о признании права собственности на самовольную постройку



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Баженовой Г.Б.,

при секретаре Романцовой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Гавриленко Н.В. к администрации МО <адрес> сельсовета о признании права собственности на самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с данными требованиями по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж Г. После его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты>.

Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен срок для принятия наследства.

Постановлением нотариуса <адрес> нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на гараж, расположенному по адресу: <адрес>, её отказано, так как отсутствуют правоустанавливающие документы на строение.

Постановлением Главы администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ её мужу Г. под строительство гаража в <адрес> был предоставлен земельный участок.

На основании данного постановления на имя Г. выдано свидетельство о праве пользования землей. В этот же году гараж был построен, строительство гаража осуществлялось её мужем самостоятельно. С момента постройки её семья пользовалась гаражом на правах собственника и использовала по прямому назначению.

В соответствии со ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента . регистрации.

Право собственности, таким образом, на недвижимое имущество, в силу названных норм, может возникнуть в том случае, если объект недвижимости создан на земельном участке, отведенном для этой цели в установленном законом порядке. Однако разрешение на строительство гаража на отведенном земельном участке на тот момент не выдавалось.

Полагая, что у её мужа при жизни возникло право собственности на строение – гараж, истица просит признать за ней право собственности в порядке наследования, на строение – кирпичный гараж, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым .

В судебном заседании истица исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что действительно нотариусом ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на гараж, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы на данное строение. Гараж её мужем был построен на земельном участке, выделенным ему администрацией <адрес> именно под строительство гаража. В то время не требовалось каких либо специальных разрешительных документов, поэтому они оформлены и не были. На <адрес> в <адрес>, кроме их личного гаража, находятся еще и другие гаражи. Никто не предъявлял претензий ни мужу, ни её о том, что гараж построен с нарушением градостроительных норм.

Представитель ответчика – Администрации <адрес> сельсовета в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В письменном ходатайстве просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения требований Гавриленко Н.В. не возражали.

Третьи лица – Д. и А. в судебное заседание не прибыли, извещены были надлежащим образом. Согласно представленных в суд заявлений, данные лица отказываются от наследства в пользу Гавриленко Н.В.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяет, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица, действуя свободно, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Как следует из положений п. 1 ст. 8 ГК РФ, граждане права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Законодатель (ст. ст. 9, 10 ГК РФ), предполагая разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений, определил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, однако они должны не допускать таких действий, которые осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

При этом законодатель предусмотрел и такие случаи, когда действия лиц по реализации своих гражданских прав не в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям, однако, при определенных условиях все-таки могут быть признаны правомерными, порождающими соответствующие права и обязанности.

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 19 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в п. 31 вышеуказанного Постановления, признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 2 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.

Как следует из положений п. 3 ст. 222 ГК РФ и соответствующих разъяснений вышеуказанного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, для признания судом за лицом права собственности на самовольную постройку необходимо наличие следующих условий:

нахождение земельного участка, где осуществлена постройка в собственности, пожизненном наследуемом владении, либо постоянном (бессрочном) пользование у заинтересованного лица;

отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении;

отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц указанной постройкой;

отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан со стороны такой постройки.

Как следует из материалов дела, земельный участок по <адрес> в <адрес>, где осуществлена данная постройка гаража, находился в пользовании Г., что подтверждается свидетельством о праве пользования на землю. Согласно данному постановлению Г. постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ под строительство гаража предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. Имеется и схема расположения гаража Г., в ряду других гаражей.

Установлено, что единственными признаками самовольной постройки Г. являются отсутствие у него разрешения на строительство и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию.

При этом судом установлено, что сохранение самовольной постройки, возведенной Г., не нарушает прав и охраняемых законом интересы других лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку с момента постройки гаража, до настоящего времени, претензий к В.А. никто не предъявлял. Г. с момента постройки и до дня своей смерти пользовался гаражом открыто. В настоящее время гаражом пользуется Гавриленко Н.В. и как она пояснила, оплачивает налог на имущество.

Как следует из материалов дела земельный участок, принадлежащий Г. прошел процедуру государственного кадастрового учета и согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ , участку с разрешенным использованием под строительство гаража присвоен кадастровый .

Истице в суд представлен технический паспорт и кадастровый паспорт на гараж, расположенные по <адрес> в <адрес>. Согласно представленных документов, гараж, площадью <данные изъяты> кв. м имеет инвентарный и кадастровый

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество.

Вместе с тем п. 8.Пленума разъясняет, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

Учитывая вышеизложенное, а также оценив в совокупности, представленные истицей доказательства, суд находит требования Гавриленко Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 193-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гавриленко Н.В. удовлетворить.

Признать за Гавриленко Н.В. право собственности в порядке наследования на строение кирпичный гараж с инвентарным , реестровым кадастровым , расположенный на земельном участке с кадастровым по адресу <адрес>.

Решение в течение одного месяца с момента вынесения может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд.

Председательствующий Г.Б. Баженова