Вынесено решение. Иск удовлетворен.



Дело ... / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


хх года г. Белогорск

Белогорский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Лисниченко Д.А.

при секретаре Петренко О. А.,

с участием истца Куличенко Ирины Михайловны,

представителя ответчика - государственного учреждения - управления Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области Емельяновой Татьяны Сергеевны, действующей на основании доверенности от хх года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куличенко Ирины Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Белогорске Амурской области о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным

у с т а н о в и л :

Куличенко И.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в гор. Белогорске о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в котором указывает, что хх года она обратилась в ГУ УПРФ в г. Белогорске Амурской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Федеральный Закон).

хх года ... она получила уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п.1 ч.6 ст.5 Федерального Закона. Данный отказ истец посчитал незаконным так как в соответствии со ст.5 Федерального Закона лица, имеющие право на материнский капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский капитал в любое время, после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Одновременно с заявлением установленной формы в территориальный орган ПФ РФ подаются документы, подтверждающие рождение или усыновление детей.

Истцом ответчику был представлен полный перечень документов, установленный Постановлением Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 года «О прядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Полагает, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что первый ребенок К. хх г.р., умерла, о чем истице было выдано свидетельство о смерти ..., однако хх года у неё родился второй ребенок К., в связи с чем. считает, что действующим законодательством не устанавливается зависимость возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки от факта смерти ребенка. При представлении всех необходимых документов не имеется правовых оснований для вынесения решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и отказ в его выдаче нарушает ее права и права ее второго ребенка, в связи с чем, просит суд признать уведомление руководителя органа Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Белогорске Амурской области от хх года № ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным и обязать Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Белогорске Амурской области (далее УПФР) выдать ей Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании истец настаивает на исковых требованиях, доводы указанные в иске поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что хх года истец обратилась в УПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением хх года второго ребенка. Уведомлением от хх года ... ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона.

Первый ребенок, рожденный истицей хх г. К. умерла хх г.

Статья 3 Федерального закона момент возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки связывает в частности с рождением женщиной второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года независимо от периода прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка (детей).

Вместе с тем, из буквального толкования Федерального закона не вытекает, что сам по себе факт рождения второго ребенка, является безусловным основанием для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Для получения мер государственной поддержки необходимо именно наличие двух и более детей в семье.

Так, в соответствии с преамбулой Федерального закона этот закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Использование в названии и тексте Федерального закона глагола «имеющих» во множественном числе и в настоящем времени предполагает предоставление дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим (а не имевшим) двух и более детей.

Такое толкование закона, подтверждается и содержащейся в ч. 6 ст. 3 Федерального закона нормой о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при одновременном наличии двух условий: рождение второго ребенка после 01 января 2007 года и наличие первого ребенка независимо от времени рождения последнего.

Куличенко И. М. на день обращения за государственным сертификатом (хх г.) имела одного ребенка - К. хх г.

Принимая во внимание, что к моменту фактического отказа Куличенко И. М. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал она имела только одного ребенка, у истицы не возникло право на получение такого сертификата, вследствие чего, отказом УПФР законные права и интересы Куличенко И. М. не нарушены, а у УПФР не возникла обязанность по выдаче соответствующего сертификата.

Объем сведений о лице имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, определен федеральным законом.

Так, федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (ст. 4 Федерального закона) должен содержать информацию о таких лицах. В том числе согласно пп. 8 п. 2 ст. 4 Федерального Закона «сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство)».

Таким образом, справка о рождении формы 26, выдаваемая компетентным органом в случаях, когда ребенок умер на первой неделе жизни не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка и факт гражданства Российской Федерации при установлении права на материнский (семейный) капитал.

По вышеизложенным обстоятельствам считает уведомление УПФР от хх года ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал истцу законным и просит в иске отказать,

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно справки о рождении ..., выданной хх года и свидетельством о смерти ... выданном хх года К. родилась хх года в гор. Белогорске, умерла в гор. @ хх года, о чем хх года составлена запись акта о смерти ... отдела ЗАГС по @ и @у.

В графе «мать» справки ... значится Куличенко Ирина Михайловна.

хх года у Куличенко И.М. родился сын К. (свидетельство о рождении ...).

В графе «мать» свидетельства значится Куличенко Ирина Михайловна.

хх года истец обратилась в УПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании Уведомления УПФР от хх года ... Куличенко И.М. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального Закона.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Исходя из указанной нормы, учитывая, что истица родила второго ребенка хх года, суд приходит к выводу, что Куличенко И.М. приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Факт смерти первого ребенка не является обстоятельством препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.

При этом, статья 4 Федерального Закона указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.

Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае никем не оспаривается.

Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.

Так, согласно с ч.2 ст.20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В связи с чем, суд делает вывод, что справка о рождении (а не свидетельство о рождении) ребенка, умершего на первой неделе жизни, соответствует п. 2 ст. 20 Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N873) установлено, что заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального Закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не поставлено Федеральным Законом в зависимость от продолжительности жизни детей.

В судебном заседании установлено, что истец при подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предоставила документы, подтверждающие рождение детей, в том числе справку о рождении К. ....

В связи с чем, довод ответчика об отсутствии свидетельства о рождении К. при наличии других доказательств ее рождения - справки о ее рождении ...., не основан на законе, так как данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в ч. 6 ст. 5 Федерального Закона не указано. Данный факт не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный), так как, как было указано выше, исходя из приведенных норм Федерального закона правовым и значимым основанием является факт рождения первого и второго ребенка, что в данном случае никем не оспаривается.

В связи с чем, доводы представителя ответчика, что для получения мер государственной поддержки необходимо именно наличие двух и более детей семье, а также должно быть представлено свидетельство о рождении первого ребенка суд находит не состоятельным.

При таких обстоятельствах, уведомление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Белогорске Амурской области ... от хх года об отказе Куличенко Ирине Михайловне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Куличенко Ирины Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, удовлетворить.

Признать уведомление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области ... от хх года об отказе Куличенко Ирине Михайловне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области выдать Куличенко Ирине Михайловне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Д.А. Лисниченко