О предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. БелогорскДД.ММ.ГГГГ

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

Председательствующего Баженовой Г.Б.,

С участием старшего помощника прокурора Белогорского района Возжаевой О.А.,

При секретаре Романцовой В.А.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Амурской области в интересах Луговой Е.А. к администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белогорского района Амурской области обратился в Белогорский районный суд с иском в интересах Луговой Е.А. к администрации Белогорского района Амурской области по следующим основаниям:

На основании постановления главы <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Луговая Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку её мать- З. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец – Л. ДД.ММ.ГГГГ решением Белогорского районного суда лишен родительских прав.

После окончания обучения ГОУ СПО Амурского педагогического колледжа ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Луговая Е.А., в нарушение требований ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, администрацией <адрес> не обеспечена жильем, проживает на съемной квартире в <адрес> с малолетним ребенком – К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ ( с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № –ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд обязать администрацию <адрес> предоставить Луговой Е.А. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Возжаева О.А. на исковых требованиях настаивала, пояснила суду, что Луговая Е.А. имеет статус лица детей сирот, так как её мать умерла, а отец был лишен родительских прав, в настоящее время тоже умер. Луговая Е.А. находилась под опекой у родственницы, а затем обучалась в ГОУ Амурский педагогический колледж <адрес>, после окончания которого осталась проживать в <адрес> в съемной квартире. Вернуться проживать в <адрес> Луговая Е.А. не имеет возможности, поскольку жилое помещение по <адрес> в <адрес> оказалось не пригодным для проживания, другого жилья Луговая Е.А. не имеет.

Луговая Е.А. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья в администрации Томичевского сельсовета, а также обратилась с заявлением о предоставлении жилья в органы опеки и попечительства <адрес>, где также была поставлена на учет. Однако до настоящего времени Луговой Е.А. жилое помещение не предоставлено.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472 –ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ, старший помощник прокурора просила обязать администрацию <адрес> предоставить Луговой Е.А. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно- техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, без учета второго члена семьи Луговой Е.А. её ребенка, общей площадью не менее 33 кв.м.

Истица Луговая Е.А. на исковых требования настаивала и пояснила, что после смерти мамы она стала проживать у своей родственницы С. в <адрес>, где училась в школе. С отцом она отношений не поддерживала. Ей известно, что в 2004 году его лишили родительских прав. После окончания средней школы, она поступила в ГОУ СПО Амурский педагогический колледж в <адрес>, который закончила в 2007 году. Проживала она в общежитии колледжа, а в настоящее время она снимает комнату в <адрес> в <адрес>. После окончания колледжа она обращалась с заявлением в администрацию <адрес> о постановке её на очередь для получения жилья. До смерти мамы они проживали в <адрес>, но она хотела бы проживать в <адрес>, так как там она прожила большую часть своей жизни. Летом 2010 года её вызывали в органы опеки и попечительства <адрес>, где сообщили, что в ближайшее время ей будет приобретена квартира, однако до настоящего времени она квартирой не обеспечена. Дом, в котором проживала её семья в <адрес>, на сколько ей известно, находится в аварийном состоянии.

Представитель третьего лица на стороне истца – МУ Отдела образования <адрес> Е. с исковыми требованиями прокурора согласна. В судебном заседании пояснила, что действительно Луговая Е.А. состоит на учете для внеочередного получения жилья, как сирота, поскольку закрепленное за ней жилье в <адрес> – дом по <адрес>, находится в аварийном состоянии. Действительно, планировалось приобрести жилье Луговой осенью 2010 года, однако в связи с необходимостью исполнения решений суда в отношении других детей сирот, очередь на приобретения жилья для Луговой Е.А. была передвинута.

Представитель ответчика – администрации МО <адрес> С.. с иском прокурора не согласен и пояснил суду, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Согласно ст. 15 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района содержание муниципального жилищного фонда и соответственно обеспечение граждан жилыми помещениями не относится.

Денежные субвенции, предоставленные Министерством образования и науки <адрес> администрации <адрес> на приобретение жилья детям сиротам в настоящее время освоены в полном объеме, путем приобретения жилья и передачи его по договору социального найма. Своего жилищного фонда администрация <адрес> не имеет, использование денежных средств из бюджета района на приобретение жилья будет незаконным.

Кроме того, если бы ответчиком по данному иску было привлечено Министерство образования и науки <адрес>, главный распорядитель субвенций, то исполнение решений суда в отношении предоставления жилья детям сиротам происходило гораздо быстрее.

Представитель третьего лица – администрации Томичевского сельсовета извещенные о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – <адрес> в лице Министерства образования и науки <адрес>, в судебное заседание не прибыли, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление прокурора, исковые требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указывают, что обязанности министерства, как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенций в 2010 году, исполнены в полном объеме. Муниципальному образованию <адрес> запланированная субвенция в размере 1304,0 руб., перечислена полностью.

Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Такое правило корреспондирует и ст. 57 ЖК РФ, определяющей право внеочередного получения жилья указанными категориями граждан.

Дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 марта, 12 октября 2007 г., 24 июня 2008 г., 16 марта 2009 г., 5 июля 2010 г.) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Государственные областные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные учреждения не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с п.4 части 1 статьи 5.1 данного закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.

Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Луговая Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список МУ «Отдела образования <адрес>» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановлению Главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Луговая Е.А., как относящаяся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на внеочередное предоставление жилья. Основанием для отнесения Луговой Е.А. к данной категории детей послужило то обстоятельство, что в соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Томичевским с/ советом <адрес>, её мать З. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а решением Белогорского районого суда от ДД.ММ.ГГГГ её отец Л. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Луговой Е.А. С ДД.ММ.ГГГГ года Луговая Е.А. проживала в <адрес> у С., которая Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена опекуном над несовершеннолетней Луговой Е.А. После окончания средней школы Луговая Е.А. поступила в ГОУ СПО Амурский педагогический колледж, который окончила в июне 2007 года, что подтверждается дипломом с регистрационным номером 118.

Как следует из объяснений представителя третьего лица МУ «Отдела образования администрации МО <адрес>» С. жилой дом, в которой проживала Луговая Е.А., еще до оформления над ней опеки, пришел в негодность, для проживания не пригоден. Данное обстоятельство подтверждается справкой Главы администрации Томичевского сельсовета, а также актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

На настоящий момент Луговая Е.А. значится зарегистрированной по пер. <адрес> <адрес>.

Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г), Луговая Е.А., как не имеющая закрепленного жилья, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако с 2008 года по настоящее время жильем Луговая Е.А. не обеспечена, проживает в городе <адрес> на съемной квартире.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи, случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Сил Российской Федерации, или по возвращении из учреждения исполнения наказания.

При данных обстоятельствах, требования прокурора <адрес> о предоставлении Луговой Е.А. жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд находит необоснованными доводы представителя администрации <адрес> о том, что в качестве ответчика по настоящему делу должно быть привлечено Министерство образования и науки <адрес>.

Исходя из положений Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472 –ОЗ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов возложено на органы местного самоуправления муниципального района, то есть <адрес>.

Согласно Постановлению Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» лица указанной категории, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 данного постановления органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах лиц, указанной категории, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселений, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства лиц, указанных в п.1 Порядка, при наступлении обстоятельств, указанных в п.2 настоящего порядка, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка, жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство определенные настоящим Постановлением документы, на основании которых Министерство образования и науки <адрес> принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

В соответствии с п. 9 настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанной категории граждан.

Согласно Закону Амурской области от 18 декабря 2009 года № 281-ОЗ ( с изменениями от 1, 26 февраля, 29 марта, 26 апреля, 1,24 июня, 30 августа 2010 г) «Об областном бюджете на 2010 год», принятом Законодательным Собранием Амурской области 10 декабря 2009 года, МО <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010 год распределена субвенция из областного бюджета в сумме 918000 рублей. Из пояснений представителя администрации <адрес> и представителя МУ Отдела образования <адрес> следует, что указанные денежные средства перечислены на счет бюджета МО <адрес>.

Согласно п. 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, с изменениями от 6 февраля 2009 г), органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, требования прокурора <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Луговой Е.А. на администрацию МО <адрес> основаны на положении действующего законодательства и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Так как в <адрес> учетная норма предоставления площади жилого помещения не установлена при определении указанной нормы суд исходит из положений ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями от 26 февраля 2007 г., 24 ноября, 23 декабря 2008 г., 5 апреля 2010 г.) принят областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года, согласно которой для граждан, которым предоставляется жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:

33 кв. метра – для одиноко проживающего гражданина,

42 кв. метра - на семью из 2 человек,

18 кв. метров – на каждого члена семьи при исчислении семьи 3 и более человек.

На территории <адрес> установлена норма предоставления жилого помещения в размере 18 кв. м.

Учитывая вышеизложенные положения Закона Амурской области, требования прокурора о предоставлении Луговой Е.А. жилого помещения площадью не менее 33 кв. м., суд находит обоснованным по тем основаниям, что статусом ребенка- сироты обладает только Луговая Е.А., а её сын – К. данным статусом не обладает.

Кроме того, исходя из положений гражданского законодательства РФ и положений жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину благоустроенного жилого помещения по договору социального найма необходимо учитывать, что степень благоустройства в городах и иных поселениях различна.

Степень благоустроенности предоставляемого нанимателю жилого помещения определяется применительно к условиям данного населенного пункта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Луговой Е.А. удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Луговой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно- техническим нормам, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное на территории <адрес> общей площадью не менее 33 кв. метров.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский районный суд.

Председательствующий___________