№ 11-58/2011 г
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 мая 2011 г. г. Белогорск
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коханчик Д.В.,
при секретаре судебного заседания Немцевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой Ольги Михайловны на решение мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 3 от 16.12.2010 г по иску
Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области к Смирновой Ольге Михайловне о взыскании задолженности по налогу на имущество,
которым постановлено: взыскать с Смирновой Ольги Михайловны в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области 8255 рублей 33 копейки в счет задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени 132 рубля 69 копеек, а всего 8388 рублей 02 копейки. Взыскать с Смирновой Ольги Михайловны госпошлину в сумме 400 рублей в доход местного бюджета,
У С Т А Н О В И Л :
МИ ФНС России № 3 по Амурской области предъявила иск к Смирновой О.М. в котором просит суд взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2008 г в сумме 8255 рублей 33 копейка и пени в сумме 132 рубля 02 копейки, всего 8388 рублей 02 копейки.
Свое требование МИ ФНС России № 3 по Амурской области мотивирует тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество в соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц». Налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 г, поскольку инвентаризационная стоимость имущества изменилась в связи с переоценкой и предоставлением органами техинвентаризации сведений по переоценке за 2008 г в 2009 г. На имущество, находящееся в собственности ответчика, был доначислен налог исходя из инвентаризационной стоимости имущества:
квартиры по адресу <адрес>, инвентаризационной стоимостью 192496 рублей при ставке налога 1%, доля владения 1/1, сумма налога составляет 1924 рубля 96 копеек;
квартиры по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 638963 рубля при ставке налога 1%, доля владения 1/1, сумма налога составляет 6389 рублей 63 копейки.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена, поэтому 16 марта 2010 г Смирновой О.М. направлено требование № об оплате налога, которое в установленный срок не исполнено. 09 апреля 2010 г в связи с неисполнением требования в отношении ответчика Смирновой О.М., вынесено решение № о взыскании налога и пени через суд. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2008 г в сумме 8255 рублей 33 копейки, пени в сумме 132 рубля 02 копейки, а всего 8388 рублей 02 копейки.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца МИ ФНС России №3 по Амурской области требования поддержала в полном объеме, просит взыскать доначисленный налог.
Ответчик Смирнова О.М. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, представила отзыв, из которого следует, что с иском не согласна, так как налог на имущество за 2008 г, который был ей представлен до перерасчета, она уплатила своевременно. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает право налогового органа на повторное взыскание налога за один налоговый период или производить его перерасчет. Ссылаясь на нормы НК РФ, иск считает необоснованным, в удовлетворении требований просит отказать.
Судом первой инстанции было постановлено указанное решение.
Ответчик Смирнова О.М., не согласившись с решением суда первой инстанции, принесла на него апелляционную жалобу, в которой просит суд решение отменить, принять новое решение, которым отказать МИ ФНС России № 3 по Амурской области в иске.
Представитель истца МИ ФНС России № 3 по Амурской области Кузькинова О.В., действующая на основании доверенности считает доводы апелляционной жалобы неверными, а решение мирового судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Также представила возражения на апелляционную жалобу в которой подтверждается позиция МИ ФНС России № 3 по Амурской области об обоснованности предъявленного иска.
Смирнова О.М. в судебном заседании пояснила, что поддерживает апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям и мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исследование материалов дела приводит суд апелляционной инстанции к выводам о том, что суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в полном объеме, верно установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, распределив бремя доказывания между сторонами, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению, и пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований МИ ФНС № 3 России по Амурской области.
К такому выводу суд апелляционной инстанции приходит из следующего, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В пункте 1 статьи 23 кодекса установлены обязанности налогоплательщиков, в том числе обязанности уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В случае не исполнения обязанности по уплате налогов, сборов добровольно налоговый кодекс закрепляет порядок принудительного взыскания налогов и сборов.
Пунктом 1 статьи 45 кодекса закреплено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьями 69 и 70 НК РФ закреплен порядок и сроки направления требования об уплате налога и сбора. В статье 72 НК РФ пеня указана, как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ).
Статья 48 НК РФ содержит положения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под объектом налогообложения понимается - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I«О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения является, в том числе квартира, жилой дом.
Как следует их ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I«О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
В судебном заседании установлено, что Смирнова О.М. является собственником квартир по адресу: <адрес>, и квартиры <адрес>, в соответствии с установленными ставками, сумма налога на указанное имущество за 12 месяцев 2008 г.
В суде апелляционной инстанции Смирнова О.М. не отрицала факт того, что являлась собственницей вышеуказанного имущества в спорный налоговый период.
Так 21.11.2009 г в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № с расчетом налога на имущество физических лиц за 2008 г.
16.03.2010 г в адрес ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №, из которого следует, что Смирновой О.М. предложено в срок до 05.04.2010 г уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц и пеню.
Однако Смирновой О.М. в срок до 05.04.2010 г неуплачена недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2008 г в сумме 8255 рублей 33 копейки и пени 132 рубля 69 копеек, а всего 8388 рублей 02 копейки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции требования Межрайонной инспекции ФНС № 3 России по Амурской области к Смирновой О.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2008 г в сумме 8255 рублей 33 копейки и пени 132 рубля 69 копеек подлежат удовлетворению.
В судебном заседании Смирнова О.М. инвентаризационную стоимость объектов недвижимости не оспаривала, суд также учитывает, что к расчету применена соответствующая налоговая ставка, из суммы налогообложения МИ ФНС России № 3 по Амурской области вычтена сумма, ранее уплаченная Смирновой О.М. произведенная до перерасчета налога за 2008г..
Обсуждая возражения ответчика Смирновой О.М. о том, что истец не вправе делать перерасчет налога, суд приходит к следующему.
Налогообложение имущества физических лиц регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
В соответствии со ст. 1 Закона налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 3 названного Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Губернатора Амурской области от 29.03.2007 г. № 192 «Об утверждении коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц» определено, что для целей налогообложения с 1 января 2007 г. применять коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, в размере 28,96 единицы к базисному уровню цен на 1 января 1991 г.
Пунктом 1 Постановления губернатора Амурской области №276 от 02.07.2008 г. «О внесении изменений в Постановление губернатора от 29.03.2007 г. №192» утверждено, что для целей налогообложения с 01.01.2008г. применить коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, находящихся в собственности физических лиц в размере 32,14 единиц к базисному уровню цен на 01.01.1991 г. Причем в соответствии с п.4.1 вышеуказанного Постановления, данные коэффициенты сохраняют свое действие на 2009 г. и последующие годы, если не будет установлено иное.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта предоставлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 11 Закона лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 и п.1 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного совместным Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. №36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 01 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 01 января текущего года.
Из приказа Министерства Архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» от 04.04.1992 г. № 87 следует, что инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
Поскольку, налоговым органом первоначально был произведен налог на имущество физических лиц на основании неверных сведений инвентаризационной стоимости имущества физического лица, то в связи с предоставлением переоценки инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в 2009 г. за 2008 г., МИ ФНС России № 3 по Амурской области был произведен перерасчет размер налога на имущество физического лица Смирновой О.М. в соответствии с нормами действующего законадательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Судом правильно, с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка.
Изучение материалов дела показало, что нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 3 от 16.12.2010 г по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области к Смирновой Ольге Михайловне о взыскании задолженности по налогу на имущество, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смирновой О.М. без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Председательствующий Д.В. Коханчик