о предоставлении жилья



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                    г. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Юрьевой И.С.,

при секретаре Старовойт Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асаулко С.Н. к администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л :

    Асаулко С.Н. обратилась в <адрес> районный суд с иском к администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> о предоставления жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей    по следующим основаниям:

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была помещена в <адрес> школу-интернат , так как решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее родители П. и Н. были признаны безвестно отсутствующими. В ДД.ММ.ГГГГ она окончила <адрес> школу-интернат , поступила в <адрес> Технологический техникум, который окончила в ДД.ММ.ГГГГ, а затем в ДД.ММ.ГГГГ закончила Аграрный университет в <адрес>. Она неоднократно обращалась в администрацию <адрес> сельсовета о предоставлении ей жилья, однако, администрация муниципального образования поясняет, что свободного жилья нет. Просила обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> предоставить ей жилое помещение.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу была привлечена администрация МО <адрес>.

В судебном заседании истец Асаулко С.Н. на исковых требованиях настаивала, пояснила суду, что она имеет статус лица из числа детей сирот, так как родители ее, младшую сестру и брата бросили, она проживала в государственном детском учреждении, затем закончила техникум и университет. Когда она была определена в <адрес> школу - интернат, то за ней и ее братом и сестрой было закреплено жилое помещение, в котором они проживали до передачи их под опеку органов опеки и попечительства, <адрес>. Однако, данное жилое помещение было предоставлено другой семье, которая считает жилье своим и не желает его освобождать. В силу указанных обстоятельств, на основании статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.49, 50 Жилищного кодекса РФ просила предоставить ей жилое помещение, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета <адрес> о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика глава администрации <адрес> сельсовета Б. пояснил, что с исковыми требованиями Асаулко С.Н. он согласен, действительно, Асаулко С.Н. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей сирот. Истица состоит на очереди на внеочередное получение жилья по данному основанию, так как закрепленное за ней жилье было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ семье С. которые до настоящего времени там проживают. Не оспаривая право истицы на предоставление жилья, пояснил, что отсутствует возможность его предоставления, так как в муниципальном образовании нет свободного муниципального жилья.

Представитель соответчика администрации МО <адрес> - Сирченко В.И. с исковыми требованиями согласилась, пояснила суду, что в соответствии со        статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.49, 50 Жилищного кодекса РФ Асаулко С.Н. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения, поэтому ее требования являются законными и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства МУ «Отдел образования <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, не ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица МУ «Отдел образования <адрес>» Бердникова И.Г. пояснила, что детей семьи П. определили в детский дом в ДД.ММ.ГГГГ, за детьми закреплялось жилье, но так как в тот период времени в постановлениях о закреплении жилья указывался лишь населенный пункт, то назвать адрес жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними П., она не может. Требования истицы она не поддерживает, так как считает, что Асаулко не вправе претендовать на жилое помещение, так как возраст до достижения которого указанные лица могут обращаться за предоставлением жилья, установлен законом, а Асаулко превысила данный возраст.

     Выслушав объяснения сторон, их представителей, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

     В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 8 февраля 1998 г.,

7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 марта, 12 октября 2007 г., 24 июня 2008 г., 16 марта 2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Государственные областные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные учреждения не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5.1 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.

Достижение <данные изъяты> лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

       В судебном заседании установлено, что Асаулко (до заключения брака П.) Светлана Николаевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которой Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны безвестно отсутствующими, постановлением главы администрации <адрес> райорна от ДД.ММ.ГГГГ была определена в детский дом. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой администрации <адрес> за П. С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения было закреплено жилое помещение. После окончания обучения в школе Асаулко (П.) С.Н. обучалась в <адрес> технологическом техникуме, который окончила в ДД.ММ.ГГГГ (диплом ), а затем <адрес> государственный аграрный университет ( диплом )- ДД.ММ.ГГГГ.

     В судебном заседании установлено, что закрепленное за несовершеннолетними П. жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> было предоставлено семье С. (С., С. Н.С., С. Е.В.), которые проживают в указанном жилом помещении на основании договора социального найма по настоящее время. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на главу <адрес> сельской администрации была возложена обязанность поставить на регистрационный учет несовершеннолетних П. Л.Н., П. В.Н. и П. С.Н. на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия или окончания учебного заведения.

     При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец Асаулко С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, так как закрепленное жилое помещение было передано для проживания другим лицам, поэтому после окончания пребывания в образовательном учреждении в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако, с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде жильем Асаулко С.Н. не обеспечена, проживает в городе <адрес>, где арендует жилье.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждения исполнения наказания.

При установленных обстоятельствах, требования Асаулко С.Н. о предоставлении ей вне очереди жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд полагает не основанными на законе доводы представителя третьего лица о том, что в силу возраста – Асаулко С.Н. на момент обращения в суд исполнилось <данные изъяты> лет, она не может требовать предоставления жилого помещения, так как в соответствии со статьей 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" достижение <данные изъяты> лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Асаулко С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, неоднократно обращалась в администрацию МО по месту жительства о предоставлении ей жилья, однако жилье ей предоставлено не было.

Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» лица указанной категории, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (пункт 2).

Согласно пункту 4 настоящего постановления органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанной категории, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство определенные настоящим Постановлением документы, на основании которых (пункт 5) Министерство образования и науки <адрес> принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

В соответствии с пунктом 9 настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.

          Согласно пункту 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (утв. постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. N 113) (с изменениями от 6 февраля 2009 г.), органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации <адрес> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация МО <адрес> и на нее подлежит возложить обязанность по предоставлению истице Асаулко С.Н. жилого помещения.

     В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При определении указанной нормы суд исходит из положений статьи 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (с изменениями от 26 февраля 2007 г., 24 ноября, 23 декабря 2008 г.), принятого областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года, согласно которой для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере <данные изъяты> кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:

<данные изъяты> кв. метра - для одиноко проживающих граждан;

<данные изъяты> кв. метра - на семью из 2 человек;

<данные изъяты> кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Асаулко С.Н. удовлетворить.

    Обязать администрацию <адрес> предоставить Асаулко С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес> общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд в срок 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                            Юрьева И.С.