Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации... года гор.Белогорск
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.
при секретаре Л.
с участием представителя истца помощника прокурора г. Белогорска Гриневой М.В.
представителя ответчика администрации города Белогорск Н. действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Белогорска в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Б. к Администрации города Белогорска Амурской области о предоставления жилья
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Белогорска в интересах Б. обратился в суд с иском к администрации г. Белогорска Амурской области о предоставлении жилья, в котором указывает, что прокуратурой города Белогорска проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что на основании постановления Администрации г. Белогорска от ... года ... Б. ... года рождения в связи с окончанием учебного заведения включен во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ... года ...ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Б. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, так как его мать - Б. умерла ... года, отца нет. Б. окончила обучение в ГОУ начального профессионального образования «Профессиональный лицей ...» ... года. Из смысла правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей. ... года он обратился в администрацию г. Белогорск с письменным заявлением о включении ее во внеочередной список на получение жилья и предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения. Однако, в нарушение ЖК РФ, ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ администрация до сих пор не предоставила ему жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно постановлению Администрации г. Белогорск от ... ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установить норму предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека. Просит обязать администрацию города Белогорск Амурской области предоставить Б. ... года рождения, благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Белогорска, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Представитель истца помощник прокурора города Белогорска Г. в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ... года ...Ф3 предоставления жилья детям-сиротам не относится к вопросам местного значения, которые органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно за счет средств местного бюджета. Согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью субъектов РФ, а не органов местного самоуправления. Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ государственные полномочия Амурской области по обеспечению детей-сирот жильем переданы органам местного самоуправления. В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели государственными органами материальных ресурсов и финансовых средств. На 2009 год Амурской областью выделено городу Белогорск на данные цели 7173 000, использовано 7173 000 рублей, то есть приобретено 11 квартир; в 2008 году выделено 7079 000 рублей использовано 7042 000 рублей; в 2007 году выделено 1683 000 рублей использовано 1645 000 рублей. Таким образом г.Белогорск исполняет надлежащим образом переданные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в пределах выделенных Амурской области средств. За требования сверх выделенных средств ответственность несет Амурская область, а не органы местно самоуправления г.Белогорска. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились истец, представитель третьего лица Комитета по образованию, делам молодежи администрации города Белогорск, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя Комитета по образованию, делам молодежи администрации города Белогорск, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Прокурор города Белогорск обратился в суд с иском в интересах Б., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что основанием для подачи настоящего иска прокурором явилось письменное обращение в прокуратуру г.Белогорска Б. ... года.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод Б.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено, что Б., ... года рождения, уроженец г.Белогорска Амурской области.
Согласно свидетельства о рождении мать - Б., отец - Б., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Мать Б. умерла ... года.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Учитывая, возраст Б., который в возрасте до 18 лет остался без попечения единственного родителя, суд приходит к выводу, что Б. относится к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановления администрации г.Белогорска ... от ... года Б. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.1 ст.8 от ФЗ РФ 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты, а также лица из числа детей - сирот, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержденным Постановление Губернатора Амурской области
от 4 мая 2009 года N 222 Лица, указанные в п. 1 Порядка, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Б. в июне 2008 года окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ....
На основании постановления администрации города Белогорск от ... года ... в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с окончанием образовательного учреждения Б. включен во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы за Б. права на объекты недвижимого имущества.
Учитывая, что Б. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющая закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении орган местного самоуправления обязан обеспечить Б. по месту жительства в г. Белогорске вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно постановлению администрации г. Белогорска от 30 ноября 2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.
В судебном заседании установлен факт и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора города Белогорска в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Б. к Администрации города Белогорска Амурской области о предоставления жилья удовлетворить.
Обязать администрацию города Белогорска Амурской области предоставить Б., ... года рождения, уроженцу г.Белогорска Амурской области в городе Белогорске Амурской области изолированное жилое помещение пригодное для постоянного проживания граждан по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А. Сидельникова