «2011», а «11», что препятствует однозначному восприятию сведений, содержащихся в подписных листах. Других оснований для признания подписей недействительными не установлено, недостоверных подписей при проверке также не установлено.

Исследовав подписные листы, представленные Чепковой Ж.Н. в муниципальную избирательную комиссию, суд приходит к выводу о несоответствии закону решения избирательной комиссии об отказе в регистрации при установленных обстоятельствах.

Согласно части 7 статьи 43 Закона № 222-ОЗ, недействительными подписями признаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, установленного статьями 40-41 настоящего Закона, а также периода сбора подписей, указанного в пункте 2 статьи 36, пунктах 4 статей 37, 38.

Порядок оформления подписных листов установлен статьей 41 Закона, согласно части 1 которой подписные листы изготавливаются кандидатами, избирательными объединениями самостоятельно по установленным формам (приложения N 2-4 к настоящему Закону) за счет средств соответствующего избирательного фонда. В каждом подписном листе в поддержку выдвижения кандидата указываются фамилия, имя, отчество, гражданство Российской Федерации, дата рождения, место работы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в подписном листе указываются сведения об этом с указанием наименования представительного органа.

В соответствии с частью 6 настоящей статьи, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату его выдачи, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом, использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Таким образом, требованиями, которые закон предъявляет к оформлению подписи избирателя и даты ее внесения, является собственноручное внесение даты избирателем, рукописный способ ее внесения и запрет использования карандашей при заполнении. Из подписных листов видно, что 12 подписей, признанных избирательной комиссией недействительными, проставлены чернилами, не карандашом, рукописным способом, о том, что даты внесения указанных подписей проставлены не собственноручно избирателями, а другими лицами избирательной комиссией не заявлялось ни при проверке подписных листов, ни в судебном заседании.

Во всех 12 случаях дата внесения подписи избирателя имеет сокращения в написании года, вместо «2011 год», указано «11 г.», что, по мнению избирательной комиссии, препятствует однозначному восприятию сведений об избирателе и о дате внесения подписей.

В соответствии с п. 3 части 9 статьи 43 Закона № 222-ОЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Доводы представителя третьего лица территориальной избирательной комиссии Белогорского района Фокина В.Ф. о том, что вышеизложенные положения закона (п. 3 части 9 статьи 43) не распространяются на графу «дата внесения подписи», поэтому внесение сокращений в указанную главу нарушает положения избирательного законодательства суд находит основанными на неправильном толковании и применении норм избирательного законодательства.

В Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Краснов и Скуратов против Российской Федерации» приведена следующая правовая позиция: «Европейский суд повторяет, что в статье 3 Протокола № 1 к Конвенции скрытым образом закреплены право избирать и право быть избранным. Хотя эти права являются важными, они не абсолютны. В своих внутригосударственных правовых системах Договаривающиеся Стороны подвергают право избирать и право быть избранным ограничениям, которые, в принципе, не запрещаются статьей 3. Государства располагают широкой свободой усмотрения в этом вопросе, но именно Европейский суд должен окончательно определить, были ли соблюдены требования Протокола N 1 к Конвенции. Европейский суд также повторяет, что объект и цель Конвенции, являющейся инструментом защиты прав человека, требуют, чтобы положения Конвенции толковались и применялись таким образом, чтобы сделать содержащиеся в них нормы не теоретическими или иллюзорными, а применимыми на практике и эффективными. Право участвовать в выборах в качестве кандидата, гарантированное статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции и содержащееся в концепции истинно демократического режима, будет иллюзорным, если человека можно в любой момент произвольно лишить этого права. Следовательно, хотя государства действительно располагают широкой свободой усмотрения при установлении - абстрактно - условий для участия кандидата в выборах, принцип эффективности права требует, чтобы вывод о несоблюдении кандидатом на выборы указанных условий отвечал ряду критериев, выработанных для предотвращения вынесения произвольных решений».

Отказ в регистрации кандидата, в том числе в связи с представлением недостаточного количества достоверных (действительных) подписей избирателей, является мерой государственно-правовой ответственности за нарушение кандидатом условий участия в выборах.

По смыслу статей 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2) Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве законы, устанавливающие ответственность, в том числе за нарушение избирательного законодательства, должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает систему избирательного законодательства в Российской Федерации.

Формальная определенность норм избирательного законодательства предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость нормы избирательного законодательства может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению избирательными комиссиями, государственными органами и должностными лицами в их отношениях с участниками избирательного процесса и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства.

На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, проверяя на соответствие Конституции РФ нормы законодательства, устанавливающие какой-либо вид государственно-правовой ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 года № 3-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 года № 9-П и др.).

Поэтому перечень оснований признания подписи избирателя недействительной, предусмотренный ст.43 Закона Амурской области № 222-ОЗ, следует признать исчерпывающим, а саму норму не подлежащей расширительному толкованию.

Доводы представителя избирательной комиссии о том, что сокращение при указании на год в дате внесения подписи препятствуют однозначному восприятию сведений о ее внесении, что влечет признание подписей недействительными, суд находит несостоятельными, поскольку данные сведения не ставят под сомнение то обстоятельство, что подписи были внесены в 2011 году. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, и объяснениями представителя избирательной комиссии о том, что при проверке подписных листов Чепковой Ж.Н. у рабочей группы не возникло сомнений в соблюдении Чепковой Ж.Н. периода сбора подписей, который определен п.2 ст.36 Закона.

        Таким образом, в судебном заседании доводы жалобы Чепковой Ж.Н. о незаконности решения муниципальной избирательной комиссии об отказе в регистрации ее кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета нашли свое подтверждение. Незаконный отказ Чепковой Ж.Н. в регистрации ее кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета, нарушил ее избирательные права, поэтому ее требования подлежат удовлетворению.

    Что касается доводов представителя третьего лица о том, что при сборе подписей Чепковой Ж.Н. были допущены иные нарушения, в частности, сбор подписей осуществлял глава крестьянско-фермерского хозяйства Д., то суд при вынесения решения не рассматривает данные доводы, так как они выходят за пределы обжалуемого Чепковой Ж.Н. решения и не были основанием для отказа заявительнице в регистрации.

      В судебном заседании установлено, что Чепковой Ж.Н. в муниципальную избирательную комиссию было представлено 30 действительных подписей избирателей, поддержавших ее выдвижение кандидатом на должность главы муниципального образования Томичевский сельсовет, указанные подписи являются достоверными, поэтому Чепкова Ж.Н. подлежит регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Томичевский сельсовет.

    В соответствии с частью 1 статьи 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Согласно части 3 статьи 92 Закона Амурской области « О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, или иное решение комиссии.

         Принимая во внимание, что после вынесения обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было отменено в связи с тем, что в решении не была указана полностью причина отказа в регистрации и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чепковой Ж.Н. в регистрации кандидатом, признанию незаконным подлежит и решение от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197, 261 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л :

    Жалобу Чепковой Ж.Н. на решение муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета удовлетворить.

    Признать решения муниципальной избирательной комиссии Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чепковой Ж.Н. в регистрации кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета незаконными.

    Обязать муниципальную избирательную комиссию Томичевского сельсовета Белогорского района Амурской области зарегистрировать Чепкову Ж.Н. кандидатом на должность главы Томичевского сельсовета Белогорского района.

     Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в срок 5 дней со дня его принятия.

Председательствующий                                                                    Юрьева И.С.