о признании права собственности



                                        

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                    Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курдюковой И.Г. и Курдюкова И.В. к Администрации Светиловского сельсовета о признании права совместной собственности на квартиру и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства,

                                     У С Т А Н О В И Л :

    Истцы обратились в суд с данными исковыми требованиями по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ они добросовестно, открыто и непрерывно владеют жилым домом и земельным участком, расположенными в <адрес> как своими собственным.

     В настоящий момент у них возникла необходимость зарегистрировать право собственности на вышеуказанный дом. У них имеется кадастровый паспорт помещения, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также технический паспорт жилого дома.

Кроме того, имеется кадастровый паспорт на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельному участку, в пределах которого расположен дом, присвоен кадастровый , разрешенное пользование – для ведения подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты> кв.м. Данный земельный участок они также используют с ДД.ММ.ГГГГ.

    В силу изложенного истцы просят признать за ними право совместной собственности на квартиру в двухквартирном жилом доме с надворными постройками. Кроме того, просят признать за ними право совместной собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>.2, <адрес>, поскольку данным имуществом они пользуются более 15 лет.

    Данное имущество не является областной, федеральной и муниципальной собственностью, не обременено правами других лиц и не внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

     В судебном заседании истцы, требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

     Истица Курдюкова И.Г. в судебном заседании пояснила, что они с мужем ДД.ММ.ГГГГ, как молодые специалисты приехали по распределению на работу в колхоз <адрес>. Колхозом им была выделена в двух квартирном жилом доме, <адрес> в <адрес>. Никаких документов на данное жилое помещение им не выдавали, но они с ДД.ММ.ГГГГ пользовались данным домом и земельным участком как свои собственным. После банкротства колхоза «<данные изъяты>», примерно в ДД.ММ.ГГГГ, жилье и в частности их квартира не передавалась в собственность, ни администрации <адрес> сельсовета, ни <адрес>, данное жилье перестало иметь собственника. Поскольку они открыто, добросовестно и непрерывно более 15 лет владеют квартирой и земельным участком, то они вправе приобрести право собственности на данное жилое помещение и земельный участок в силу приобретательной давности.

     Истец Курдюков И.В. свои требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

     Представитель ответчика – Глава администрации <адрес> сельсовета С. полагает возможным исковые требования истцов удовлетворить. Данное дело просит рассмотреть в их отсутствие.

     Представитель третьего лица – Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> отдел, в отзыве на исковое заявление истцом пояснил, что указанными требованиями не затрагиваются имущественные права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в отношении указанного имущества отсутствует спор о праве между Управлением Росреестра по <адрес> и сторонами по делу.

    В силу ст. 28 ФЗ 122—ФЗ от 21 июля 1997 г «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда, вступившее в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Предъявление требования о признании права собственности имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления иска является отсутствие обязательственных отношений между истцом и ответчиком.

По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен в силу ст. 218 ГК РФ доказать наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.

    Правовые нормы, содержащиеся в ст. 234 ГК РФ, предусматривают возможность приобретения права собственности на имущество не по основаниям, установленным ст. 218 ГК РФ, а за давностью фактического владения имуществом, которое не имеет собственника; собственник которого неизвестен; либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности.

    В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо- гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Закон не конкретизирует условий поступления имущества во владение, предоставляющих возможность приобретения права собственности в силу приобретательной давности, ограничиваясь лишь указанием на то, что лицо не является собственником имущества. Однако в п. 15 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что нормы ст. 234 ГК РФ не подлежат применению, если владение осуществлялось на основании договора (аренды, хранения, безвозмездного пользования) или права хозяйственного ведения либо оперативного управления. Таким образом, имущество должно поступить к фактическому владельцу не во исполнение каких-либо договорных обязательств между ним и собственником имущества.

    Основанием для приобретения права собственности по ст. 234 является одновременное наличие ряда условий (добросовестность, открытость, непрерывность, владение как своим собственным, пятнадцатилетний срок владения).

Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

    Как следует из пояснений истцов, <адрес>, расположенная в двухквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> была им предоставлена как молодым специалистам в ДД.ММ.ГГГГ. Однако никаких документов при заселении в данную квартиру им не выдавалось. Более 15 лет они открыто и добросовестно пользовались данной квартирой как своей собственной, претензий на данное жилое помещение в их адрес ни от кого не поступало. Земельный участок <данные изъяты> га, расположенный рядом с домом им выделялся для ведения подсобного хозяйства. Данным участком они также пользовались открыто, построили на нем подсобные помещения.

Данные пояснения истцов не опровергались ответчиком по делу.

      Как следует из справки, выданной администрацией <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Курдюкова И.Г. и Курдюков И.В. зарегистрированы и проживают в <адрес> в <адрес>. И с ними заключен договор социального найма. Как пояснила истица, данный договор заключен администрацией только для того, чтобы они могли вносить платежи, предусмотренные ЖК РФ.

       Согласно справке Администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> в реестре имущества муниципального образования <адрес> сельсовета не имеется.

       Кроме того, недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу <адрес> собственности муниципального образования <адрес> не значится.

    Истцами представлено в суд кадастровый паспорт здания , составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым помещению присвоен кадастровый , инвентарный , квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. Действительная инвентарная стоимость квартиры в ценах ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

    Согласно техническому паспорту жилого дома , составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> двухквартирном жилом доме, расположенная в <адрес>, имеет инвентарный , кадастровый . Жилой дом, год постройки ДД.ММ.ГГГГ. Квартира имеет площадь всех частей здания -<данные изъяты> кв.м., общая площадь жилого помещения – <данные изъяты> кв.м, жилая -<данные изъяты> кв.м. Рядом с домом имеются вспомогательные строения и сооружения: <данные изъяты>.

        Кроме того, приобретательная давность может рассматриваться как основание возникновения прав на земельные участки независимо от того, в чьей собственности они находятся - частной, муниципальной или государственной. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, дифференцирующие применение данного основания возникновения в зависимости от формы собственности на земельный участок либо ограничивающие такое применение к государственным или муниципальным землям. Согласно представленному в суд, кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по <адрес>, в <адрес>, в пределах которого расположен дом, присвоен кадастровый , разрешенное использование – для ведение подсобного хозяйства, площадь -<данные изъяты> кв.м.

     В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК.

    В суде установлено, что имеет место и открытое владение данным домом, с надворными постройками, а также земельным участком поскольку истцы никаких мер, направленных на то, чтобы скрыть обстоятельство владения домом, земельным участком не предпринимали, не скрывали свое владение от третьих лиц, открыто проживали в доме и несли бремя содержания данного дома, что подтверждается представленными в суд квитанциями об оплате земельного налога.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом. Одновременно в силу Конституции РФ, Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( ч.1 ст.7), признана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности право каждого на жилище ( ч.1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень ( ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие ст. 234 ГК РФ распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.

    Поскольку истицы Курдюкова И.Г. и Курдюков И.В. добросовестно, открыто и непрерывно владели данным недвижимым имуществом- квартирой в двухквартирном жилом доме, земельным участком как своим собственным в течение более пятнадцати лет, что подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, притязаний на данное имущество других лиц не имеется, суд считает возможным исковые требования истцов удовлетворить, признать за ними право собственности на <адрес>, расположенную в двухквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> и земельный участок, расположенный по данному адресу.

     В силу положений ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

    Истцы просят установить им право совместной собственности на данную квартиру и земельный участок. Данные требования истцов подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд

                                          Р Е Ш И Л :

Иск Курдюковой И.Г. и Курдюкова И.В. удовлетворить.

Признать за Курдюковой И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и Курдюковым И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право совместной собственности в силу приобретательной давности, на квартиру, расположенную в двухквартирном жилом доме, площадь всех частей здания -<данные изъяты> кв.м., общая площадь жилого помещения – <данные изъяты> кв.м, жилая -<данные изъяты> кв.м., со вспомогательными строениями и сооружениями: <данные изъяты>, расположенных в <адрес> в <адрес>, инвентарный ,кадастровый

         Признать за Курдюковой И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и Курдюковым И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право совместной собственности в силу приобретательной давности, на земельный участок, расположенный по <адрес>, в <адрес>, в пределах которого расположен дом, с кадастровым , разрешенное использование – для ведения подсобного хозяйства, площадь -<данные изъяты> кв.м.

      Решение в 10 дней может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд через Белогорский районный суд.

     Председательствующий                                   Г.Б. Баженова