о признании бездействия в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Г. Белогорск ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

председательствующего Баженовой Г.Б.,

с участием помощника прокурора Белогорского района Николаевой А.К.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района в защиту прав Российской Федерации, Амурской области, в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия индивидуального предпринимателя Ермолаева В.И., в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> района обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Ермолаеву В.И. о признании его бездействия в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, и об обязывании Ермолаева В.И. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду и встать на учет налогоплательщиков.

В исковом заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно с.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" – негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи её фактических, химических, биологических и иных показателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В ходе проведенной проверки было установлено, что Ермолаев В.И. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по выращиванию зерновых и зернобобовых культур.

Из объяснения ИП следует, что для выращивания культур он использует технику, а именно комбайны, трактора, грузовые машины. В качестве удобрения зерновых культур им используется аммиачная селитра. На учете в Росприроднадзоре по <адрес> в качестве плательщика за загрязненное воздействие на окружающую среду он не состоит, поскольку не знал о необходимости постановки на такой учет.

В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Росприроднадзора по <адрес> ИП Ермолаев В.И. в реестре природопользователей не значится.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и поземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, установлены нормативы платы выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, в которые входит аммиачная селитра, и передвижными источниками ( для различных видов топлива).

Таким образом, в результате деятельности ИП Ермолаева В.И. осуществляются выбросы в атмосферный воздух от использования стационарных и передвижных источников, то есть ИП Ермолаев В.И. оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично - правовыми платежами (в рамках финансово - правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10 декабря 2002 года «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ».

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо предоставлять в соответствии с приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу ст. 51, 57,62 Бюджетного кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо производить поквартально в течение года.

Отсутствие регистрации ИП Ермолаева В.И. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес> влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, <адрес> денежных средств, что в свою очередь не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на осуществление природоохранных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Николаева А.К. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Третье лицо – Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, извещенное надлежащим образом в суд не явилось.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Ермолаев В.И. исковые требования признал и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В суд ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие его заявление, а именно расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Данный расчет принят в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и зарегистрирован за № . Кроме того, представлена и квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ИП Ермолаев В.И. перечислил сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., плату за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом вышеназванных обстоятельств, от помощника прокурора Николаевой А.К. в суд поступило ходатайство об отказе от иска, в связи с тем, что ИП Ермолаев В.И. в добровольном порядке исполнил требования прокурора, произвел расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду. Также представил доказательства о постановке ИП на учет в органах Росприроднадзора, качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.

Ответчик ИП Ермолаев В.И. не возражал против прекращения производства по делу.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В данном случае суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца и считает, что прекращение производства по данному делу не противоречит закону.

Истцу разъяснить, что при прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается

На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять от истца прокурора <адрес> отказ от иска.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес> о признании бездействия индивидуального предпринимателя Ермолаева В.И. в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, прекратить, в связи с отказом истца от иска.

На определение может быть подана частная жалоба в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение 10 дней.

Судья __________