Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г.Белогорск.
Белогорский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрьевой И.С.,
с участием прокурора Николаевой А.К.,
при секретаре Старовойт Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования <адрес> к индивидуальному предпринимателю Евсеенко В.Ю. о признании бездействия в части не произведения расчета платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду, а также непринятии мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белогорского района в интересах Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Евсеенко В.Ю. о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду по следующим основаниям:
Прокуратурой Белогорского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения, в ходе которой установлено следующее.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ о поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и другие, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
Евсеенко В.Ю. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по розничной торговле продуктами питания, напитками, табачными изделиями, замороженными продуктами на территории <адрес>.
Однако, согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по <адрес>, Евсеенко В.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст.ст. 51 ч.1, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта РФ – 40%, в местный бюджет – 40%.
Отсутствие регистрации ИП Евсеенко В.Ю. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес> влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, недополучение бюджетами Российской Федерации, <адрес> денежных средств, что в свою очередь негативно отражается на финансировании обязательств, в том числе в природоохранной сфере.
Просит суд признать бездействие ИП Евсеенко В.Ю. в части непринятия мер по произведению расчета платежей за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и непринятия мер по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, незаконным, а также обязать ИП Евсеенко В.Ю. произвести расчет платы за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду и встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Белогорского района Николаева А.К. на доводах искового заявления настаивал.
Ответчик индивидуальный предприниматель Евсеенко В.Ю. с иском прокурора не согласился, пояснил, что ранее он пытался встать на учет органы, осуществляющие надзор в сфере природопрользования, однако, не смог сделать этого, так как заполнение предоставленной сотрудниками данного органа анкеты предоставляло сложность, а помочь ему отказались, полагает, что средства, которые прокуратура считает необходимым уплачивать за негативное воздействие на окружающую среду, не пойдут на цели восстановления природы, кроме того, он платит транспортный налог, а также им заключен договор на вывоз мусора с ООО «<данные изъяты>».
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор) по <адрес> о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание своего представителя суд не известило, не ходатайствовало об отложении судебного разбирательства, дело рассмотрено без участия представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статья 3 настоящего закона закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 16 Закона «Об охране окружающей среды устанавливается субъектный состав таких плательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22 - 28). Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года «По запросу правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления правительства Российской Федерации « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона « О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ»).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона « Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Как разъяснил Конституционный суд РФ в своем определении от 10 декабря 2002 года « По запросу правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона « О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» По смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (равно как и по смыслу статей 6 и 20 ранее действовавшего Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"), платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22, статья 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал (п.1,2).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Евсеенко В.Ю. – гражданин Российской Федерации – зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а именно розничную торговлю в неспециализированном магазине преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, то есть в соответствии со ст.16, пунктом 4 статьи 15 ФЗ « Об охране окружающей среды» является природопользователем, осуществляющим хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на которого законом возложена обязанность по постановке на учет в качестве плательщика платы за не негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Росприроднадзора.
Однако, согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по <адрес>, Евсеенко В.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в Управлении Росприроднадзора по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно им не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из объяснений индивидуального предпринимателя Евсеенко В.Ю. следует, что мусор, который образуется от деятельности магазина, выносится в место сбора бытовых отходов, расположенное рядом с магазином, затем данный мусор вывозится ООО «<данные изъяты>» по договору услуг по вывозу мусору.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления- это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу статьи 4 настоящего закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Наличие между ИП Евсеенко В.Ю. и ООО «<данные изъяты>» договора услуг по вызову мусора не освобождает ответчика от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы прокурора о том, что бездействие индивидуального предпринимателя Евсеенко В.Ю., выразившееся в том, что он не встал с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на учет в государственный орган Роспироднадзора в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не предоставил данный расчет в указанный государственный орган является незаконным, так как нарушает положения статьи 16 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года №344 предусмотрены соответствующие нормативы платы за размещение отходов производства и потребления, согласно которых необходимо производить расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, влечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Отсутствие регистрации ИП Евсеенко В.Ю. в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес>, влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, <адрес> денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на осуществление природоохранных мероприятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Белогорского района удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Евсеенко В.Ю. в части не произведения расчета платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду, а также непринятии мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по <адрес> незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Евсеенко В.Ю. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платежа за оказание негативного воздействия на окружающую среду за истекший перио<адрес> года и встать на учет плательщиков платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду в Росприроднадзоре по <адрес>.
Взыскать с Евсеенко В.Ю. в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Юрьева И.С.