О предоставлении жилья лицу из числа детей сирот



Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

хх года гор. Белогорск

Белогорский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сидельниковой И.А.

при секретаре Барышевой С.И.

с участием помощника прокурора - Броницкой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Белогорска в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Скрипка Евгения Анатольевича к Администрации города Белогорска Амурской области о предоставления жилья

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Белогорска в интересах Скрипка Е.А. обратился в суд с иском к администрации г. Белогорска Амурской области о предоставлении жилья, в котором указывает, что прокуратурой города Белогорска проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что на основании постановления Администрации г. Белогорска от хх года ... Скрипка Е.А. хх года рождения в связи с окончанием учебного заведения включен во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Скрипка Е.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, так как его мать - С. решением суда от хх года лишена родительских прав, отец -С. - решением суда от хх года лишен родительских прав. До хх года Скрипка Е.А. обучался в @. Из смысла правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей. В хх года он обратилась в администрацию г. Белогорск с письменным заявлением о включении ее во внеочередной список на получение жилья и предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения. Однако, в нарушение ЖК РФ, ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ администрация до сих пор не предоставила ему жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно постановлению Администрации г. Белогорск от 30.11.2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установить норму предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека. Просит обязать администрацию города Белогорск Амурской области предоставить Скрипке Евгению Анатольевичу хх года рождения, благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Белогорска, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Представитель истца - помощник прокурора г.Белогорска Броницкая Н.В. в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддержала.

В судебное заседание не явились истец Скрипка Е.А., представитель ответчика Администрации города Белогорск, представитель третьего лица Комитета по образованию, делам молодежи администрации города Белогорск, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Скрипка Е.А., представителя ответчика Администрации города Белогорск, представителя Комитета по образованию, делам молодежи администрации города Белогорск, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Прокурор города Белогорск обратился в суд с иском в интересах Скрипка Е.А., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что основанием для подачи настоящего иска прокурором явилось письменное обращение в прокуратуру г.Белогорска Скрипка Е.А. хх года.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод Скрипка Е.А.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено, что Скрипка Евгений Анатольевич хх года рождения, уроженец г. Белогорска Амурской области.

Согласно свидетельства о рождении мать - С., отец - С..

Исходя из решения @ суда @ от хх года, вступившим в законную силу, мать С. лишена родительских прав в отношении Скрипка Евгений Анатольевича хх года рождения.

Исходя из решения Белогорского городскогосуда @ от хх года, вступившим в законную силу, отец С. лишен родительских прав в отношении Скрипка Евгений Анатольевича хх года рождения.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая, возраст Скрипка Е.А., который в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, суд приходит к выводу, что Скрипка Е.А. относится к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановления администрации г.Белогорска от хх года Скрипка Е.А. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением администрации города ... от хх года Скрипка Е.А. в связи с окончание учебного заведения включен во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст.8 от ФЗ РФ 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты, а также лица из числа детей - сирот, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержденным Постановление Губернатора Амурской области
от 4 мая 2009 года N 222 Лица, указанные в п. 1 Порядка, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Скрипка Е.А. в хх года окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования @

Учитывая, что Скрипка Е.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, после окончания пребывания в образовательном учреждении орган местного самоуправления в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ обязан обеспечить Скрипка Е.А. по месту жительства в г.Белогорске вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Скрипка Е.А., проживает по адресу @, был зарегистрирован по данному адресу с хх года, проживал совместно с И., которая являлась нанимателем данной квартиры и умерла хх года.

хх года со Скрипка Е.А. был заключен договор социального найма, согласно которого Скрипко Е.А. предоставлена одна комната ... в общежитии по @ общей площадью 32,8 кв.м, жилой 20,1 кв.м.

В связи с утратой оснований (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ) Постановлением администрации г.Белогорска ... от хх года, утверждены Списки граждан, исключенных из списков лиц, нуждающихся в жило помещении и утратившие право на получение жилых помещений, в которых указана Скрипка Е.А..

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности комната является муниципальной собственностью г.Белогорска, закреплена в муниципальной казне на основании решения Амурского областного Совета народных депутатов от 22 ноября 1991 года «О муниципальной и государственной (областной) собственности» в разделе № 12 Муниципальные жилые помещения (общежития). Исходя из данного решения в целях обеспечения владения, распоряжения и управления районными городским Советами народных депутатов муниципальной собственностью областной совет народных депутатов решил установить, что экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность в состав которой подлежит включению жилой фонд, находящиеся на балансе местных Советов либо предприятий и организацией, подведомственных им, согласно приложения 23.

Ст.7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Вместе с тем указывая в договоре социального найма статус предоставленного жилого помещения - общежития ответчиком не представлено в суд, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, доказательств, что оно утратило данный статус.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления не исполнил обязанность по обеспечению Скрипка Е.А. жильем, так как в силу ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан, относятся к категории временного жилья. Между тем по договору социального найма подлежит предоставлению жилое помещение на праве бессрочного владения и пользования жилым помещением.

В связи чем, данные обстоятельства не свидетельствуют об утрате Скрипка Е.А. оснований на получения жилья по договору социального найма по п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано за Скрипка Е.А. прав на объекты недвижимого имущества.

В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно постановлению администрации г. Белогорска от 30 ноября 2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.

Учитывая, что орган местного самоуправления не обеспечил Скрипка Е.А. жилым помещением по месту жительства в г.Белогорске, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора города Белогорска в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Скрипка Евгения Анатольевича к Администрации города Белогорска Амурской области о предоставления жилья удовлетворить.

Обязать администрацию города Белогорска Амурской области предоставить Скрипка Евгению Анатольевичу, хх года рождения, уроженцу г.Белогорска Амурской области в городе Белогорске Амурской области изолированное жилое помещение пригодное для постоянного проживания граждан по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья И.А. Сидельникова