о признании бездейсьвия в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Белогорск ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

председательствующего Баженовой Г.Б.,

с участием помощника прокурора Белогорского района Николаевой А.К.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района в защиту прав Российской Федерации, <адрес>, в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия индивидуального предпринимателя Зайцевой Е.А., в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белогорского района обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Зайцевой Е.А. о признании её бездействия в части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, и об обязывании Зайцевой Е.А. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду и встать на учет налогоплательщиков.

В исковом заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно с.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" – негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи её фактических, химических, биологических и иных показателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В ходе проведенной проверки было установлено, что Зайцева Е.А. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты на территории <адрес>.

Из объяснения ИП Зайцевой Е.А. следует, что мусор, который образуется в результате её деятельности выносится в мусорные контейнер, расположенный на территории здания, по адресу <адрес>. На учете в Росприроднадзоре по <адрес> в качестве плательщика за загрязненное воздействие на окружающую среду она не состоит, поскольку не знала о необходимости постановки на такой учет.

В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением Росприроднадзора по <адрес> ИП Зайцева Е.А. в реестре природопользователей не значится.

Ст. 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары ( продукция), утратившая свои потребительские свойства.

В силу ст. 4 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и её внесению).

Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично- правовыми платежами ( в рамках финансово- правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на неё влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10 декабря 2002 года «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ».

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Приложением № 1 к данному постановлению установлены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо предоставлять в соответствии с приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, в результате деятельности ИП Зайцевой Е.А. образуются отходы производства и потребления, то есть ИП Зайцева Е.А.оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 предусмотрены соответствующие нормативы платы за размещение отходов производства и потребления, согласно которых необходимо производить расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу ст. 51, 57,62 Бюджетного кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо производить поквартально в течение года.

Отсутствие регистрации ИП Зайцевой Е.А. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес> влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, <адрес> денежных средств, что в свою очередь не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на осуществление природоохранных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Белогорского района Николаева А.К. требования, изложенные в исковом заявлении поддержала.

Третье лицо – Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, извещенное надлежащим образом в суд не явилось.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Зайцева Е.А. исковые требования не признала и пояснила, что она действительно является индивидуальным предпринимателем и оказывает парикмахерские услуги. Она состоит в договорных отношениях с частным предпринимателем Ф. и та как арендодатель помещения парикмахерской «<данные изъяты>» производит вывоз мусора, а также производит уплату за негативное воздействие на окружающую среду.

В суд ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие его заявление, а именно договор аренды, согласно которому Зайцевой Е.А. предоставляется площадь рабочего места <данные изъяты> м, подсобное помещение <данные изъяты> и имущество для организации работы мастера-универсала в парикмахерской «<данные изъяты>», <адрес>, а также договор на выполнение услуг по санитарной очистке ( вывоз грубого мусора и твердых бытовых отходов), заключенный между ООО «<данные изъяты>»и Ф., согласно которому мусор вывозится из контейнера по <адрес> парикмахерская «<данные изъяты>» и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом вышеназванных обстоятельств, от помощника прокурора Николаевой А.К. в суд поступило ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу, в связи с тем, что ИП Зайцева Е.А. в соответствии с представленными документами, действительно не является надлежащим плательщиком за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду. Плату за негативное воздействие на окружающую среду производит арендодатель Ф., которая согласно заключенным договорам является собственником отходов производства и потребления.

Ответчик ИП Зайцева Е.А. не возражал против прекращения производства по делу.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В данном случае суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца и считает, что прекращение производства по данному делу не противоречит закону.

Истцу разъяснить, что при прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается

На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять от истца прокурора Белогорского района отказ от иска.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Белогорского района в защиту интересов Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес>, о признании бездействия индивидуального предпринимателя Зайцевой Е.А. части не произведения расчета за оказание воздействия на окружающую среду, а также в части не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>, незаконным, прекратить, в связи с отказом истца от иска.

На определение может быть подана частная жалоба в <адрес> областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 дней.

Судья __________