Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Ситниковой Е.С.
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием заместителя Свободненского транспортного прокурора Суханова Д.О., представителя ОАО «РЖД» Кабанова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ,
УСТАНОВИЛ:
Свободненский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что в результате проведенной проверки на предмет надлежащего технического состояния пассажирских посадочных платформ остановочного пункта <данные изъяты> расположенного на <данные изъяты> км, перегона <адрес>, было установлено, что на указанном участке железной дороги для посадки и высадки пассажиров производят остановки пригородные поезда №, № сообщением <адрес> и пригородные поезда №, 6417 сообщением <адрес>. Однако в нарушение «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», ст. 80 Устава железнодорожного транспорта РФ и ст.ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» посадочные платформы, отвечающие требованиям п.п. 2.1, 5.1, 5.3, 5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ на указанном участке дороги отсутствуют. Пассажиры производят посадку и высадку на земляное полотно (землю), на остановочном пункте <данные изъяты>, расположенном на <данные изъяты> км, посадочные платформы не оборудованы навесами или павильонами. Данные посадочные платформы находятся в собственности ОАО «РЖД», бездействие которого создает опасность для здоровья и жизни граждан и создает угрозу причинения вреда их имуществу. На основании чего просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ <данные изъяты> расположенных на <данные изъяты> км перегона <адрес> в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ – 756; обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного остановочного пункта <данные изъяты> расположенных на <данные изъяты> км перегона <адрес> навесом или павильоном в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.
В судебном заседании Свободненский транспортный прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО «РЖД» Кабанов Н.М. исковые требования не признал, суду пояснил, что остановка на <данные изъяты> км на пл. <данные изъяты>, указанная в служебном расписании на ДД.ММ.ГГГГ г.г. предназначена для технологических нужд работников ОАО «РЖД» для определенного круга лиц. В данном месте населенного пункта нет, посадка и высадка пассажиров на данной остановке не производится. Данная платформа не включена в перечень платформ, находящихся на балансе <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ. Просил в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Как следует из ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно п. 2.1. Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756, сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.
В силу п. 5.1. названных Правил, платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров, а также пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами и павильонами.
Навесы и павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 5.3 указанных Правил, пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.
Пунктом 1 распоряжения МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №р действие указанных правил распространено на ОАО «Российские железные дороги» до принятия технического регламента, который на сегодняшний день не принят.
Судом установлено, что согласно служебному расписанию движения пригородных поездов на ДД.ММ.ГГГГ.г., пригородные поезда № и № сообщением <адрес> и пригородные поезда № и № сообщением <адрес> производят стоянку продолжительностью 1 минута на остановочной площадке <данные изъяты>, расположенной на <данные изъяты> км главного хода Транссибирской магистрали.
Исходя из того, что по пути следования пригородных поездов, производящих перевозку пассажиров, расписанием поездов предусмотрена остановка на остановочной площадке <данные изъяты> сторонами не оспаривается, что данная остановка производится, на ней допускается посадка и высадка пассажиров, суд соглашается с доводами прокурора о том, что она производится, в том числе с целью посадки и высадки пассажиров, а возражения представителя ответчика об использовании данной остановки только в технических целях при установленных обстоятельствах не может принять во внимание.
Сторонами не оспаривается, что данная посадочная платформа не оборудована надлежащим образом, посадка и высадка пассажиров осуществляется на земляное полотно (землю), отсутствуют навесы, что свидетельствует о нарушении действующих требований к состоянию пассажирских платформ и остановочных пунктов на данном участке железной дороги.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» организации, независимо от организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном им порядке.
Поскольку железная дорога является источником повышенной опасности, то посадочные платформы должны быть оборудованы надлежащим образом, а навесы и павильоны на остановочном пункте выполнять защитные функции для граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, их отсутствие создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, угрозу причинения вреда их имуществу.
Из ответа начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении следует, что платформа, расположенная на <данные изъяты> км перегона <адрес> не является балансовой единицей <данные изъяты>. Однако ответчиком не оспаривается факт принадлежности данного участка железной дороги ОАО «Российские железные дороги».
Пунктом 2 Распоряжения МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №р установлено, что ОАО «РЖД» самостоятельно принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО (в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», железнодорожного подвижного состава и их оборудования, а также по иным вопросам, поименованным в ч. 2 указанного пункта.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу приведенных норм и установленных обстоятельств, обязанность по обустройству действующих остановочных пунктов, включая посадочные платформы <данные изъяты>, расположенные на <данные изъяты> км, перегона <адрес>, лежит на ОАО «Российские железные дороги» как собственнике имущества.
С учетом изложенного, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает, что круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта непостоянен, индивидуализировать его не представляется возможным, предъявление иска преследует цель предупреждения возникновения вреда, в связи с чем прокурором обоснованно заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц в силу ст. 45 ГПК РФ.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ, - удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ установить пассажирские посадочные платформы, расположенные на <данные изъяты> км перегона <адрес> в соответствие с «Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ» (утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756 в ред. от 03.07.2001, с изм. От 09.03.2004).
Обязать ОАО «Российские железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного пути остановочного пункта <данные изъяты>, расположенного на <данные изъяты> км перегона <адрес> навесом или павильоном в соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ» (утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756 в ред. от 03.07.2001, с изм. От 09.03.2004).
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: