№
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Г. Белогорск ДД.ММ.ГГГГ
Белогорский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего Баженовой Г.Б.,
с участием помощника прокурора Белогорского района Николаевой А.К.,
при секретаре Романцовой В.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района в защиту прав Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия индивидуального предпринимателя Ермолаева В.И., в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> района обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Ермолаеву В.И. о признании его бездействия в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, и об обязывании Ермолаева В.И. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду и встать на учет налогоплательщиков.
В исковом заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно с.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" – негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи её фактических, химических, биологических и иных показателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В ходе проведенной проверки было установлено, что Ермолаев В.И. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по выращиванию зерновых и зернобобовых культур.
Из объяснения ИП следует, что для выращивания культур он использует технику, а именно комбайны, трактора, грузовые машины. В качестве удобрения зерновых культур им используется аммиачная селитра. На учете в Росприроднадзоре по <адрес> в качестве плательщика за загрязненное воздействие на окружающую среду он не состоит, поскольку не знал о необходимости постановки на такой учет.
В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Росприроднадзора по <адрес> ИП Ермолаев В.И. в реестре природопользователей не значится.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и поземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, установлены нормативы платы выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, в которые входит аммиачная селитра, и передвижными источниками ( для различных видов топлива).
Таким образом, в результате деятельности ИП Ермолаева В.И. осуществляются выбросы в атмосферный воздух от использования стационарных и передвижных источников, то есть ИП Ермолаев В.И. оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично - правовыми платежами (в рамках финансово - правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10 декабря 2002 года «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ».
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо предоставлять в соответствии с приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу ст. 51, 57,62 Бюджетного кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо производить поквартально в течение года.
Отсутствие регистрации ИП Ермолаева В.И. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес> влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, <адрес> денежных средств, что в свою очередь не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на осуществление природоохранных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Николаева А.К. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Третье лицо – Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, извещенное надлежащим образом в суд не явилось.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Ответчик – индивидуальный предприниматель Ермолаев В.И. исковые требования признал и просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В суд ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие его заявление, а именно расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Данный расчет принят в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и зарегистрирован за № №. Кроме того, представлена и квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ИП Ермолаев В.И. перечислил сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., плату за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом вышеназванных обстоятельств, от помощника прокурора Николаевой А.К. в суд поступило ходатайство об отказе от иска, в связи с тем, что ИП Ермолаев В.И. в добровольном порядке исполнил требования прокурора, произвел расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду. Также представил доказательства о постановке ИП на учет в органах Росприроднадзора, качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчик ИП Ермолаев В.И. не возражал против прекращения производства по делу.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В данном случае суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца и считает, что прекращение производства по данному делу не противоречит закону.
Истцу разъяснить, что при прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 221 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Принять от истца прокурора <адрес> отказ от иска.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес> о признании бездействия индивидуального предпринимателя Ермолаева В.И. в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, прекратить, в связи с отказом истца от иска.
На определение может быть подана частная жалоба в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение 10 дней.
Судья __________