Вынесено решение. Иск удовлетворен.



Дело .../ 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


хх года г. Белогорск

Белогорский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Лисниченко Д.А.

при секретаре Марченко И. В.,

с участием истца - Зениной Ольги Юрьевны, представителя истца помощника прокурора г. Белогорска Жидковой Н. Ю.,

представителя ответчика - администрации г. Белогорска Амурской области Туринской М. А., действующей на основании доверенности от хх года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белогорска в интересах Зениной Ольги Юрьевны к администрации г. Белогорска о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Белогорска в интересах Зениной О. Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Белогорска Амурской области о предоставлении жилья, в котором указывает, что прокуратурой города Белогорска проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что на основании постановления Администрации г. Белогорска от ххг. ... Зенина Ольга Юрьевна хх года рождения в связи с окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Белогорск от ххг. ... она принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Зенина Ольга Юрьевна хх года рождения, относится к категории лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - Г., на основании решения Белогорского городского суда от ххг. лишена родительских прав, отец - З. на основании решения Белогорского городского суда от хх года, лишен родительских прав.

До хх года Зенина О.Ю. обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Амурской области «Профессиональном училище ...» @.

Зенина О.Ю. обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получение жилья, обращении в суд в защиту ее интересов.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, детства, социальной защиты, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких- либо списков и очередей.

Зенина О.Ю. окончила обучение в ГОУ начального профессионального образования Амурской области «Профессиональное училище...» @, о чем свидетельствует свидетельство о среднем профессиональном образовании № ... от ххг. В хх она обратилась в Администрацию г. Белогорск с письменным заявлением о включении ее во внеочередной список на получение жилья и предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения.

Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 57 Ж К РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Администрация города Белогорска до сих пор не предоставила ей жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно постановлению Администрации г. Белогорск от 30.11.2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установить норму предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.

В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании изложенного прокурор г. Белогорска просит обязать администрацию города Белогорск Амурской области предоставить Зениной Ольге Юрьевне хх года рождения, благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Белогорска, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

В судебном заседании помощник прокурора г. Белогорска Жидкова Н. Ю. доводы указанные в иске поддержала и настаивала на удовлетворении исковых требованиях.

Истец Зенина О. Ю. поддержала исковые требования прокурора, просит исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-Ф3 предоставления жилья детям-сиротам не относится к вопросам местного значения, которые органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно за счет средств местного бюджета.

Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья детям-сиротам является обязанностью субъектов РФ, а не органов местного самоуправления.

Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11.04.2005г. №472-ОЗ государственные полномочия Амурской области по обеспечению детей-сирот жильем переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели государственными органами материальных ресурсов и финансовых средств.

На 2009 год Амурской областью выделено городу Белогорск на данные цели 7 173 000 рублей, использовано (приобретено 11 квартир) 7 173 000 рублей; в 2008 году выделено 7 079 000 руб. использовано 7 042 000 руб.; в 2007 году выделено 1 683 000 руб. использовано 1 645 000 руб.

Таким образом, г. Белогорск исполняет надлежащим образом переданные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в пределах выделенных Амурской областью средств. За требования сверх выделенных средств ответственность несет Амурская область, а не органы местного самоуправления г. Белогорск.

По вышеизложенным обстоятельствам просит в удовлетворении иска к администрации г. Белогорска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Белогорска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что хх года Зениной О. Ю. на имя прокурора г. Белогорска было подано заявление с просьбой обратиться в ее интересах в суд к администрации г. Белогорска о предоставлении жилого помещения.

Согласно постановления главы администрации г. Белогорска ... от хх г. в связи с тем, что мать ребенка Зениной Ольги Юрьевны хх года - Г. находится под следствием, место жительства отца - З. неизвестно, органам опеки и попечительства было указано решить вопрос об устройстве несовершеннолетней Зениной О. Ю. в государственное детское учреждение.

Согласно решения Белогорского городского суда от хх года З. был лишен родительских прав в отношении Зениной О. Ю.

Как следует из решения Белогорского городского суда от хх года Г. была лишена родительских прав в отношении Зениной О. Ю.

Как следует из свидетельства о среднем профессиональном образовании ... от ххг. Зенина О.Ю. хх года окончила обучение в ГОУ начального профессионального образования Амурской области «Профессиональное училище...» @.

В хх Зенина О. Ю. обратилась в администрацию г. Белогорск с письменным заявлением о включении ее во внеочередной список на получение жилья и предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения.

Согласно постановления главы администрации г. Белогорска ... от хх г. Зенина О. Ю. принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

На основании постановления и. о. главы администрации г. Белогорска от ххг. ... Зенина Ольга Юрьевна хх года рождения в связи с окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные постановления никем не оспорены и являются действующими.

Согласно сообщений и. о. директора МУП «Белогорсктехинвентаризация»... от хх года и государственного регистратора ... от хх г., ... Зенина О. Ю. собственного жилого помещения в г. Белогорске не имеет.

Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный Закон) настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 Федерального Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая, что до достижения возраста 18 лет родители Зениной О. Ю. были лишены родительских прав в отношении неё, Зенина О. Ю. в соответствии со ст.1 Федерального Закона, до 18 лет являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время Зенина О. Ю. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей (абзац 4 ст.1 Федерального Закона).

Статус Зениной О. Ю. как лица, оставшегося без попечения родителей, предоставляет ей дополнительные гарантии по социальной поддержке, то есть законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите её прав, в том числе и право на обеспечение жилым помещением, которое Зенина О. Ю. приобрела с момента приобретения ею указанного статуса.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ определенным категориям граждан, установленным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

До хх года Зенина О.Ю. обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Амурской области «Профессиональном училище ...» @.

В хх она обратилась в Администрацию г. Белогорск с письменным заявлением о включении ее во внеочередной список на получение жилья и предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения.

Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федерального Закона, администрация города Белогорска до сих пор не предоставила ей жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно постановления администрации г. Белогорска от 30.11.2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.

В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Во исполнение Закона Амурской области от 11.04.2005 N472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Губернатором Амурской области была издано постановление от 4 мая 2009 г. N 222, которым был утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее Порядок).

Согласно п. 8. Порядка орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что расходы на реализацию мер по обеспечению этих лиц жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета, а лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди.

Обеспечение вне очереди жилым помещением этих лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в связи с чем доводы представителя администрации г. Белогорска о том, что администрация исполняет надлежащим образом переданные государственные полномочия по обеспечению жильем лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделенных Амурской областью средств в пределах выделенных на эти цели областным бюджетом финансовых средств не основаны на законе.

Таким образом, выявленные прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства со стороны администрации г. Белогорска нарушают права Зениной О. Ю.

Дела по жилищным спорам возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, а также прокуроров.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ст. 10 Федерального закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В силу ст. 45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что по рассматриваемому факту нарушения жилищных прав, прокурору г. Белогорска поступило обращение Зениной О. Ю.

Таким образом, обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурором г. Белогорска законно и обоснованно.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Белогорска в интересах Зениной Ольги Юрьевны к администрации г. Белогорска о предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать администрацию г. Белогорска Амурской области предоставить Зениной Ольге Юрьевне хх года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно - техническим нормам, расположенное на территории г. Белогорска Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Взыскать с администрации г. Белогорска Амурской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Д.А. Лисниченко