Об обязаниии проведения работ по оборудованию пассажирских посадочных платформ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,

с участием заместителя Свободненского транспортного прокурора Суханова Д.О.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальской железной дороге – филиал ОАО «Российские железные дороги» об обязывании ОАО «Российские железные дороги»произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ 7868 км перегона <адрес>, а также об обязывании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного пути остановочного пункта 7868 км перегона <адрес> навесом или павильоном,

У С Т А Н О В И Л :

Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» с данными требованиями, по тем основания, что Свободненской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте.

Проверка проведена на предмет надлежащего технического состояния пассажирских посадочных платформ остановочного пункта (в дальнейшем о.п.) платформ 7868 км, перегона <адрес>.

Указанные пассажирские посадочные платформы, не вошедшие в сооружение – комплекс №, расположенные на 7868 км находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги». Но так как данные платформы не имеют фундаментального основания, а являются насыпными, (временными), то они не подлежат государственной регистрации в УФС государственной регистрации кадастра и картографии.

Балансодержателем пассажирских платформ, расположенных на 7868 км, является дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении – структурное подразделение Забайкальской железной дороги – филиал ОАО «Российские железные дороги»

При проведении обследования технического состояния пассажирских посадочных платформ, на 7868 км, установлено их отсутствие. Как указывает ответчик, они являются временными (насыпными), расположены на четном и нечетном железнодорожном пути главного хода «<данные изъяты>», 7868 км и на них осуществляется посадка и высадка пассажиров пригородных поездов, следующих по маршруту <адрес> и <адрес>.

Отсутствие посадочных платформ на остановочном пункте 7868 км главного входа «<данные изъяты>» является грубейшим нарушением «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденной МПС РФ 26 мая 2000 г.

В соответствии раздела п.2.1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в дальнейшем ПТЭ) сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии. Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

В соответствии п. 5.1 ПТЭ платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров.

В соответствии п. 5.3. ПТЭ пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.

В соответствии п. 5.1 ПТЭ пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

Посадочные платформы, в нарушение п. 2.1 ПТЭ находятся в неудовлетворительном состоянии.

Отсутствие пассажирской платформы с навесом или павильоном является нарушением п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756, утвержденных Министерством путей сообщения 26.05.2000 г., в соответствии с которым пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст.784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст.80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке.

Согласно ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеем право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Кроме того, ст.210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Такимобразом,обязанностьпообустройствуисодержанию пассажирских посадочных платформ 7868 км возложена на ОАО «РЖД».

Содержание пассажирской посадочной платформы с нарушением установленных требований создает опасность для здоровья и жизни граждан и создает угрозу причинения вреда их имуществу.

Согласно ч.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

В силу изложенного, прокурор просит обязать ответчика произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ на 7868 км, а также оборудовать данные платформы навесом или павильоном.

В судебном заседании заместитель Свободненского транспортного прокурора Суханов Д.О. исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме.

Представитель ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Кабанов Н.М., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что руководство Дорожной инспекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Забайкальской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» разработан план приведения пассажирских посадочных платформ пригородного движения Забайкальской железной дороги в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ) до начала летних пассажирских перевозок сезона ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как пояснил представитель ответчика установление павильонов или навесов на посадочной платформе 7868 км невозможно, поскольку данная платформа расположена среди железнодорожных путей и установка данного оборудования будет препятствовать движению железнодорожных составов.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 784 ч.2 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Как следует из ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 г. 18-ФЗ «УставжелезнодорожноготранспортаРоссийской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, и подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, что пассажирские посадочные платформы от ст. <адрес> до ст. <адрес>, фактически отсутствуют, то есть асфальтовое покрытие посадочных платформ, где останавливаются пригородные поезда, находятся в неудовлетворительном состоянии. Асфальтовое покрытие посадочных площадок имеет сквозные трещины и проломы. Износ верхнего покрытия посадочных площадок более 50%. Кроме того, отсутствуют навесы, что не соответствует техническому состоянию платформ.

При проведении обследования технического состояния пассажирских посадочных платформ, на 7868 км, установлено их отсутствие. Данные платформы являются временными (насыпными), как заявлял ответчик, но тем не менее они расположены на четном и нечетном железнодорожном пути главного хода «<данные изъяты>», 7868 км и на них осуществляется посадка и высадка пассажиров пригородных поездов, следующих по маршруту <адрес> и <адрес>.

В соответствии раздела п.2.1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в дальнейшем ПТЭ) сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.

Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

Ст.210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из ответа заместителя начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении следует, что платформа, расположенная на 7868 км не вошедшая в Сооружение – Комплекс №, находится на балансе НДОПП.

В соответствии с п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. МПС РФ 26.05.2000 г. N ЦРБ-756, платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров.

В соответствие с п. 5.3 ПТЭ пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.

Пунктом 1 Распоряжения МПС РФ от 09.03.2004г. №80р действие указанных правил распространено на ОАО «Российские железные дороги» до принятия соответствующего технического регламента, который на сегодняшний день не принят.

Заявления представителя ответчика о том, что на данном перегоне – 7868 невозможно установление навесов или павильонов представитель истца считает обоснованными. В связи с чем от требований по обязыванию ответчика установить на данном перегоне павильоны или навесы истец отказывается.

Вместе с тем, в п.2 Распоряжения МПС РФ от 09 марта 2004г № 80р установлено, что ОАО «РЖД» самостоятельно принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО (в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. принадлежащей ОАО «РЖД», железнодорожного подвижного состава и их оборудования, а также по иным вопросам, поименованным в части 2 указанного пункта (где указаны конкретные пункты Правил). Решение по вопросам, урегулированным пунктами Правил, поименованными в части 2 п.2 указанного Распоряжения, ОАО принимает по согласованию с МПС РФ.

В силу закона обязанность по обустройству действующих и вновь открываемых остановочных пунктов лежит на ОАО «Российские железные дороги», как собственнике имущества.

В силу ст.4 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) организации, независимо от организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке.

Поскольку железная дорога является источником повышенной опасности, то посадочные платформы должны быть оборудованы надлежащим образом, а навесы и павильоны на остановочном пункте выполнять защитные функции для граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, их отсутствие создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, угрозу причинения вреда их имуществу. Круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта непостоянен, индивидуализировать его не представляется возможным, предъявление иска преследует цель предупреждения возникновения вреда, в связи с чем прокурором обоснованно предъявлен иск в интересах неопределенного крута лиц в силу ст.45 ГПК РФ. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей»).

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ государственная пошлина в размере четырех тысячи рублей должна быть взыскана с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свободненского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Российский железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ установить пассажирские посадочные платформы на 7868 км., перегона <адрес> в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ( утв. МПС РФ 26 мая 2000 года № ЦРБ-756 в ред. От 03 июля 2001 года, с изменениями от 09 марта 2004 года).

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий_________