Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юрьевой И.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> Бочарова В.И., при секретаре Кучеренко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Никольского сельсовета по непринятию мер к установке искусственного освещения,
У С Т A Н О В И Л :
Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
В состав территории Никольского муниципального образования входит <адрес>, <адрес>, <адрес>. Из обследования проведенного сотрудниками МОМВД России «<адрес>», по требованию прокуратуры района, следует, что в населенных пунктах муниципального образования отсутствует освещение уличной сети. В рамках проведенной проверки установлено, что ни ранее, ни в текущем году администрация Никольского сельсовета мер по искусственному освещению дорожно-уличной сети не принимала. Более того, в феврале ДД.ММ.ГГГГ, глава Никольского сельсовета Х. привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 KoAП РФ за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог в части не обеспечения освещения улиц дорожной сети сёл <адрес> и <адрес>. При изучении бюджета Никольского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ (утвержден решением Никольского сельского Совета народных депутатов oт ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Никольского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы») установлено, что денежные средства на организацию освещения улиц в селах в бюджете муниципального образования на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены не были и, как следствие, из бюджета поселения ассигнования на данные цели не выделялись.
Одним из обязательных условий по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения является установка искусственного освещения на участках дорог. Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93 утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Востребования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Однако как показала проведенная проверка, администрация Никольского сельсовета, являясь исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования, возложенные действующим
законодательством. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о непринятии администрацией Никольского сельсовета мер по организации уличного освещения на территории муниципального образования в течение длительного периода времени, что, в свою очередь, создает непосредственную угрозу жизни и здоровья людей.
Учитывая изложенное, прокурор <адрес>, просит признать незаконным бездействие администрации Никольского сельсовета по непринятию мер к организации уличного освещения на территории муниципального образования и обязать администрацию Никольского сельсовета произвести установку искусственного освещения улиц в сёлах <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бочаров В.И. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, поясняя, что в соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена и организация освещения улиц. Аналогичные требования закона содержатся в Уставе Никольского сельсовета (п.п. 23, п. 1 ст. 5 Устава). Однако как показала проведенная проверка, администрация Никольского сельсовета, являясь исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования, возложенные действующим законодательством. Указанное обстоятельство также подтверждается сообщением старшего помощника прокурора <адрес> старшего советника юстиции Д.., направленному прокурору <адрес>, из которого следует, что на встрече с трудовым коллективом Никольской фабрики ДД.ММ.ГГГГ была обозначена проблема ненадлежащего освещения территории <адрес>, в связи чем по мнению населения могут пострадать дети, участники дорожного движения. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Никольского сельсовета по непринятию мер к организации уличного освещения на территории муниципального образования и обязать администрацию Никольского сельсовета произвести установку искусственного освещения улиц в сёлах <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Глава администрации МО Никольского сельсовета Х. с исковыми требованиями прокурора не согласился, не отрицая того обстоятельства, что улицы сёл <адрес>, <адрес> и <адрес> не освещены в нарушение требований действующего законодательства, администрацией проводится ряд мероприятий, направленных на решение данной проблемы, закуплены светильники для установления в селе <адрес>, администрация участвуем в областной программе по благоустройству сельских поселений, но из-за недостаточности финансовых средств администрация не может провести мероприятия но установлению уличного освещения во всех населенных пунктах муниципального образования.
Представитель третьего лица МО МВД России «<адрес>» А. исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, поясняя, что действительно неоднократно ОВД проводились проверки обеспечения безопасных условий для движения людей, в том числе и детей на улицах <адрес>. О выявленных недостатках сообщалось Главе администрации Никольского сельсовета и ему предписывалось исправить данные недостатки, связанные с не освещенностью улиц села. Однако поскольку до настоящего времени надлежащих мер администрацией не принято, сообщение о несоблюдении администрацией села Федеральных законов, было направлено прокурору <адрес>.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствие со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников oт дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Одним из обязательных условий по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения является установка искусственного освещения на участках дорог.
Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93 утвержденным Постановлением Госстандарта РФ oт ДД.ММ.ГГГГ №.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения (п.1 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 (наружное освещение) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до <данные изъяты> лк., а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до <данные изъяты> лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее <данные изъяты>%. При этом не допускается частичное отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее <данные изъяты> чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее <данные изъяты> ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после устранения обнаружения.
В судебном заседании установлено, не оспаривается представителем ответчика администрации Никольского сельсовета, то обстоятельство в сёлах <адрес>, <адрес> и <адрес>, расположенных па территории Никольского сельсовета, уличное освещение отсутствует.
И соответствии с п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация освещения улиц.
Аналогичные требования закона содержатся в Уставе Никольского сельсовета (п.п. 23, н. 1 ст. 5 Устава).
Как следует из представленного судом предостережения о недопустимости нарушения федерального законодательства, которое направлялось прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Никольского сельсовета в связи со сложной дорожно- транспортной обстановкой на территории <адрес> прокурор обращал внимание администрации Никольского сельсовета на то, что необходимо принять все меры по исполнению возложенных на администрацию Федеральным законом № 131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий с целью недопущения дорожно-транспортных происшествий на территории села <адрес> с сопутствующим условием- отсутствие наружного освещения.
Однако, никаких действий, связанных с установлением искусственного освещения улиц сел <адрес>, <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ администрацией Никольского сельсовета не предпринято, что подтверждается сообщением начальника ОГИБДД ГУ МО МВД России «<адрес>» майора полиции Ш., согласно которому в <адрес> улично-дорожная сеть населённых пунктов не соответствует требованиям нормативных документов, так как не обустроена уличным наружным освещением, кроме участков <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Как следует из бюджета Никольского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ (утвержден решением Никольского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Никольского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ») отдельной строкой денежные средства на организацию освещения улиц в селах в бюджете муниципального образования на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены, в строке «Благоустройство» на указанные нужды предусмотрено <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, что, безусловно, является недостаточной суммой для проведения по работ по организации уличного освещения. Доводы представителя ответчика главы администрации Никольского сельсовета о том, что администрацией закуплены <данные изъяты> светильник в сентябре и ноябре ДД.ММ.ГГГГ для указанных целей не могут служить достаточным доказательством того, что администрация в рамках своих полномочий осуществляет деятельность по освещению улиц.
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Никольского сельсовета был привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог по тем основаниям, что не обеспечивается освещение улиц, за совершение данного нарушения постановлением oт ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Х. подвергнут административному штрафу в сумме <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД ГУ МО МВД России «<адрес>» Ш. главе администрации Никольского сельсовета направлено требование о необходимости обустройства улиц, прилегающих к <данные изъяты> МСОШ и ДОУ <адрес> уличным наружным освещением.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Никольского сельсовета, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования в сёлах <адрес>, <адрес>, <адрес>, чем нарушает п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 3 ст. 15 Федерального закона oт 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования ГОСТ Р 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п.п. 23, п. 1 ст. 5 Устава Никольского сельсовета. Принимая во внимание, что установленным бездействием нарушается права неопределённого круга лиц на безопасность и создаёт непосредственную угрозу их жизни и здоровью, заявление прокурора <адрес> о признании бездействия администрации Никольского сельсовета незаконным подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд находит подлежащим удовлетворению требования прокурора об обязывании администрации Никольского сельсовета произвести установку искусственного освещения улиц в сёлах <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е III И JI :
Заявление прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Никольского сельсовета, по непринятию мер к организации уличного освещения на территории муниципального образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Никольского сельсовета по непринятию мер к организации уличного освещения на территории муниципального образования.
Обязать администрацию МО Никольского сельсовета произвести установку искусственного освещения улиц в сёлах <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение одного месяца со дня получения решения в окончательной форме.
Председательствующий
.