Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Белогорск
Белогорский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Юрьевой И.С.,
с участием заместителя Свободненского транспортного прокурора Суханова Д.О.,
при секретаре Кучеренко И.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» об обязывании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ, расположенных на <данные изъяты> км перегона <адрес> в соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», по оборудованию пассажирской платформы остановочного пункта <данные изъяты> км перегона <адрес> навесом или павильоном,
У С Т А Н О В И Л :
Свободненский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» с данными требованиями, по тем основаниям, что в результате проверки исполнения законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте, установлено, что согласно расписанию движения пригородных поездов на ДД.ММ.ГГГГ пригородные поезда № сообщением <адрес> и пригородные поезда № сообщением <адрес> на остановочном пункте, расположенном на <данные изъяты> км главного хода «Транссибирской магистрали» производят стоянку 1 минута. Стоянка производится для посадки и высадки пассажиров. Указанные пассажирские посадочные платформы, не вошедшие в сооружение комплекс №1, находятся в собственности ОАО «РЖД», их балансодержателем является дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении- структурное подразделение Забайкальской железной дороги- филиал ОАО «Российские железные дороги. В ходе проверки установлено, что как таковые платформы отсутствуют, пассажиры производят посадку и высадку из пригородных поездов на земляное полотно, что является грубейшим нарушением «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», кроме того, на платформах отсутствуют навесы или павильоны, которые предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Несоответствие посадочных платформ требованиям Правил, является нарушением Федерального закона «О защите прав потребителей», так как создает опасность для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, угрозу причинения вреда их имуществу. В соответствие со ст.210 ГК РФ, обязанность по обустройству и содержанию пассажирской посадочной платформы возложена на ответчика. Поскольку бездействие ОАО «РЖД» по надлежащему оборудованию платформы нарушает права граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, круг которых индивидуализировать не представляется возможным, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию посадочных платформ, расположенных на <данные изъяты> км перегона <адрес> в соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», а также оборудованию пассажирской платформы остановочного пункта <данные изъяты> км перегона <адрес> навесом или павильоном.
В судебном заседании заместитель Свободненского транспортного прокурора Суханов Д.О. исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Кабанов Н.М., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в обоснование исковых требований прокурором представлены не индивидуализированные акты осмотра посадочных платформ, а осмотр всех 19 остановочных платформ по пути движения пригородных поездов на ДД.ММ.ГГГГ № сообщением <адрес> и № сообщением <адрес>. От пассажиров не поступало ответчику жалоб о том, что существующее обустройство платформ создает опасность для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. В удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему
В соответствии со ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а также окружающей среды, не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
В соответствии со ст. 784 ч.2 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Как следует из ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 г. 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
Установлено, что пригородные поезда № сообщением <адрес> и пригородные поезда № сообщением <адрес> на остановочном пункте, расположенном на <данные изъяты> км главного хода «Транссибирской магистрали» производят стоянку 1 минута. Стоянка пригородных поездов производится для посадки и высадки пассажиров.
Однако, в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что пассажирские посадочные платформы от ст. <адрес> до ст.<адрес>, фактически отсутствуют, то есть асфальтовое покрытие посадочных платформ, где останавливаются пригородные поезда, находятся в неудовлетворительном состоянии. Асфальтовое покрытие посадочных площадок имеет сквозные трещины и проломы. Износ верхнего покрытия посадочных площадок более <данные изъяты>%. Кроме того, отсутствуют навесы, что не соответствует техническому состоянию платформ. На указанной посадочной платформе пассажиры производят посадку и высадку из пригородных поездов на земляное полотно ( землю).
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что акт, на который ссылается в обоснование исковых требований прокурор не индивидуализирован, так как в нем не указано о наличии недостатков платформы на остановочном пункте, расположенном на <данные изъяты> км перегона <адрес>. В соответствие с актом от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается прокурор, объектом осмотра являлись все 19 посадочных площадок от ст.<адрес> до ст.<данные изъяты>, на всех остановочных пунктах имеется износ верхнего покрытия более <данные изъяты> %, отсутствуют навесы. Акт подписан ревизором по безопасности движения <адрес> региона и начальником <адрес> участка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.
В соответствии с разделом п.2.1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в дальнейшем ПТЭ) сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.
Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.
Ст.210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из ответа заместителя начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении следует, что платформа, расположенная на <данные изъяты> км не является балансовой единицей НДОПП.
В соответствии с п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ N ЦРБ-756, платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров, а также пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
В соответствие с п. 5.3 ПТЭ пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.
Пунктом 1 Распоряжения МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № действие указанных правил распространено на ОАО «Российские железные дороги» до принятия соответствующего технического регламента, который на сегодняшний день не принят.
Навесы и павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст.4 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) организации, независимо от организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке.
Кроме того, в п.2 Распоряжения МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ОАО «РЖД» самостоятельно принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО ( в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», железнодорожного подвижного состава и их оборудования, а также по иным вопросам, поименованным в части 2 указанного пункта (где указаны конкретные пункты Правил). Решение по вопросам, урегулированным пунктами Правил, поименованными в части 2 п.2 указанного Распоряжения, ОАО принимает по согласованию с МПС РФ.
В силу закона обязанность по обустройству действующих и вновь открываемых остановочных пунктов лежит на ОАО «Российские железные дороги», как собственнике имущества.
Поскольку железная дорога является источником повышенной опасности, то посадочные платформы должны быть оборудованы надлежащим образом, а навесы и павильоны на остановочном пункте выполнять защитные функции для граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, их отсутствие создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, угрозу причинения вреда их имуществу. Круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта непостоянен, индивидуализировать его не представляется возможным, предъявление иска преследует цель предупреждения возникновения вреда, в связи с чем, прокурором обоснованно предъявлен иск в интересах неопределенного крута лиц в силу ст.45 ГПК РФ.
Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей»).
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ государственная пошлина в размере четырех тысячи рублей должна быть взыскана с ответчика в местный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Свободненского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российский железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ, расположенных на <данные изъяты> км перегона <адрес> в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ( утв. МПС РФ 26 мая 2000 года № ЦРБ-756 в ред. От 03 июля 2001 года, с изм. от 09 марта 2004 года).
Обязать ОАО «Российский железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного пути остановочного пункта, расположенного на <данные изъяты> км перегона <адрес>, навесом или павильоном, в соответствие с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ( утв. МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ №).
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий ______________