Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
хх года г.Белогорск
Белогорский городской суд в составе
председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,
при секретаре Дорониной Ю.Ю.,
с участием представителя прокурора г.Белогорска Жидковой Н.Ю., представителя ответчика Горосова В.П., третьего лица Ярошенко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Белогорска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Мелькомбинат-2» о признании незаконным решения общего собрания собственников помещения о создании Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2» и ликвидации Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2»,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Белогорска обратился в суд с настоящим иском, указав, что хх года составлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по ул.@, ... ..., ..., ..., ..., ул.@ ... ..., ул.@ ... о создании Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2», тогда как фактически собрание собственников помещения не проводилось, жильцы на собрание не собирались, протокол и решение о создании ТСЖ не подписывали. На основании решения собрания от ххг. в налоговых органах зарегистрировано ТСЖ «Мелькомбинат-2». В силу ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Нарушения, допущенные при создании ТСЖ «Мелькомбинат-2», являются неустранимыми, так как в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения. Просит суд признать решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Мелькомбинат-2» от ххг. незаконным и не порождающим последствий с момента принятия и отменить данное решение; обязать председателя ТСЖ «Мелькомбинат-2» Горосова В.П. произвести ликвидацию ТСЖ «Мелькомбинат-2».
В судебном заседании помощник прокурора г.Белогорска доводы заявления поддержала и пояснила, что государственная регистрация юридического лица - ТСЖ «Мелькомбинат-2» произведена налоговым органом на решения о создании Товарищества, которое фактически собственниками помещений в жилых домах по ул.@, ул.@, ул.@ не принимались - жильцы домов не собирались на собрание и не извещались о его проведении. Учитывая, что при создании Товарищества были допущены грубые нарушения закона, ТСЖ «Мелькомбинат-2» подлежит ликвидации на основании ч.2 ст.61 ГК РФ. Нарушения закона при создании Товарищества носят неустранимый характер, так как в налоговый орган представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения. Просит суд признать решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Мелькомбинат-2» от ххг. незаконным и не порождающим последствий с момента принятия и отменить данное решение; обязать председателя ТСЖ «Мелькомбинат-2» Горосова В.П. произвести ликвидацию ТСЖ «Мелькомбинат-2».
Представитель ответчика Горосов В.П. - председатель ТСЖ «Мелькомбинат-2», действующий на основании прав по должности, в судебном заседании пояснил, что в налоговый орган для государственной регистрации создания ТСЖ «Мелькомбинат-2» им был представлен протокол общего собрания жильцов домов по ул.@, ул.@, ул.@. Фактически общее собрание в порядке, предусмотренном ст.45 ЖК РФ, им не проводилось, жильцы не извещались о проведении собрания, на собрании не присутствовали, не было организовано заочное голосование. С заявленными прокурором требованиями согласен. Устранить нарушение закона, допущенное при создании Товарищества, возможно, собрав жильцов дома на собрание или организовав заочное голосование, но для этого требуется время.
Третье лицо Ярошенко Т.И. в судебном заседании пояснила, что является учредителем ТСЖ «Мелькомбинат-2». Подтверждает, что общее собрание ххг. для создания Товарищества и заочное голосование фактически не проводилось. С доводами, изложенными прокурором в заявлении, согласна.
В судебное заседание не явилась третье лицо Горосова Т.С. - учредитель ТСЖ «Мелькомбинат-2», будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц полагает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрение дела в отсутствие третьего лица.
Выслушав представителей прокурора, ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, оценив доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ххг. в Единый государственный реестр юридических лиц включены сведения о создании юридического лица - Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2».
Процедура создания ТСЖ включается в себя два основных этапа: первый- принятие решения о создании ТСЖ на общем собрании собственников помещений; второй - государственная регистрация ТСЖ.
В соответствии с ч.1 ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты (ч.5 ст.135 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Первым этапом в образовании ТСЖ является принятие решения о его создании на общем собрании собственников помещений, при котором следует неукоснительно соблюдать требования ЖК РФ к порядку создания ТСЖ.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в силу ч.1 ст.44 ЖК РФ является органом управления многоквартирным домом и должно проводиться по правилам, предусмотренным ст. 45-48 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.3, 4 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ч.1).
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3).
В силу ч.3 ст.135 ЖК РФ число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме согласно ст.47 ЖК РФ может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Ст.48 ЖК РФ установлен порядок голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с которым голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч.4,5).
Приведенный порядок при создании ТСЖ «Мелькомбинат-2» соблюден не был - судом установлено и не оспаривается учредителями ТСЖ «Мелькомбинат-2» Горосовым В.П. и Ярошенко Т.И., что при создании Товарищества общее собрание собственников жилых домов по @ ... ..., ..., ..., ..., @, ......, ..., @, о котором имеется протокол от ххг., фактически не проводилось, собственники жилых помещений на собрании не присутствовали, о собрании не извещались, заочное голосование собственников жилья не проводилось.
Учитывая, что решение общего собрания собственников помещений в указанных домах, оформленное протоколом от ххг., проведено не было; протокол общего собрания от ххг. составлен с нарушением требований ст.ст.44-48 ЖК РФ, решение собственников жилых помещений от ххг. является незаконным и подлежит отмене с момента его принятия.
Протокол общего собрания от ххг. явился основанием для государственной регистрации ТСЖ «Мелькомбинат-2» как юридического лица - в соответствии со ст.12 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
На основании представленных учредителем ТСЖ «Мелькомбинат-2» Горосовым В.П.в налоговый орган документов ххг. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Товарищества ....
Прокурор, ссылаясь на незаконность решения о создании ТСЖ «Мелькомбинат-2», обратился в суд с требованием о ликвидации Товарищества.
В соответствии со ст.141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1,2 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Таким образом, ТСЖ может быть ликвидировано: по решению общего собрания его членов,
по решению суда, если
а) при его создании были допущены грубые нарушения закона (носящие неустранимый характер);
б) ТСЖ допускает неоднократные или грубые нарушения закона;
в) требование о ликвидации было предъявлено налоговым органом или прокурором по перечисленным выше основаниям;
г) оно объявлено банкротом.
Обратившись в суд с требованием о ликвидации ТСЖ «Мелькомбинат-2», прокурор ссылается на допущенные при создании Товарищества грубые нарушения закона. Однако, ликвидация юридического лица по указанному основанию возможна только при условии, если такие нарушения носят неустранимый характер.
В случае, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, оснований для ликвидации юридического лица по ч.2 ст.61 ГК РФ нет.
Решение о ликвидации юридического лица должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных этим последствий. Санкция, предусмотренная пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может применяться по одному лишь формальному основанию.
При принятии решения о ликвидации следует установить, что нарушения, допущенные при создании юридического лица столь существенны, что позволяют принять решение о ликвидации Товарищества в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц; как мера воздействия она должна быть соразмерна и адекватна конституционно защищаемым ценностям.
Из материалов дела следует, что основанием для государственной регистрации ТСЖ «Мелькомбинат-2» послужил протокол общего собрания собственников помещений многоквартирных домов. Препятствий для проведения общего собрания собственников жилых помещений в порядке, предусмотренном ст.ст.44-48 ГК РФ, нет.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что провести общее собрание собственников помещений домов, указанных в протоколе об ххг., то есть устранить нарушения, допущенные при создании ТСЖ «Мелькомбинат-2», невозможно. Представитель Товарищества в судебном заседании пояснил, что общее собрание собственников помещений жилых домов, в том числе, путем заочного голосования, провести возможно, для этого требуется дополнительное время.
Учитывая изложенное, а также то, что ликвидация юридического лица является исключительной мерой воздействия, суд не находит оснований для ликвидации ТСЖ «Мелькомбинат-2» в настоящее время.
Кроме того, как следует из разъяснения Президиума ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в п.2 отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Решение о ликвидации юридического лица может быть принято его учредителями (участниками), и в силу ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является основанием для внесения регистрирующим органом изменений в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора г.Белогорска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Мелькомбинат-2» о признании незаконным решения общего собрания собственников помещения о создании Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2» и ликвидации Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2» частично удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по @, ......, ... ..., ..., ..., @, ......, ..., @ г.Белогорска Амурской области о создании Товарищества собственников жилья «Мелькомбинат-2» от хх года незаконным и отменить с момента принятия.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено хх года.
Судья Л.Е.Факеева