Об обязании проведения работ по оборудованию пассажирских посадочных платформ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск

Белогорский районный суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,

с участием заместителя Свободненского транспортного прокурора Суханова Д.О.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальской железной дороге – филиал ОАО «Российские железные дороги» об обязывании ОАО «Российские железные дороги»произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ <данные изъяты> км перегона <адрес>, а также об обязывании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного пути остановочного пункта <данные изъяты> км перегона Белогорск-Возжаевка навесом или павильоном,

У С Т А Н О В И Л :

Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» с данными требованиями, по тем основания, что Свободненской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте.

Проверка проведена на предмет надлежащего технического состояния пассажирских посадочных платформ остановочного пункта (в дальнейшем о.п.) платформ <данные изъяты> км, перегона <адрес>.

В соответствии служебного расписания движения пригородных поездов на 2010 - 2011 годы, пригородные поезда №,№, № сообщением <адрес> и пригородные поезда №,№, № сообщением <адрес> на остановочной площадки, расположенной на <данные изъяты> км главного хода «<данные изъяты>» производят стоянку продолжительностью 1 минута. Стоянка пригородных поездов производится для посадки и высадки пассажиров.

При проведении обследования технического состояния пассажирских посадочных платформ, установлено их отсутствие, что является грубейшим нарушением «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», (утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ -756).

В соответствии раздела п.2.1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в дальнейшем ПТЭ) сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии. Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

В соответствии п. 5.1 ПТЭ платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров.

В соответствии п. 5.3. ПТЭ пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.

В соответствии п. 5.1 ПТЭ пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

Посадочные платформы с навесами или павильонами на о.п. 7871 км отсутствуют. Пассажиры производят посадку и высадку из пригородных поездов на земляное полотно (землю).

Отсутствие пассажирской платформы с навесом или павильоном является нарушением п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756, утвержденных Министерством путей сообщения 26.05.2000 г., в соответствии с которым пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст.784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст.80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке.

Согласно ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеем право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Кроме того, ст.210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Такимобразом,обязанностьпообустройствуисодержанию пассажирских посадочных платформ <данные изъяты> км возложена на ОАО «РЖД».

Содержание пассажирской посадочной платформы с нарушением установленных требований создает опасность для здоровья и жизни граждан и создает угрозу причинения вреда их имуществу.

Согласно ч.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

В силу изложенного, прокурор просит обязать ответчика произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ на 7872 км, а также оборудовать данные платформы навесом или павильоном.

В судебном заседании заместитель Свободненского транспортного прокурора Суханов Д.О. исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Кабанов Н.М., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что руководство Дорожной инспекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Забайкальской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» разработан план приведения пассажирских посадочных платформ пригородного движения Забайкальской железной дороги в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ) до начала летних пассажирских перевозок сезона 2011 года.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 784 ч.2 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Как следует из ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 г. 18-ФЗ «УставжелезнодорожноготранспортаРоссийской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

Установлено, что пригородные поезда №,№, № сообщением <адрес> и пригородные поезда №,№, № сообщением <адрес> на остановочной площадки, расположенной на 7871 км главного хода «Транссибирской магистрали» производят стоянку продолжительностью 1 минута. Стоянка пригородных поездов производится для посадки и высадки пассажиров.

Однако в ходе проверки, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что пассажирские посадочные платформы от ст. <адрес> до ст. <адрес>, фактически отсутствуют, то есть асфальтовое покрытие посадочных платформ, где останавливаются пригородные поезда, находятся в неудовлетворительном состоянии. Асфальтовое покрытие посадочных площадок имеет сквозные трещины и проломы. Износ верхнего покрытия посадочных площадок более 50%. Кроме того, отсутствуют навесы, что не соответствует техническому состоянию платформ.

На посадочной платформе № км пассажиры производят посадку и высадку из пригородных поездов на земляное полотно ( землю).

В соответствии раздела п.2.1. «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (в дальнейшем ПТЭ) сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.

Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

Ст.210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из ответа заместителя начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении следует, что платформа, расположенная на <данные изъяты> км не является балансовой единицей НДОПП.

В соответствии с п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. МПС РФ 26.05.2000 г. N ЦРБ-756, платформы и другие сооружения для обслуживания пассажиров должны обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров, а также пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

В соответствие с п. 5.3 ПТЭ пассажирские платформы должны соответствовать нормам по высоте и расстоянию от оси пути.

Пунктом 1 Распоряжения МПС РФ от 09.03.2004г. №80р действие указанных правил распространено на ОАО «Российские железные дороги» до принятия соответствующего технического регламента, который на сегодняшний день не принят.

Навесы и павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст.4 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) организации, независимо от организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке.

Кроме того, в п.2 Распоряжения МПС РФ от 09 марта 2004г № 80р установлено, что ОАО «РЖД» самостоятельно принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО ( в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. принадлежащей ОАО «РЖД», железнодорожного подвижного состава и их оборудования, а также по иным вопросам, поименованным в части 2 указанного пункта (где указаны конкретные пункты Правил). Решение по вопросам, урегулированным пунктами Правил, поименованными в части 2 п.2 указанного Распоряжения, ОАО принимает по согласованию с МПС РФ.

В силу закона обязанность по обустройству действующих и вновь открываемых остановочных пунктов лежит на ОАО «Российские железные дороги», как собственнике имущества.

Поскольку железная дорога является источником повышенной опасности, то посадочные платформы должны быть оборудованы надлежащим образом, а навесы и павильоны на остановочном пункте выполнять защитные функции для граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, их отсутствие создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, угрозу причинения вреда их имуществу. Круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта непостоянен, индивидуализировать его не представляется возможным, предъявление иска преследует цель предупреждения возникновения вреда, в связи с чем прокурором обоснованно предъявлен иск в интересах неопределенного крута лиц в силу ст.45 ГПК РФ. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей»).

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ государственная пошлина в размере четырех тысячи рублей должна быть взыскана с ответчика в местный бюджет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свободненского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Российский железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ установить пассажирские посадочные платформы на <данные изъяты> км., перегона <адрес> в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ( утв. МПС РФ 26 мая 2000 года № ЦРБ-756 в ред. От 03 июля 2001 года, с изм. от 09 марта 2004 года).

Обязать ОАО «Российский железные дороги» до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по оборудованию пассажирской платформы железнодорожного пути остановочного пункта <данные изъяты> км перегона <адрес>, навесом или павильоном, в соответствие с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26 мая 2000 года № ЦРБ-756.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета госпошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий ____________