о предоставлении жилого помещения



                                                

Р Е Ш Е Н И Е

                               Именем Российской Федерации

г. Белогорск                                                                      ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.Н. к <адрес> и Администрации муниципального образования Васильевского сельсовета о предоставлении жилого помещения,

                                              У С Т А Н О В И Л :

    Истица обратилась в суд с данными требованиями по тем основаниям, что на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве несовершеннолетних В., Н., С., Поповой Л.Н. в детский дом» она была помещена в <адрес> школу интернат , как ребенок оставшийся без попечения родителей. Её родители Т. и А. решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны безвестно отсутствующими.

    Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия или окончания учебного заведения.

     В ДД.ММ.ГГГГ она окончила <адрес> школу интернат и поступила учиться в профессиональное училище <адрес>, которое окончила ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она поступила в <адрес> промышленно-экономический техникум, завершила обучение в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в органы опеки и попечительства <адрес> о предоставлении ей жилья. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приобретении жилого помещения, так как на момент обращения ей исполнилось 25 лет. Однако данный ответ она получила только ДД.ММ.ГГГГ.

     Истица просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на территории <адрес>.

     В судебном заседании истица Попова Л.Н. требования изложенные в заявлении поддержала в полном объеме и показала, что она с ДД.ММ.ГГГГ находилась в <адрес> школе интернате , как ребенок оставшийся без попечения родителей. После окончания школы она поступила в профессиональное училище <адрес>, которое окончила ДД.ММ.ГГГГ. Потом она поступила в ДаЛЬГАУ, но проучившись некоторое время забрала документы, та как переехала к новом месту жительства в <адрес>, где проживала с сожителем. Там она поступила в <адрес> промышленно-экономический техникум. В ДД.ММ.ГГГГ она родила ребенка и взяла академический отпуск. В ДД.ММ.ГГГГ отец её ребенка погиб и она осталась одна с маленьким ребенком. Родители её сожителя забрали её к себе и через год она смогла вернуться в техникум и продолжить учебу. В настоящее время она проживает с родителями отца её ребенка, те имеют квартиру на праве собственности, но постоянно регистрировать её по данному адресу не желают, она имеет временную прописку.

     О том, что ей, как сироте, положено жилье, она узнала только в ДД.ММ.ГГГГ, до этого с ней социальные педагоги в училище и техникуме об этом не говорили. Если бы об этом она узнала раньше, то конечно же обратилась с данным вопросам своевременно.

         Представитель ответчика <адрес> – Климин В.Г. суду пояснил, что исковые требования истцов не признает по тем основаниям, что <адрес> ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяют, что органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм обеспечиваются дети – сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения. Из представленных в суд документов следует, что за Поповой Л.Н. было закреплено жилое помещение жилой дом в <адрес>, <адрес>. В данном доме проживают другие люди, так как дом был перераспределен. Необходимо решать вопрос о выселении лиц, проживающих в доме, закрепленным за Поповой Л.Н.

     Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> сельсовета в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.

         Представитель органов опеки и попечительства отдела образования МО <адрес> Савинова Л.А. суду пояснила, что исковые требования истицы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку Попова Л.Н. принадлежит к категории детей, оставшихся без попечения родителей и в установленное время не была обеспечена жилым помещением. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ Поповой Л.Н. было отказано в предоставлении жилья, поскольку на момент обращения её возраст был более 23 лет.

         Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

    В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Такое правило корреспондирует и ст. 57 ЖК РФ, определяющей право внеочередного получения жилья указанными категориями граждан.

Дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

    Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

     Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 марта, 12 октября 2007 г., 24 июня 2008 г., 16 марта 2009 г., 5 июля 2010 г.) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Государственные областные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные учреждения не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.

    Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

        Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с п.4 части 1 статьи 5.1 данного закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.

      Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

           В судебном заседании установлено, что Попова Л.Н.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ была определена в детский дом, в котором находилась до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановлению Первого заместителя Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Главе <адрес> сельской администрации предписано Попову Л.Н., как относящуюся к категории детей оставшихся без попечения родителей, поставить на внеочередное предоставление жилья. Основанием для отнесения Поповой Л.Н. к данной категории детей послужило то обстоятельство, что в соответствии с решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ её родители признаны безвестно отсутствующими. После окончания средней школы Попова Л.Н. поступила в профессиональное училище , которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается дипломом с регистрационным номером . В ДД.ММ.ГГГГ Попова Л.Н. поступила в <адрес> промышленно-экономический техникум, который окончила в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается дипломом с регистрационным .

     Как из пояснений истицы, их семья проживала в <адрес> в общежитии, а затем в каком-то доме. Из представленных в суд документов следует, сто Поповой Л.Н. было закреплено жилое помещение в <адрес>. Вместе с тем, из представленных в суд документов следует, что данный жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ выделен семье водителя М., который и проживает в данном доме до настоящего времени, что подтверждается карточками регистрации.

    Попова Л.М. в настоящее время значится зарегистрированной в <адрес> в <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности семье Г., которые постоянной регистрации по данному адресу Поповой Л.Н. не предоставляют.

         Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), Попова Л.Н., как не имеющая закрепленного жилья, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако по настоящее время жильем Попова Л.Н. не обеспечена, проживает в <адрес> в квартире родителей её умершего сожителя.

      Доводы представителя ответчика о том, что необходимо ставить вопрос о возвращении закрепленного за истицей жилого помещения, которое было передано для проживания других лиц, а не решать вопрос о предоставлении ей другого жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку в результате ненадлежащего исполнения обязанностей администрации <адрес> по сохранению за истицей закрепленного жилого помещения и своевременному его предоставлению Попова Л.Н. по окончании учебного заведения и на момент обращения её с заявлением не имела возможности по вселению в такое жилое помещение.

       Поскольку истица не смогла реализовать свое право на вселение в закрепленное за ней жилое помещение по вине администрации <адрес>, она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

       Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи, случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Сил Российской Федерации, или по возвращении из учреждения исполнения наказания.

          В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

    Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

    Так как в <адрес> учетная норма предоставления площади жилого помещения не установлена при определении указанной нормы суд исходит из положений ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» ( с изменениями от 26 февраля 2007 г., 24 ноября, 23 декабря 2008 г., 5 апреля 2010 г) принят областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года, согласно которой для граждан, которым предоставляется жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:

33 кв. метра – для одиноко проживающего гражданина,

42 кв. метра - на семью из 2 человек,

18 кв. метров – на каждого члена семьи при исчислении семьи 3 и более человек.

            Исходя из положений гражданского законодательства РФ и положений жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину благоустроенного жилого помещения по договору социального найма необходимо учитывать, что степень благоустройства в городах и иных поселениях различна.

    Степень благоустроенности предоставляемого нанимателю жилого помещения определяется применительно к условиям данного населенного пункта.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Поповой Л.Н. удовлетворить.

    Обязать администрацию <адрес> предоставить Поповой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно- техническим нормам, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное на территории <адрес> общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд через Белогорский районный суд.

Председательствующий                ___________