ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е №
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,
С участием помощника прокурора Белогорского района Юлун А.К.,
При секретаре Романцовой В.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Белогорского района в защиту прав Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Аксеновой А.М. о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белогорского района обратился в суд с иском к ответчице по тем основания, что прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения, в ходе которой установлено следующее.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 г. N 780"Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", подп. «а» п. 1 Изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. N 717 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
В соответствии с п.п.7, 8 Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545, основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после получения территориальными органами Ростехнадзора информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Аксенова А.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <данные изъяты> по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный номер №
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП Аксёнова А.М. осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Таким образом, ИП Аксёнова А.М. осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
Однако, согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области, ИП Аксенова А.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст.ст. 51 ч.1, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта РФ – 40%, в местный бюджет – 40%.
Отсутствие регистрации ИП Аксёнова А.М. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, Белогорского района денежных средств, что в свою очередь отражается на финансировании обязательств, в том числе в природоохранной сфере.
В связи с чем, прокурор Белогорского района просил признать бездействие ИП Аксеновой А.М. в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и непринятия мер по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, незаконным.
Обязать ИП Аксенову А.М. произвести расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что срок для постановки на учет ИП Аксеновой А.М. в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду был установлен в предварительном судебном заседании до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчица требования прокурора не исполнила до настоящего время.
Ответчица ИП Аксенова А.М. в судебное заседание не явилась, о дате и места рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется её расписка.
Поскольку ответчица не просила отложить рассмотрение данного дела и не представила суду доказательств уважительности своего отсутствия, суд с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося ответчика Аксеновой А.М.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Амурской области в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в их отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласен в полном объеме.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает возможным требования прокурора удовлетворить.
В судебном заседании установлено, что Аксенова А.М. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, то есть осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области, ИП Аксенова А.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В предварительном судебном заседании ИП Аксёнова А.М. поясняла, что она не встала на учет как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также и не вносила указанную плату в силу незнаний требований правоохранительного законодательства, однако до судебного заседания она произведен указанный платеж, то есть требования прокурора она признает и устранит данные нарушения в ближайшее время.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, который регулирует отношения в сфере взаимоотношения общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствие со ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе «Об охране окружающей среды».
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г № 284-0 платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями право осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично- правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В силу ст.ст. 51 ч.1, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта РФ – 40%, в местный бюджет – 40%.
Таким образом, судом установлено, что отсутствие регистрации ИП Аксенова А.М. в качестве природопользователя влечет невнесение данным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь, влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области денежных средств, что в свою очередь отражается на финансировании обязательств, в том числе в природоохранной сфере. Вышеуказанные нарушения прав неопредленного круга граждан подлежит устранению путем возложения обязанности на ИП Аксенову А.М. встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, требования прокурора Белогорского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 193-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Белогорского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Аксеновой А.М. в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и непринятие мер по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области.
Обязать индивидуального предпринимателя Аксенову А.М. произвести расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий _____________